КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимосвязь стилистики и смежных дисциплин
Стилистика как раздел языкознания. Структура стилистики Стиль во всех его значениях является предметом стилистики – раздела языкознания, который изучает а) выразительные средства и возможности языка и б) закономерности функционирования (использования) последнего в различных сферах общественной жизни. Активное развитие стилистики в ХХ в., особенно в его второй половине, предопределил ряд факторов, основным из которых является глобальная переориентация гуманитарных наук. Основным объектом всестороннего изучения и исследования становится человек, а точнее – его поведение, в частности речевое поведение в конкретной ситуации общения. Именно в этот период учеными разрабатывается теория речевой деятельности, в связи с чем их исследовательские интересы выходят за пределы строя языка и его единиц. Лингвисты, психологи, методисты всё чаще обращаются не только к вопросам ситуативного использования языка, но и к психологическим, когнитивным, социокультурным, ментальным, т. е. к экстралингвистическим (относящимся к внеязыковой действительности) основам речевой деятельности. Так возникает понятие «когнитивная наука», изучающая человеческий разум, мышление, а также все те процессы, которые с ними связаны. Когнитивная наука представляет по существу целый комплекс наук; в её составе активно развивается и стилистика – учение во многом смежное (соприкасающееся) с другими гуманитарными отраслями знания. Следовательно, специфика стилистики предполагает необходимость выхода за рамки языкознания, поскольку многие стилистические явления невозможно объяснить без использования наряду с лингвистической терминологией и понятийного аппарата (а значит, и терминологии) других, смежных с лингвистикой наук: риторики, культуры речи, психологии, социологии, логики и пр. Содержательно наиболее близки к стилистике такие дисциплины, как культура речи и риторика. Общее и различия между ними отражены в табл. 7.1. Таблица 7.1
Стилистика как учение использует два основных подхода к рассмотрению и стилистической дифференциации языковых ресурсов. 1. Подход, предполагающий поуровневую стилистическую характеристику языковых единиц, представлен в табл. 7.2. Таблица 7.2 Разделы стилистики
Такой, условно говоря, «горизонтальный» способ ориентирован в большей мере на выявление стилистического языкового ресурса. Он позволяет дифференцировать основные единицы языка с точки зрения их функционально-стилистической принадлежности или экспрессивно-эмоциональной окрашенности и, в конечном итоге, изучает систему стилистических вариантов – синонимов на всех языковых уровнях, например: · на лексическом: родина – родная земля – отчизна – отечество; скоро – быстро; · на грамматическом: верить – веровать; тот, кто умеет читать – умеющий читать; настанет время – не заставит себя ждать время – придет время; и т. д. На основе такого подхода в рамках стилистики можно выделить следующие разделы: · стилистика ресурсов, занимающаяся изучением и описанием стилистически значимых средств и возможностей языка; этот основной раздел стилистики по-другому называют стилистика языка, структурная стилистика, аналитическая стилистика; ● экспрессивная стилистика, изучающая средства выразительности речи; · сопоставительная стилистика, предмет изучения которой – стилевые системы двух или нескольких сравниваемых языков. 2. Подход, подразумевающий определение на всех уровнях языка средств, являющихся характерными для определенной коммуникативной ситуации, функционального стиля (схематически он представлен в рис. 7.5).
Рис. 7.5. Функциональный аспект стилистики Данный подход является основой для активного развития следующих разделов стилистики: · функциональная стилистика, основным предметом изучения которой являются закономерности использования языковых ресурсов в типичных речевых ситуациях; · стилистика текста, которая, являясь составной частью функциональной стилистики, всё же имеет свой предмет изучения – закономерности организации речевого произведения; разумеется, при этом в первую очередь учитываются способы наилучшей для реализации авторского замысла организации текста; · историческая стилистика, изучающая формирование функциональных стилей в связи с историей развития русского литературного языка; · стилистика художественной речи, предметом рассмотрения которой является своеобразие функционирования языка в художественном тексте, а также индивидуально-авторские стили. В целом, стилистика – это молодая и перспективная наука. Её взаимосвязь с другими учениями, их взаимовлияние может послужить основой для становления и развития как других разделов стилистики, так и новых научных дисциплин. ► Как, с Вашей точки зрения, взаимодействуют стилистика и психология, стилистика и социология? Список рекомендуемой литературы
ЛЕКЦИЯ № 8 Строгие стили: официально-деловой стиль, научный стиль План лекции 8.1. Общее понятие о строгих стилях 8.2.Сфера употребления и подстили официально-делового стиля. Документ 8.3. Сфера употребления научного стиля. Термин и терминология 8.4. Подстили научного стиля 8.5. Стилеобразующие черты строгих стилей и языковые средства ихвоплощения
8.1. Общее понятие о строгих стилях В системе функциональных стилей современного русского языка официально-деловой стиль и научный стиль занимают особое место и поэтому объединены общим названием строгие стили. В чём же заключается суть подобного названия? Дело в том, что овладение этими стилями требует от нас соблюдения особых, дополнительных норм. Соблюдать нормы литературного языка мы обязаны в любой ситуации общения, в рамках любого функционального стиля. А при создании делового или научного текста необходимо учитывать ещё и дополнительные требования – особые, внутристилевые (текстовые) нормы. Эти нормы, например, регламентируют объём научного текста. Так, научная статья, как правило, не должна превышать 10-12 страниц печатного текста, дипломная работа – 50-80 страниц, кандидатская диссертация – 150 страниц. Особые требования предъявляются и к оформлению документов: регламентируется использование продольного (книжный формат) или поперечного (альбомный формат) бланка, в особых случаях – гербовой бумаги, а также выбор и расположение реквизитов (о чём подробнее будет рассказано ниже, в § 8.2. данной лекции) и многие другие моменты. Недопустимо также произвольное оформление некоторых научных текстов, в частности курсовой или дипломной работы, диссертации и т. д.; необходимые элементы их содержания предписываются ГОСТами. Существуют и собственно языковые ограничения и предписания. Например, в деловом письменном или научном тексте (за исключением научно-популярного подстиля) невозможно употребление разговорной лексики и фразеологии, осторожно используются оценочные языковые средства. Таким образом, ситуации, в которых функционируют строгие стили, требуют от пишущего (говорящего) не просто общей грамотности, но и особых умений и навыков, прежде всего композиционно-речевых. В связи с вышеизложенным создание научных и – особенно! – официально-деловых текстов вызывает у нас, носителей языка, определённые затруднения.
► Писать стихи или сочинять пьесы тоже трудно. Почему же художественный стиль не относят к «строгим» стилям?
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |