Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейронные механизмы представлений




В ряде психофизиологических исследований показано, что по своим нейронным механизмам образ представления имеет много общего с образом восприятия, в частности, оба они должны последовательно сканироваться (считываться). Вместе с тем, образ представления опирается и на особенные механизмы. Это прежде всего – категоризация, которая служит целям хранения и целенаправленного воспроизведения того или иного образа представления [(Ed) Block N.J. Imagery. MIT Press, 1981; Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996, 276-303].

Фарах, Хаммонд, Левайн и Кальванио (Farah, Hammond, Levine, & Calvanio, 1988) получили доказательства существования обоих видов воображения — вклю­чающих в себя зрительные и пространственные свойства. Задачи на распознавание зрительных объектов и и их признаков (паттернов), оказалось, выполнялись в височной доле, тогда как задачи, ко­торые включали в себя зрительное или тактильное местоположение объектов, выполняют­ся в теменной доле. Фарах с коллегами утверждают, что те же корковые области используются в задачах на представления, которые не предполагают никаких внешних стимулов. Также задачи на представления, связанные с пространственными суждениями, будут выполняться в теменной об­ласти и не будут обнаруживать влияния определенных модальностей. Напротив, задачи на представления, которые требуют доступа к зрительным деталям, будут выполняться в височной области и обнаруживать влияния определенных модаль­ностей.

Фарах с коллегами получили некоторые подтверждающие данные в исследо­вании испытуемого, имеющего двустороннее повреждение височной области. Они сравнили выполнение им разнообразных задач на представления с таковым у нор­мальных испытуемых. Они обнаружили, что он имел проблемы только с теми за­дачами, где должен был по памяти назвать цвет, размер, сравнить длину и форму тех или иных предметов. Напротив, он не обнаруживал никаких нарушений при решении задач, которые, казалось, включали в себя значительное количество про­странственной обработки — умственное вращение, сканирование образа, сканиро­вание букв или суждение о том, где один штат находится по отно­шению к другому штату. Таким образом, повреждение в височной области, каза­лось, затрагивало лишь те задачи на воображение, которые требовали доступа к зрительным деталям, а не те, которые требовали пространственных оценок. Веро­ятно, пространственная информация в представлениях может быть независима от модальности, но мы имеем отдельную систему воображения, которая начинает действовать, когда мы должны обрабатывать зрительную информацию. Нейропсихологические данные указывают на то, что за пространственные и зрительные ас­пекты воображения могут отвечать различные области мозга.

В дополнение к поведенческим данным, которые говорят о подобии между восприятием и воображением, имеются данные о воображении на нервном уровне. Например, Косслин и коллеги (Kosslyn et al, 1993) сравнивали воображение и восприятие. Они предлагали испытуемым либо рассматривать печатные буквы, либо воображать их. Они измеряли активность в первичной зри­тельной коре (поле 17 на карте мозга на внутренней стороне обложки), используя метод ПЭТ. Это область, куда сначала попадает зрительная информация, поступающая в мозг от подкорковых структур, и она участвует в восприятии относительно низкого уровня. В другом исследовании авторы просили испытуемых вообразить большие и маленькие буквы. В условии маленьких букв активность в зрительной коре отмечалась в задней области, расположенной ближе к тому месту, где представлен центр поля зрения (вспомните, что поле зре­ния представлено в коре топографически). Это имеет смысл, потому что малень­кий образ будет более сконцентрирован в центре поля зрения.

Риан и коллеги (Rihan et al., 1993) обнаружили подобные факты, используя метод ФОМР. Испытуемым либо показывали паттер­ны, либо просили их вообразить эти паттерны. Делалась запись активности той же первичной зрительной коры, которую изучали Косслин и коллеги. Когда испытуемые воображают стимул, отмечается почти такая же активность коры, как когда стимул присутствует. Это исследование и исследо­вание Косслина с коллегами указывают на участие основной зрительной обработ­ки в воображении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.