КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы исследования произвольной памяти
Флорес: - метод заучивания (или точнее метод последовательных воспроизведений) Эббингауза позволяет построить кривую научения (количество проб от числа элементов правильно воспроизведенных в этой пробе); - метод антиципации Эббингауза (воспроизведение в установленном порядке с подсказкой); - метод постоянного числа предъявлений (на группе с показателями коэффициента узнавания и запоминания; - метод парных ассоциаций (запоминание пар таким образом, чтобы при предъявлении первой - метод уравнивания Вудвортса (исключение из ряда правильно воспроизведенных элементов); можно было назвать второй); - метод узнавания; - метод реконструкций (воссоздание заученного порядка при предъявлении перемешиваемого материала); - метод сбережения (относительное сбережение - отношения разностей числа проб при первом и втором заучивании и числа проб при первом заучивании и число проб соответствующих критерию усвоения). Существуют классические методы экспериментального исследования памяти. МЕТОД УДЕРЖАННЫХ (ИЛИ ЗАПОМИНАЕМЫХ) ЧЛЕНОВ РЯДА (ЭББИНГАУЗ). Все элементы предъявляются: (последовательно или целиком) ´ (зрительно или на слух) ´ (один раз или несколько) + воспроизводятся (сразу или через определенный промежуток времени) ´ (в той же последовательности или не заботясь о порядке элементов ряда); метод служит для определения непосредственного объема памяти, зависимости запоминания от содержания. МЕТОД АНТИЦИПАЦИИ. Начиная со второго повторения ряда испытуемый пытается воспроизвести следующий член ряда. Цель: выяснить число запомненных элементов при фиксированном количестве предъявлений. Критерий упражнения: постоянен для всех испытуемых. Всем испытуемым материал предъявляется определенное число раз, и это число заранее устанавливается экспериментатором. Воспроизведение: сразу же или спустя некоторое время после окончания предъявлений, при этом определяется количество запомненных элементов материала методом воспроизведения или методом узнавания Показатель запоминания: правильно воспроизведенных каждым испытуемым элементов. Показатель узнавания: число правильно идентифицированных элементов. Проблемы метода: выигрышное положение у быстро обучающихся субъектов. МЕТОД УГАДЫВАНИЯ (ВАРИАНТ МЕТОДА АНТИЦИПАЦИИ) (МЮЛЛЕР, ПИЛЬЦЕККЕР). После заучивания ряда воспроизводят только отдельные члены этого ряда с требованием указать следующий член. МЕТОД ПАРНЫХ АССОЦИАЦИЙ (ИЛИ УДАЧНЫХ ОТВЕТОВ) (КАЛКИНС) (ПОХОЖ НА МЕТОД АНТИЦИПАЦИИ ЭББИНГАУЗА). Все элементы предъявляются в рядах, состоящих из пар элементов (последовательно со строгим интервалом между парами) ´ (зрительно или на слух – в трохаическом размере, т.е. с ударением на первом слоге) ´ (один раз или несколько) + воспроизводятся – при предъявлении первого элемента каждой пары только второй член этой пары; метод служит для определения прочности и характера устанавливаемых ассоциаций между парами элементов. Цель: добиться полного усвоения испытуемым материала, который требуется заучить. Элементы материала располагаются попарно, первый элемент играет роль стимула, второй — ответа. При предъявлении первого члена пары испытуемый должен назвать второй член. Воспроизведение: после нескольких предъявлений пар испытуемому предъявляют только стимулы, на которые он должен отвечать правильным элементом. Если он ошибается или не отвечает, ему предлагают правильный ответ. Показатели: общее время заучивания; число проб, необходимых для достижения критерия усвоения; число правильных ответов в каждой пробе; число ошибок в каждой пробе. МЕТОД ЗАУЧИВАНИЯ (ИЛИ ВЫУЧИВАНИЯ) (ЭББИНГАУЗ). Здесь переменной является число повторений и необходимое для этого время); = все элементы предъявляются: (последовательно или целиком) ´ (зрительно или на слух) ´ (несколько раз – до полного выучивания) + воспроизводятся (после каждого предъявления делается попытка воспроизвести весь ряд, завершается после однократного или двукратного безошибочного воспроизведения); метод служит для анализа динамики запоминания. Цель: добиться полного усвоения испытуемым материала, который требуется заучить. Критерий усвоения: первое безошибочное воспроизведение материала (в более строгом варианте — два безошибочных воспроизведения) Воспроизведение: испытуемый воспроизводит материал, удержанный в памяти, а между воспроизведениями материал для запоминания ему многократно предъявляют в постоянном темпе. Показатели: количество проб, время, необходимое для полного заучивания материала. Обработка: рисуется кривая научения: х — число проб, у — число элементов, правильно воспроизведенных в каждой пробе. Проблемы метода: медленно обучающиеся субъекты получают большее число повторений материала, поэтому оказываются в более выгодном положении.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |