КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Родство представлений и восприятий
Концепция множественного кодирования. Концепция множественного кодирования была предложена М.Познером (1978) на основании анализа результатов исследований, в которых испытуемым предлагалось опознать буквы, слова и фразы, автор попытался описать последовательность операций, позволяющих воспринимать этот разнородный материала. Основываясь на данных об интерференции процессов решения различных задач М.Познер считает, что теории памяти, построенные на одном-единственном коде, не позволяют понять закономерности функционировании и развития памяти. Познер предлагает модель долговременной памяти, в которой постулируется существование трех уровней мнемических структур. Это: - уровень следов, копирующих физические свойства стимуляции в модально-специфической форме; - уровень понятийных структур, в которых отображается прижизненный опыт субъекта; - уровень глобальных когнитивных систем в виде семантических сетей и субъективных пространств, необходимых для отражения окружающей действительности с требуемой степенью полноты. Краткое содержание Экспериментальное исследование образных репрезентаций началось еще в начале XX века, когда было показано феноменальное сходство и функциональное подобие образов восприятия и образных представлений: образ понимался как точная копия реального объекта в качестве простого продолжения процесса восприятия. Данная исследовательская традиция была продолжена в современных работах, в которых было продемонстрировано подобие окуломоторных и временных характеристик при переработке визуальных стимулов и воображаемых объектов. Шепард [Shepard, 1980] в экспериментах попарного оценивания пришел к тому же выводу: имеется сходство в оценках реальных и воображаемых стимулов. Следовательно можно говорить об изоморфизме образного (перцептивного) и ментального пространства оценок Убедительные аргументы в пользу структурного и функционального сходства образов и представления оставили нерешенным вопрос о природе образных репрезентаций: действительно ли ментальный образ и образ восприятия по сути являются одним и тем же. Правда, признается, что образный кодне связан с определенной перцептивной модальностью. Это означает, что образный код является более абстрактным, чем визуальное кодирование. Это, в частности, обнаруживается в фактах интерференции с невизуальной и одновременно пространственной задачей (эксперименты Бэддли). В исследованиях, которые проводятся рамках когнитивной психологии (прежде всего на материале зрительных образов), процессы формирования образов памяти и образов представления обычно рассматриваются как существенно близкие или даже тождественные на том основании, что их базой выступает, во-первых, опыт прошлого актуального восприятия индивида, во-вторых, трансформация данного опыта в аспекте решаемых им в настоящее время задач. В силу этого часто используется единое понятие ментальной репрезентации (Ребеко Т.А. Ментальная репрезентация // Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002, с. 115-144). Существует важная проблема, касающаяся степени, в которой зрительные представления похожи на актуальное зрительное восприятие. В одном эксперименте Финке, Пинкер и Фарах (Finke, Pinker, & Farah, 1989) просили испытуемых создавать умственные образы и затем осуществлять ряд преобразований этих образов. Вот пара примеров проблем, которые они зачитывали испытуемым: Вообразите заглавную букву N. Проведите линию от верхнего правого угла к нижнему левому углу. Вообразите заглавную букву D. Поверните фигуру на 90 ° влево. Теперь снизу поместите заглавную букву J. Что вы видите? Испытуемые закрывали глаза и пытались вообразить эти преобразования. Испытуемые могли опознать свои сложные образы, так же как если бы они были им предъявлены. В первом из вышеуказанных случаев они видели песочные часы, во втором случае — зонтик. Способность выполнять такие задачи иллюстрирует важную функцию воображения, заключающуюся в том, что оно предоставляет нам возможность строить новые объекты в нашем сознании и рассматривать их. Именно этот вид зрительного синтеза осуществляют инженеры-строители или архитекторы, работая над новыми проектами. Исследование Финке и коллег показывает, что мы можем судить о воображаемых объектах и приходить к тем же выводам, как и в случае, когда мы видим эти объекты. Но действительно ли воображаемые объекты те же, что и видимые объекты? Исследователи изучали, воспроизводятся ли тонкие свойства, связанные со зрительным восприятием, в умственных образах. Например, Уоллес (Wallace, 1984) провел эксперимент, который включал в себя предъявление испытуемым стимулов, изображенных ниже. В части б их просили вообразить перевернутую V, наложенную на две горизонтальные линии так, чтобы их умственный образ имел те же компоненты, что и физический стимул в части а. Испытуемые в обоих условиях должны были оценить длину двух горизонтальных линий. Испытуемые в части а оценивали верхнюю линию как более длинную, хотя она не была таковой. Это повторяет классическую иллюзию в зрительном восприятии, известную как иллюзия Понцо (Berbaum & Chung, 1981). Испытуемые в условии воображения, которым показывали только две линии в части б, оценивали верхнюю линию как более длинную и с той же частотой. Таким образом, система образов, очевидно, может воспроизводить детальную зрительную иллюзию, что указывает на явную эквивалентность воображения и восприятия. Чамберс и Райсберг (Chambers & Reisberg, 1985) сообщали об исследовании, которое, казалось, указывало на существование различий между воображением и фактическим наблюдением объекта. Их исследование включало в себя обработку двусмысленных фигур, подобных фигуре кролика—утки. Испытуемым ненадолго показывали фигуру и просили представить ее в воображении. Испытуемым хватало времени только для того, чтобы вообразить одну интерпретацию изображения, прежде чем оно было удалено, но их просили попытаться найти вторую интерпретацию изображения. Испытуемым не удавалось этого сделать. Затем их просили нарисовать этот образ на бумаге, чтобы увидеть, смогут ли они после этого интерпретировать его иначе. При таких условиях им удавалось это сделать. Это говорит о том, что зрительные образы отличались от изображений тем, что были связаны с определенной интерпретацией. Но не так давно Петерсон и коллеги (Peterson et al, 1992) смогли заставить испытуемых реинтерпретировать образы, давая им более явные инструкции. Например, испытуемым могли сказать, каким способом реинтерпретировать другую фигуру, или давали инструкцию рассматривать заднюю часть головы животного в их образе как переднюю часть головы другого животного. Таким образом, кажется, что труднее реинтерпретировать образ, чем изображение, но в обоих случаях это возможно. Вообще, по-видимому, труднее обрабатывать образ, чем фактический стимул. При возможности выбора люди будут почти всегда выбирать обработку фактической ситуации, а не воображаемой. Например, игроки в «Тетрис», чтобы найти подходящую ориентацию, предпочитают вращать формы на экране, а не в голове (Kirsh & Maglio, 1994).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |