КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы семантической организации памяти
Лекция 21. Семантическая организация памяти. Резюме:. Марихуана, память и гиппокамп. Ущерб краткосрочной памяти, наносимый марихуаной, происходит, вероятно, в результате того, что ТНС изменяет путь обработки информации в гиппокампе, области мозга, ответственной за работу памяти. Лабораторные крысы, получавшие THC в пище, демонстрировали такое же ухудшение способностей выполнять задачи, требующие краткосрочной памяти, как и другие подопытные крысы, у которых были удалены нервные клетки гиппокампа. Помимо этого, крысы, находившиеся под воздействием THC, испытывали проблемы с решением задач именно в то время, когда наркотик в наибольшей степени создавал помехи нормальному функционированию клеток гиппокампа. С возрастом люди теряют нейроны в гиппокампе, что ухудшает их способность вспоминать произошедшие с ними события. Хроническое употребление ТНС способно ускорить связанное с возрастом уменьшение количества нейронов в гиппокампе. Крысы, как и люди, с возрастом тоже теряют нейроны в гиппокампе, которые уменьшают способность помнить события. Хроническое употребление THC может ускорить связанное с возрастом уменьшение нейронов гиппокампа. В одной серии исследований, крысы подвергались воздействию THC ежедневно в течение 8 месяцев (приблизительно 30% от продолжительности их жизни), изучение проводилось в возрасте от 11 до 12 месяцев. Результаты показали, что сокращение числа нервных клеток по сравнению с контрольной группой соответствовало двукратной разнице в возрасте. Основная литература к главе 20 Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2002, с. 174-235 Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001, с. 346-347 Роуз С. Устройство памяти. М., 1995 Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М. Флинта, 1997, с. 143-147 Будут рассмотрены следующие вопросы: 1. Принципы семантической организации памяти. 2. Теория знакового опосредствования. 3. Приемы мнемотехники. Семантическая память, как форма долговременной памяти, является обобщенным знанием о мире и о языке. Она характеризуется высочайшей организацией. Это проявляется в способности человека с большой быстротой воспроизводить информацию из семантической памяти: столица Франции, стул есть предмет мебели, коза является четвероногим животным и пр. Были разработаны различные модели семантической памяти. Кластерная модель Постулируется, что понятия хранятся систематизировано — в виде кластеров (скоплений сходных элементов). Например, воспоминание о конкретной птице, скорее всего, будет храниться вместе с воспоминаниями о других птицах, имя президента — вместе с именами других президентов, название университета — вместе с названиями других университетов и т.д. В первых экспериментах по организации памяти просто констатировался факт, что понятия собраны в кластеры, и мало интересовались тем, как одни элементы в памяти связаны с другими. Как показывает свободное воспроизведение бессвязных слов, слова, относящиеся к близким категориям, воспроизводятся вместе; например: верблюд, осел, лошадь; Джон, Том, Боб; капуста, салат, шпинат. (Основные авторы: Бусфилд и Бауэр.) Бусфилд хотел разработать метод анализа, который позволял бы количественно оценить кластерную организацию. Им стал метод свободного воспроизведения. Предъявлялись списки имен, названий животных, профессий и овощей в случайном порядке. В процессе свободного воспроизведения испытуемые проявили тенденцию к объединению слов в кластеры по их категориальной принадлежности. Так, испытуемому показывают список на вид несвязанных слов, и затем он воспроизводит их в любом порядке. То как происходит воспроизведение, может дать какую-нибудь информацию об организации слов в памяти человека и о характере когнитивной структуры. (Один из способов закодировать больше единиц информации, чем допускается магическим числом Миллера — это связывать их вместе в виде пакетов.) Современное использование метода свободного воспроизведения, как средства выявления основных принципов организации памяти, началось в ряде экспериментов Бусфилда и Седжвика (Bousfield and Sedgewick, 1944; Bousfield, 1951,1953). Показано, что ограниченную способность к переработке информации можно преодолеть путем встраивания новой информации в уже развитую сеть предшествующих ассоциаций и структур. При большей упорядоченности структуры более эффективным становится не только хранение информации, но и ее воспроизведение. Хорошо структурированная память позволяет быстро классифицировать поступающую информацию, тогда как плохо структурированная может стать причиной неверного размещения информации в ее беспорядочном содержимом. При этом методе испытуемым показывали список из 60 существительных (по 15 в каждой из четырех категорий), а затем они должны были непрерывно давать ассоциации на слова, служившие названиями категорий,— например, птиц (1944). Ответы располагались любопытным образом. Например, при воспроизведении названий птиц испытуемые воспроизводили названия сходных птиц кластерами. Ответ испытуемого мог звучать так: "ястреб", "орел", "стервятник", а вслед за короткой паузой: "курица", "индюк", "утка" — совсем как если бы испытуемый отыскивал названия в какой-нибудь одной подкатегории класса "птицы" и, исчерпав ее, переходил к другой подкатегории, исчерпывал ее содержание и переходил к следующей и т.д.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |