Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельности

Общая характеристика структурных компонентов речевой

Характеристика компонентов речевой деятельности

Цель Средства Способы Результат
Конструирование текста Слово, предложение, интонация, жесты, мимика, позы, молчание Говорение, слушание, чтение, письмо (писание) Мысль– текст

 

Целью речевой деятельности, как это видно из табл. 2.1, является процесс осознанного конструирования, создания текста посредством слов и предложений. Если способности (слушание, говорение, чтение, письмо) развиваются на рефлексивной основе, то они приобретают новое, сознательно неформальное значение. При осознанном и осмысленном применении всех компонентов речевой деятельности закономерен результат – развитие сознания, т. е. «интеллектуальной духовности» (К.Я. Вазина).

Речевая деятельность является объективно-субъективной способностью человека.

Объективность ее объясняется одинаковой для всех людей идеально-материальной заданностью. Так, у каждого есть речевой аппарат, органы чувств. Любой человек рождается со способностью «переводить» окружающий мир в образ-слово. Всем нам даны коммуникативные способности: слушать, говорить, читать, писать. И, наконец, каждый осуществляет деятельность, представляющую собой единство цели, средств, способов, результата и рефлексии.

Субъективность, уникальность речевой деятельности обусловлена степенью развития сознания конкретного человека и его чувствительности. Неповторимы и характерное для любой личности целеполагание, и подбор языковых средств при создании текста, и интонационно-жестовое оформление речи, и многое другое. Обращаем особое внимание на то, что уровнем развития речевой деятельности задается качество и приоритетность устанавливаемых человеком отношений (в соответствии с личными ценностными ориентациями). То есть речевая деятельность конкретного человека является и одежкой, по которой встречают, и умом, по которому провожают, оценивают.

 

► Как вы понимаете смысл последнего предложения? Аргументируйте свою позицию.

 

Охарактеризуем подробнее основные структурные компоненты речевой деятельности.

Используемые в речевой деятельности средства можно разделить на четыре группы:

· вербальные средства устного и письменного речевого взаимодействия;

· вербальное средство устного взаимодействия;

· невербальные средства устного взаимодействия;

· невербальные средства письменного взаимодействия.

Охарактеризуем каждую из этих групп.

1. Вербальные средства устного и письменного речевого взаимодействия представлены в табл. 2.2.

Таблица 2.2

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рефлексия | Вербальные средства речевого взаимодействия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.