Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории кодирования

При изучении мысленных образов встает вопрос: как информация хранится в памяти?

Введение основной дихотомии, описывающей ментальную ре­презентацию как образную — пропозициональную (или аналоговую — аб­страктную) свя­зывается с именем С.Косслина. Аналоговая репрезентация является недискретной и конкрет­ной (т.е. тесно связанной с определенной модальностью или модально-специфичной). Пропозициональная репрезентация является дискретной, построенной по определенным правилам синтаксиса, и абстрактной (т.е. модально-неспецифичной). В большинстве исследований аналоговая репрезентация связывалась с образным кодом.

Данная идея, связанная с выделением образной и вербальной форм памяти, возникла в ситуации повышенного интереса к двум формам хранения информации в технических системах: цифровой и аналоговой. Это деление также рассматривалось как основание при анализе коммуникаций (П.Вацлавик). В частности, постулируется, что при диалоге сообщение может быть в двух формах. При одной форме все содержание исчерпывается логическими конструкциями, и одна мысль следует за другой. В этой форме сообщение само создает свой контекст. При другой форме - аналоговой - сообщение опирается на целостные образы, и для его интерпретации требуется обращение к внешнему, часто метафорическому опыту. Пример: Ученик китайца. Главный герой одного романа, юный европеец, приехавший в Пекин, берет уроки китайского языка у известного китайского лингвиста. Однажды ему было дано для перевода предложение из трех иероглифов, которые он правильно узнал. Они означали окружность, салиться, вода. В результате их объединения герой пишет фразу к огромному возмущению своего учителя: "Кто-то принимает сидячую ванну". Предложение же означало поэтическое описание захода солнца в море. Аналоговую форму, как правило, имеет выражение отношения партнеров диалога друг к другу (жесты, мимика, интонация, поза). Все эти выражения опираются на архаический опыт, врожденной или приобретенный в раннем детстве.

Аналоговая (analog) форма Цифровая (digital) форма
Образ логическая конструкция
Единовременность последовательность
метафорический контекст самодостаточность
архаический опыт конвенциональный опыт

Некоторые утверждают, что составные части мысленных образов — это на самом деле образы,— т.е. что мы храним в памяти "изображение" объекта, например, букву F, форму фольксвагена, сцену на пляже. Соответственно, не­рвная активность, связанная с хранением информации, имеет специфичес­кую форму — т.е. зрительная информация кодируется в виде внутренней "картины" и реактивируется путем воспроизведения этой картины, как при просмотре альбома.

Другие утверждают, что вся инфор­мация хранится в абстрактной форме и что, когда мы субъективно ощуща­ем мысленный образ, на самом деле мы сперва вызываем из памяти абст­рактную репрезентацию этого образа, а затем восстанавливаем (строим) из нее сам образ. Соответственно, зри­тельная информация фильтруется и суммируется и хранится в виде абст­рактных "высказываний" об этом образе. В этом случае реактивация этих воспоминаний осуществляется через воспроизведение абстрактного кода, из которого, в свою очередь, и составляется ассоциированный с ним субъек­тивный образ.

Есть и те, кто полагает, что некоторая информация хранится в виде образов, а некоторая — в абстрактном виде. Т.е. некоторая ин­формация хранится зрительно, а некоторая — в абстрактном виде, т.е. в разуме существует несколько кодов.

Эти три теоретические позиции, описывающие кодирование информа­ции, называются соответственно:

- радикальная гипотеза образов (Бугельски, Шепард, Подгорный); в этой гипотезе утверж­дается, что люди могут преобразовывать зрительный и вербальный мате­риал в образы, которые затем хранятся в памяти;

- концеп­туально-пропозициональная гипотеза (Андерсон, Бауэр, Пилишин); согласно этой гипотезе, и зритель­ная, и вербальная информация представлены в виде вербальных высказы­ваний об объектах и их отношениях;

- гипотеза двойного кодирования (Пайвио, Бауэр, Брукс); в этой гипотезе постулируются две системы кодирования и хранения — вербальная и образная, и информация может кодироваться и храниться как в любой из них, так и в обеих сразу.

Рассмотрим следующий пример: Как кодируется в памяти понятие "шампанское"? Этот напиток можно ощущать всеми пятью чувствами, но кроме этого данное слово вызывает несколько ассоциативных значений, которые также могут иметь ассоциативный образ. Когда я думаю о шампанском "Илл", я могу "видеть" территорию Университета Иллинойса. Представлено ли знание (в данном случае понятие "шампанское") в виде нескольких кодов — может быть по одному на каждое чувство, и плюс еще другие для абстракт­ных представлений — или в основе всего находится один код, в котором представ­лены все знания?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Образ представления | Радикальная теория образов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.