Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образ представления

Образ представления - форма отражения, представляющая собой результат перцептивной деятельности субъекта при отсутствии раздражителя в актуальной действительности. По определению С.Л.Рубинштейна, представление – образ предмета, который воспроизводится при его отсутствии, основывается на прошлом опыте и обладает такими характеристиками, как обобщенность и сравнительно меньшая яркость (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. Т. 1, М.: Педагогика, 1989, с. 306-310). При этом, по его мнению, тот или иной образ представления, как некая элементарная единица, может быть включен не только в процесс припоминания, но и в процессы воображения и мышления, которые отличаются творческим преобразованием ранее воспринятого. Такой подход чрезмерно упрощает ситуацию. Синонимы. Вторичный образ, мыслительный образ.

В рамках теории восприятия, разработанной Г.Гельмгольцем, было выделено три вида образов:

- первичный образ, обусловленный действием исключительно физиологических механизмов;

- образ представления;

- образ восприятия, или перцептивный образ, как синтез первичного образа и образа представления.

При этом образ представления образован знаниями человека об окружающем мире, о свойствах, локализации и формах существования в нем объектов и их взаимосвязях друг с другом, которые он получил в ходе практического взаимодействия с этим миром. Соответственно данный образ является реминисценцией ранее наблюдаемых объектов при отвлечении от сиюминутных чувственных впечатлений.

Количественную оценку мысленных образов дал Ф.Гальтон (1880, 1883): он раздал опросник сотне людей, просив их воспроизве­сти свой стол за завтраком и ответить на несколько вопросов о возникающих образах. Результаты показали, что образы одних людей были столь же четки­ми, как и первоначальный перцепт, а у других образ воспроизводится слабо.

Тестирование образов было продолжено, например, Титченером и Беттсом (Titchener, 1909; Betts, 1909). Испытуемые должны были оценить свою способность к визуализации объекта — например, яблока, контура лица, или солнца, опускающегося за горизонт. Так, тест Беттса (пересмотрен в: Sheehan, 1967) был предназначен для изме­рения живости мысленных образов из семи модальностей (зрительной, слу­ховой, кожной, кинестетической, вкусовой, обонятельной и органической). Испытуемых просили оценить по пятибалльной шкале живость следую­щих элементов в их образах: 1) цвета национального костюма, 2) звук вырывающегося пара, 3) ощущение песка, 4) физических ощущения, свя­занные с бегом вверх по лестнице, 5) вкус апельсина, 6) запах нового лосьона и 7) ощущения, связанные с больным горлом. Среди различных модальностей по критерию субъек­тивной живости образов наблюдалась положительная корреляция.

Получил широкое распространение тест на образы, разработанный Гордон (Gordon, 1949, 1950), где к испытуемому обращаются с такими вопросами: Видите ли вы автомобиль, стоящий перед воротами сада? Какого он цвета? Попробуйте увидеть его в другом цвете. Можете ли вы увидеть этот же автомобиль лежащий вверх дном? Как поставить этот автомобиль обратно на четыре колеса? Как вы видите этот автомобиль движущимся по дороге? Можете ли вы видеть, как он взбирается на очень крутой холм? Можете ил вы видеть, как он переезжает через вершину? Можете ли вы видеть, как он потерял управление и врезался в дом? Можете ли вы видеть, как этот же самый автомобиль едет по доро­ге с приятной парочкой внутри? Видите ли вы, как этот автомобиль пересекает мост и падает через край прямо в поток под ним? Можете ли вы видеть, как этот автомобиль, весь старый и раскуроченный, лежит на автомобильном кладбище?

Для исследования образов представления используют субъективное оценивание характеристик образа, анализ выполнения соответствующих задач (т.е. тестов, в частности, теста пространственной визуализации Дж.П.Гилфорда и теста пространственных отношений Л.Л.Тёрстоуна), анализ продуктов актуализации образов. В частности, для выявления способности к визуализации используется самооценочная шкала визуальной деталировки «Visual elaboration scale - VES» (Slee, 1976, 1980), которая представляет собой инструкцию для испытуемого представить себе четыре ситуации: фасад какого-либо знакомого здания, коробку и часы на столе, знакомого человека, шкуру животного на стене. Затем задаются 15 вопросов о степени визуализации, требующие мысленного рассматривания деталей предметов, цвета, композиции, направления движения, текстуры, отношений фигура-фон и др. Для исследования яркости – четкости представлений предназначен опросник Д.Маркса (Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под общ. ред. А.А.Крылова. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1987, с. 88-90). Здесь даны следующие градации: 1) представления абсолютно яркие, чистые, как образ восприятия; 2) представления яркие, четкие, чистые; 3) представления средней яркости – четкости; 4) представления неясные, тусклые, смутные; 5) представлений вообще нет, Вы только знаете, что думаете о предмете.

Ментальное сканирование. Эксперименты по ментальному сканированию позволяют выявить еще один параметр, по которому ментальные и перцеп­тивные образы оказываются сходными, — по соотносительному размеру частей этих объектов (вне зависимости от того, воспринимаются ли они или представляются).

В многочисленных экспериментах, выполненных в парадигме Стернберга, было выявлено, что время поис­ка стимула среди дистракторов имеет сходную динамику в ситуациях вос­приятия и припоминания («сканирования лучом внимания»).

Ментальная сериация. Испытуемым дается вербальная информация о попарном расположении объектов, а затем их просят оценить те объекты, о со­относительном расположении которых не давалось никакой информации Результаты оценок (время ответа, необходимое для сравнения близких объектов, превышает время ответа, необходимое для сравнения удаленных объектов) позволяют предположить, что испытуемые выстраивают объекты по какой-то оси, а затем просто «считывают» ответ, т.е. «информация, дан­ная в начале эксперимента, не сохранилась в памяти в изначальной форме, но была пространственно закодирована».

Эйдетический образ (происходит от греч. eidos - образ, внешний вид) - форма образа, впервые систематически исследованная сербским ученым В.Урбанчичем, характеризующаяся субъективной представленностью предметов (или композиций из них) в течение некоторого времени после прекращения актуального восприятия, имеющая отчетливость и деталировку. Эйдетические образы находятся на промежуточной ступени между чувственными восприятиями и представлениями. В отличие от послеобраза эйдетический образ независим от движений глаз и относительно стабилен во времени. В некоторых исследованиях приводятся данные, что среди 6-летних детей в той или иной степени эйдетиками являются 49 %, в 10-летнем возрасте это значение достигает лишь 30 %, затем резко уменьшается. По другим данным, эйдетиками являются лишь 5 % детей. По-видимому, эйдетиками были В.А.Моцарт, Л.Бетховен, И.Левитан, Л.Н.Толстой. Особенно часто возникают оптические и акустические эйдетические образы. [Anschutz G. Farbe - Ton - Forschungen. 3 Bd. Leipzig, 1927; Выготский Л.С. Эйдетика // (Ред.) Гиппенрейтер Ю.Б., Михалевская М.Б. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М.: Изд. Мос. унив., 1975, с. 275-281; Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001, с. 352-356].

Широкомасштабные исследования эйдетизма проводил Эрик Йенш (1883 - 1940), немецкий психолог, специалист по изучению эйдетизма, возглавлявший Марбургскую психологическую школу. Он проводил исследования типологии характеров, используя в качестве критерия дифференциации понятие «интеграция-дезинтеграция» и ориентируясь на выявление физиологических основ характеров. Среди элементов сознания выделял три уровня: уровень последовательных образов, эйдетических образов и образов-представлений. Вместе со своим братом В.Йеншем разработал типологию людей, способных к эйдетическим представлениям. Ими были выделены следующие типы: у «Т-типа» («Tetanoider Typ») эйдетические представления имеют очень высокую степень стойкости и не пропадают из представлений даже после длительной посторонней стимуляции, иногда приобретая характер навязчивости. Название этого типа было дано по аналогии с названием мышечных спазмов (tetanie); у «B-типа» («Basedowider Typ») есть способность к произвольному пробуждению эйдетических представлений и сознательному вмешательству в развертывание этих представлений в соответствии с их намерениями. По В.Йеншу, эти типы эйдетиков базируются на конституциональных предпосылках и, выступая в единстве с определенным типом мимики и движений, с особенными гормональными процессами, предстают как проявление характерологической типологии [Jaensch W. Grundlage einer Physiologie und Klinik des psychologischen Persoenlichkeit. 1926). Die Eidetik und die typologische Forschungsmethode. 1925; Grundformen menschlichen Seins. B.: Barth, 1929 (mit all.); Zur Eidetik und Integrationtypologie. 1941].

В рамках факторно-аналитических исследований субъективных характеристик образа воображения выделяются прежде всего три фактора: живость образа, его контролируемость и яркость [Гостев А.А. «Образность» и познание // Психологический журнал. 1985, № 4, т. 6, 33-43; Гостев А.А., Петухов В.М. Измерение и факторизация характеристик вторичных образов // Вопросы психологии. 1987, № 2, 134-141; Ганзен В.А., Гостев А.А. Систематика мысленных образов // Психологический журнал. 1989, № 2, т. 10, 12-21].

Считается, что некоторые люди способны к очень живым мысленным образам, а некоторые нет. В частности, установлено, что регулярная ак­тивность мозга с частотой 10-13 Гц — α-ритм, который легко пропадает, если испытуемых заставлять решать задачи — наблюдается у большинства людей, но отсутствует у каждого шестого человека. Но еще у одной шестой части людей α-ритм при решении задач сохраняется. Эти три различные группы людей, отличающиеся поведе­нием α-ритма, обладают разными типами умственных образов:

- те немногие люди, у которых не регистрируется α-ритм, обладают ярко выраженными способностями к визуализации;

- для тех, у кого труд­но подавить α-ритм, характерны вербализованные образы;

- у большинства людей с нормальным α-ритмом обычно преобладают зрительные образы.

А. А. Гостев (1979) вводит понятие «образной способности» (ОС). Образную способность в узком смысле он понимает как способность к быстрому формированию адекватных реальности вторичных образов, оперированию ими, а также легкость перехода с одного образа в другой. Образную способность в широком смысле - как степей развития образности, «первосигнальности», охватывающей всю образную сферу.

Проведенный А. А. Гостевым анализ экспериментальных данных показывает:

• многомерный характер ОС;

• показатели субъективного оценивания ОС не дают обобщенного прогноза успешности познавательной деятельности, однако игнорировать эти изменения нельзя;

• при использовании факторного анализа различных показателей субъективного оценивания характеристик вторичного образа и объективных измерений ОС А. А. Гостеву удалось выделить три общих фактора основных измерений ОС: «яркость», «конролируемость» и «живость» образов.

• яркость, четкость, ясность, визуальность вторичных образов, измеряемых различными опросниками, положительно коррелируют с успешностью решения мнемических задач;

• основными субъективными измерениями ОС являются характеристики яркости и контролируемости вторичных образов, измеряемые шкалами различных опросников;

• важнейшим измерением ОС является конролируемость образов;

• люди с высокой ОС предпочитают перерабатывать информацию в форме образа, и роль ОС увеличивается при усложнении познавательной задачи или условий для формирования образов;

• люди с низкой ОС имеют преимущества в воспроизведении определенного вида вербальной информации; то, что люди с высокой ОС по объективными субъективным измерениям имеют преимущества в перцептивном познании, предполагает наличие соответствующих ОС стратегий кодирования невербальной информации;

А. А. Гостев (1989), анализируя индивидуальные особенности представлений испытуемых, выделил пять основных типов, различающихся своеобразием соче­тания характеристик яркости—четкости и контролируемости вторичных образов:

1) яркие, четкие контролируемые представления (45%);

2) бледные, смутные контролируемые представления (21%);

3) бледные, смутные неконтролируемые представления (22%);

4) яркие, четкие неконтролируемые представления (10%);

5) невизуальные представления в отсутствие визуальной картинки перед «мысленным взором», т. е. абстрактно-алогические представления (2%).

Так, факторный анализ результатов исследований, полученных с помощью разных опросников и тестов, проведенный А. А. Гостевым и Б. М. Петуховым, подтвердил вывод о существовании трех основных факторов как основных характеристик вто­ричного образа: яркость, конролируемость, живость. Была установлена нелиней­ность взаимосвязи между факторами: например, люди со средними показателями живости образов имеют более высокую конролируемость, чем люди с очень живы­ми образами. Конролируемость и яркость образов оказались связанными; крайние значения по контролируемости имеют люди со средней выраженностью яркости образов.

На основании корреляционного анализа значений факторов с различными другими психологиче­скими измерениями авторы составили «портреты» лиц с явным доминированием одного из факторов. Испытуемые с преобладанием живости образов характеризо­вались динамичностью фиксированной установки (легкостью ее фиксации и зату­хания), высокой переключаемостью внимания, оперативностью решения задач визуализации по знаковой информации, преобладанием скоростного аспекта пси­хомоторной активности над вариационным и энергетическим, выраженностью силы возбуждения, торможения и подвижности нервных процессов. В задачах опе­раторского типа над точностью и надежностью преобладало быстродействие, пред­почиталась работа в быстром темпе, скоростные режимы не вызывали дефицита времени.

Испытуемые с повышенной контролируемостью образов отличались вариабельностью установки, большим объемом внимания, точностью выполнения задач визуализации по знаковой информации, преобладанием вариационного аспекта активности над скоростным и энергетическим.

Испытуемые с высокой степенью яркости образов отличались статичной устано­вкой, в которой процесс фиксации преобладал над затуханием, а также высокой концентрированностью и устойчивостью внимания. В активности преобладала тенденция к завершению начатых действий.

Общий анализ результатов исследований А. А. Гостева показал необходимость смотрения сочетаний яркости-четкости и контролируемости представлений применительно к различным аспектам когнитивного поведения. Максимальную успешность решения задач показывают люди, имеющие тип контролируемых представлений высокой степени яркости-четкости, менее успешными являются люди с типом контролируемых представлений низкой степени яркости-четкости, минимальную успешность показывают люди с типом неконтролируемых представлений различной степени яркости-четкости и невизуальным типом представлений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 22. Ментальные репрезентации | Теории кодирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.