Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных типов рынков

Вопросы для контроля

 

1. Инвестиции. Сущность, виды, источники и направления.

2. Инвестиционная политика предприятия.

3. Инвестиционный проект.

4. Оценка коммерческой эффективности инвестиционных проектов: показатели, критерии.

5. Норма дисконтирования.

6. Индекс доходности, внутренняя норма доходности.

12. конкурентоспособность предприятий

 

12.1. Конкурентоспособность производства и предприятия в условиях

рыночной экономики

 

В условиях рыночной экономики предприятия, обеспечивая выпуск продукции требуемого потребителю качества, действуют в конкурентной среде, являющейся неотъемлемой чертой рынка. Для обеспечения эффективной деятельности предприятия, ориентированной на выпуск продукции, обладающей необходимым потребителю качеством и конкурентоспособностью, необходимо целенаправленно и профессионально изучать и анализировать конкурентную среду, реализуя один из принципов маркетинга: «Кто забывает о конкурентах, того завтра забудет рынок». Характер конкурентной среды зависит от конкурентной структуры или типа рынка. При этом обычно выделяют четыре возможные конкурентные структуры в распространенной типологии рынков (табл. 12.1).

Совершенная конкуренция характерна для рынка, в котором участвуют множество продавцов и покупателей одинакового товара или услуги (например, пищевые продукты, сырье, ценные бумаги и т. п.).

 

Таблица 12.1

Параметры Виды конкуренции
совершенная конкуренция монополистическая конкуренция олигополия монополия
         
Количество предприятий, производящих продукт Много независимых предприятий; нет контроля по рынкам Много предприятий, производящих сходные товары и услуги Несколько крупных предприятий, производящих товары и услуги Один продукт и одно предприятие
Контроль над ценами Контроля нет. Цены определяются рынком Влияние ограничено возможностью замены Существует влияние «ценового лидера» Практически полный контроль

 

Продолжение табл. 12.1

 

         
Товарная дифференциация Отсутствует. Продукты неразличимы по свойствам и качеству Товары и услуги дифференцированы для сегментов рынка Существенна для отдельных продуктов. Мала для стандартизованных Отсутствует
Уровень усилий для входа на рынок Относительно легкий вход и выход Относительно легкий вход и выход Трудный вход, часто требующий больших инвестиций Очень трудный вход и выход

 

Монополистическая конкуренция возникает на рынках с большим числом продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары.

Олигополистическая конкуренция существует на рынках, где преобладает и доминирует продукция нескольких крупных предприятий, производящих как одинаковую по качественным характеристикам (стандартизованную) продукцию, так и различную по своим параметрам (например, в автомобильной промышленности, производстве бытовых холодильников, аудио- и видеотехники, сигарет, канцелярских товаров и т. п.).

В случае чистой монополии на рынке представлено одно предприятие или отрасль-монополист, создающие и реализующие конкретную продукцию или услугу, что позволяет им устанавливать монопольную цену в соответствии с платежеспособным спросом (например, электрическая и газовая компании, железнодорожный транспорт, трубопроводы и т. п.).

Анализ характеристик основных конкурентов целесообразно проводить по следующим направлениям.

Рынок: емкость рынка и его основные сегменты: способы проникновения конкурентов на рынок; расстановка приоритетов конкурентов на данном рынке; гибкость и адаптивность рыночной стратегии конкурентов; устойчивость положения конкурентов на определенных сегментах рынка; реакция конкурентов на возможные изменения рыночной ситуации, в частности рыночную диверсификацию, изменение цен и др.

Продукция и услуги: степень новизны; качество; уникальность; универсализм; многовариантность в использовании; габариты; упаковка; уровень сервисного обслуживания; гарантийный срок; престиж торговой марки и др.

Цена и финансовые отношения с потребителями: прейскурантная цена; рыночная цена реализации; льготная цена и уровень льготных скидок; формы и сроки платежа; условия кредита; политика ценообразования конкурентов в отношении освоенных в производстве и создаваемых изделий и услуг.

Организация сбыта и распределения: формы сбыта (прямая доставка, торговые представители, оптовые посредники – дилеры, дистрибьюторы, комиссионеры, агенты); каналы сбыта; степень охвата рынка; эффективность размещения складских помещений, системы контроля запасов, системы транспортировки и др.

 

12.2. Взаимосвязь конкурентоспособности и качества выпускаемой

продукции

 

В условиях рынка конкуренция представляет собой основной механизм формирования хозяйственных отношений и способ оздоровления экономики. Конкуренция – элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия вложения капитала.

Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой.

Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров.

Межотраслевая конкуренция – вид конкуренции между производителями, действующими в разных отраслях экономики.

Свободная конкуренция способствует:

■ наиболее рациональному и эффективному развитию экономики;

■ постоянному совершенствованию техники и организации труда;

■ внедрению научно-технических достижений в производство;

■ снижению издержек производства (уменьшению себестоимости товаров и услуг путем увеличения производительности труда и уменьшения производственных затрат);

■ расширению ассортимента;

■ улучшению торгового и последующего обслуживания покупателей;

■ повышению качества товаров.

В последние годы в Украине во многом снизились темпы обновления выпускаемой продукции и уменьшилось количество ставящихся на производство изделий, соответствующих лучшим мировым и отечественным достижениям. Так, в основном лишь каждый десятый образец новой осваиваемой продукции превосходит (или соответствует) по уровню качества лучшие мировые аналоги. Кроме того, много нареканий и рекламаций поступает со стороны отечественных потребителей на качество продукции и оказываемых услуг (дефекты, брак, несоответствие эксплуатационных показателей качества требованиям нормативно-технической документации и др.).

Конкуренция вынуждает производителя постоянно увеличивать капитал и совершенствовать производство, что способствует быстрому развитию производительных сил, постоянным переворотам в технике, которые сопровождаются ростом масштабов производства, а также углублением разделения труда.

 

12.3. Методы и показатели оценки конкурентоспособности продукции

и предприятия

Согласно терминологии «Системы разработки и постановки продукции на производство» конкурентоспособность продукции — способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период.

Конкурентоспособность характеризует способность продукции противостоять другой продукции того же назначения на определенном сегменте рынка. Эта способность определяется совокупностью потребительских свойств продукции, необходимых и достаточных для того, чтобы она в определенное время могла быть реализована по сопоставимым ценам на конкретном рынке наряду с продукцией, удовлетворяющей одинаковую с данной определенную потребность.

Полезность продукции — это ее потребительная стоимость или способность удовлетворить требования, предъявляемые к данному типу и виду продукции со стороны потребителя.

Значительное влияние на конкурентоспособность продукции оказывает и ее цена. Очевидно, что при равной полезности покупатель отдаст предпочтение продукции с более низкой ценой, но может приобрести и более дорогую, если она окажется для него более полезной

В потребительские свойства товара входят: товарный знак, качество и надежность, дизайн, упаковка, вес, габариты, вместимость, мощность или производительность, эргономические показатели.

Конкурентоспособность товаров на мировом рынке представляет собой результат совокупного воздействия потребительских и стоимостных характеристик товара, а также организации сбытовой деятельности фирмы-производителя.

Важную роль в определении уровня конкурентоспособности товаров играют также нормативные патентно-правовые показатели. Товар должен соответствовать обязательным стандартам, установленным в конкретной стране, и иметь патентную чистоту, то есть быть легальным с точки зрения авторства. Без этого он не может поступить на рынок и быть использован.

Конкурентоспособность товара оценивается:

По техническим показателям, путем сопоставления показателей данного товара с товарами конкурирующих фирм, с точки зрения эксплуатационных качеств и новизны. К техническим показателям относятся мощность, производительность в единицу времени, выход готового продукта, степень уникальности/универсальности использования, экологическая чистота, безопасность потребления, ремонтоспособность.

По организационным условиям: сервисное обслуживание, наличие запчастей, необходимость приобретения сопутствующих товаров и т. д.

По экономическим условиям потребления. Полная цена потребле­ния является, по сути, главным критерием конкурентоспособности товара: более конкурентоспособным не всегда является более дешевый товар. Следует иметь в виду, что по машинно-техническим товарам цена потребления может многократно превышать покупную цену, например, в эксплуатации самолетов – в 7-8 раз, грузовых автомобилей – в 5-6 раз.

Конкурентоспособность сырьевой продукции может быть выраже­на в стоимостной форме полезности потребителя путем вычисления экономического эффекта производственного потребления по следующей формуле:

 

, (12.1)

 

где ЭЭПП – экономический эффект производственного потребления;

В – выход основного продукта переработки с единицы сырья;

Цоп – цена основного продукта переработки;

Эпп – экономический эффект от продажи на сторону побочного продукта;

Ц – цена продавца;

И1 – издержки переработки единицы сырья;

Р – непроизводительные расходы покупателя на единицу сырья,

Эу – экономический эффект утилизации отходов на единицу сырья или с обратным знаком — расходы по их уничтожению.

Другая составляющая конкурентоспособности — качество товара

Качество — это совокупность свойств товара, характеризующих его назначение и, особенно, полезность и способность удовлетворять определенные потребности потребителей. Качество продукции зависит от качества сырья и материалов, уровня развития науки и техники, прогрессивности применяемой технологии, организации труда и производства, квалификации кадров. Изделия высокого качества характеризуются высоким техническим уровнем исполнения, низкими эксплуатационными расходами, быть в максимальной степени безопасными, экологически чистыми, учитывать последние требования эргономики.

Можно использовать метод интегральной оценки конкурентоспособности (для продав­цов) или предпочтения (для покупателей) товара.

Суть метода состоит в комплексной оценке товара по всему кругу показателей одновременно.

Вначале определяется круг сравниваемых показателей, которые являются существенными при оценке данного товара потенциальными потребителями. Как уже отмечалось выше, это могут быть:

■ экономические характеристики (цена приобретения, стоимость эксплуатации), которые выражаются в денежных единицах;

■ качественные характеристики, которые могут выражаться как в физических величинах, если оцениваются поддающиеся количественному измерению параметры, так и в баллах, если оцениваются какие-либо свойства товара, которые не поддаются количественной оценке, например, внешний вид;

■ прочие характеристики (условия оплаты, сроки принятия претензий, уровень скидок, характер упаковки и т. д.).

Окончательные расчеты производятся по следующей формуле:

 

, (12.2)

 

где Ij – интегральный коэффициент;

хi,j – оценка потребительского параметра товара в баллах, в расчетах может быть как с положительным, так и с отрицательным знаком, — в зависимости от того, какой из граничных показателей, минимальный или максимальный, является предпочтительным;

wi,j – коэффициент весомости показателя.

 

В условиях рыночной экономики указанная эффективность выражается через рентабельность продукции, определяемую отношением прибыли к необходимым для ее получения затратам. Следовательно, конкурентоспособность предприятия характеризуется отношением рентабельности продукции рассматриваемого хозяйствующего субъекта к средневзвешенной рентабельности продукции по выборке предприятий, под которой понимается совокупность конкурентов, являющаяся необходимой и достаточной для такого сопоставления.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение чистого дохода от инвестиционного проекта | Источники и виды неопределенности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.