Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

У. Джемс

Лекция 18. Структурные модели памяти в когнитивной психологии.

Будут рассмотрены следующие вопросы:

Одной из главных проблем, интересовавших ученых на протяжении многих лет, стало выяснение того, сколько отделов, или систем, включает наша память.

Уильям Джемс различал первичную и вторичную память (1890). Это стало предвестником современных теорий двойственности памяти. Им было предложено важнейшее отличие первичной памяти и вторич ной памяти, что оказало огромное влияние на развитие психологии. Эта концепция двойственной памяти с интроспективной точки зрения выглядит вполне здраво. Обыденный опыт подсказывает, что есть два вида памяти — одна короткая и одна долгая.

Информация остается в первичной памяти столько времени, сколько она присутствует в сознании. Информация, которой нет в сознании, хранится во вторичной памяти. Это исходит из представлений Гербарта.

Гербарт (Herbart) Иоганн Фридрих (4.05.1776, Ольденбург - 14.08.1841, Геттинген) - немецкий философ, психолог и педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии. В качестве элементов сознания Гербарт рассматривал представления. Для объяснения их статики и динамики, в частности их силы, ясности, говорил о необходимости применения математики. Согласно ему, в сознании можно выделить три области: ясного сознания, "просто" сознания и бессознательного, между которыми существуют переходы ("пороги"). Так, возможен переход представлений из бессознательного в сознание за счет силы самого представления и количества связей данного представления с прошлым опытом, а также - обратный переход представления в область бессознательного, получивший название "вытеснения". Samtliche Werke. Bd. 1-19, Lpz., 1887-1912; Психология. СПб., 1875; Избранные педагогические сочинения. Т. 1, М., 1940; Идеи эстетического воспитания. Т. 2, М., 1973

Информация в первичной памяти может быть описана как материал, образующий психологическое настоящее, а информация во вторичной памяти составляет психологическое прошлое. В настоящее время первичную память обозначают термином «кратковременная память», а вторичную память термином «долговременная память». Предполагается, что в кратковременной памяти может храниться только ограниченный объем информации и эта информация весьма неустойчива. Важно заметить, что кратковременная память определяется в двух совершенно разных аспектах. В одних случаях ее определяют как набор элементов, составляющих поле нашего внимания, а в других — как ту информацию в долговременной памяти, которая активна в данный момент. Как считает Коуван (1993), эти два определения не взаимозаменяемы, так как информация, которая составляет поле внимания, является обычно только лишь подмножеством той информации в долговременной памяти, которая активизирована в данный момент.

Объем информации, хранимой в КВП, не идет ни в какое сравнение с обширными данными, хранящимися в ДВП. Наиболее ранние свидетельства ограниченного объема КВП (или "сиюминутной" памяти) пришли к нам от сэра Вильяма Гамильтона, философа, жившего в 19 веке и сделавшего такое наблюдение: "Если вы бросите на пол горсть гравия, вам будет трудно окинуть взглядом более шести, семи или максимум восьми камешков, не делая ошибок".

Неизвестно, проделывал ли в действительности Гамильтон подобный эксперимент, но известно то, что в 1887 году его проделал Джекобс; он читал испытуемым вслух последовательность чисел без определенного порядка и сразу же после этого просил их записать столько чисел, сколько они могли вспомнить. Максимальное количество воспроизведенных чисел было 7. Эти эксперименты проводились на протяжении всего этого века с применением самых разных мелких предметов, включая бобы, бессмысленные слоги, числа, слова и буквы, но результат был неизменен: объем непосредственной памяти, по всей видимости, не превышал семи элементов.

В обобщенном виде соображения в пользу существования двух хранилищ памяти можно представить следующим образом:

1) интроспективно можно убедиться в том, что одни вещи запоминаются на короткое время, а другие — надолго;

2) как показывают психологические эксперименты, иногда информация воспроизводится из кратковременного хранилища, а иногда — из долговременного; об этом говорят, например, эффект первичности и эффект недавности;

3) физиологические исследования указывают на то, что функция кратковременного хранения может быть прервана, в то время как долговременные функции сохраняются.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод поправок | Методика Петерсонов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.