Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория распространяющейся активации

Критика сетевых моделей.

Ряд авторов указали на слабость аргументации данной семантической модели. В этой модели для сравнения слов «жираф» и «кенгуру» требуется проделать ко­роткий путь наверх к узлу «животные». В то же время для сравнения слов «жираф» и «тюльпан» необходимо пройти длинный путь: «жираф» — «животное» — «жи­вые объекты» — «растения» — «тюльпан». Таким образом, принцип когнитивной экономичности оборачивается увеличением времени поиска в памяти. Тем не ме­нее, полезность сетевых моделей определяется тем, что они подробно описывают элементы семантической памяти и отношения между ними.

Согласно теории распространяющейся активации (Collins, Loftus, 1975), семантическая память организована по принципу семантической связности. Семантическую связность можно определить различными способами. Прежде всего это опрос различных лиц о степени близости им по смыслу конкретных пар слов. Другой способ — попросить испытуемых написать список слов, входящих в ту или иную категорию, например «четвероногие» или «деревья». Слова, упоминаемые наиболее часто (например, «собаки», «кошки»), расцениваются как тесно связанные с категорией, а слова, встречающиеся реже (например, «оцелот»), считаются менее связанными.

В основу этой теории легло допущение (1975) о том, что появление в мыслях любого понятия ведет к активизации соответствующего узла в семантической памяти. Затем эта активация распространяется на другие понятия, прежде всего на семантически близкие. Распространяющаяся активация ускоряет течение познавательных процессов, например становится более быстрым установление истинности такого предложения, как «Малиновка является птицей», так как перенесение активации с понятия «малиновка» на понятие «птица» способствует переработке предложения.

Подтверждение значимости теории распространяющейся активации было получено в экспериментах по вынесению заключений о словах, когда испытуемые должны были быстро решить, является ли словом предъявленная цепочка букв. Видоизмененная задача (Meyer, Schvaneveldt, 1971) сводилась к следующему: предъявлялись две цепочки букв одновременно, а испытуемые должны были отвечать «да», если обе цепочки букв были словами, и «нет» — в остальных случаях. Эти исследования выявили сильное влияние со стороны семантической связности в положительных пробах: решение принималось значительно быстрее в отношении семантически связанных слов (например, «хлеб», «масло») по сравнению с семантически не связанными (например, «медсестра», «масло»). Этот эффект появляется автоматически в зависимости от распространения семантической активации от слова к слову и не был связан с более сознательной переработкой (Neely, 1977).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сетевая (иерархическая) модель | Контекстно-зависимая память
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.