КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стадия конкретных операций
Конкретные операции(от лат. лат. соncretus – уплотненный и орeratiо - действие) - логические операции, осуществляющиеся на основе внешних, наглядных данных и свойственные детям в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Ранее сформированные мыслительные действия на уровне конкретных операций приобретают свойство подвижного равновесия, когда оказывается возможным действие «обращения», т. е. мысленное воспроизведение ряда практических действий в обратном порядке, вплоть до достижения начального положения. Характеризуется “группировкой” наглядных представлений. Появление “обратимости” интеллектуальных операций. Однако для выполнения умственных операций необходимо, чтобы данные для последующего рассуждения находились в поле восприятия. На этой стадии интеллектуального развития понятийное отображение окружающей среды приобретает черты стабильности, что оказывается возможным за счет создания познавательных структур, которые были названы группировками. В 7-10 лет ребенок овладевает простыми операциями, такими как классификация, сериация, взаимно-однозначное соответствие, а в 9-12 лет происходит овладение системой координат, проективными понятиями. Также формируются понятия числа, времени, движения, геометрические понятия. На основе осуществления конкретных операций ребенок приобретает возможность предвидеть результаты своих действий. Это делает его достаточно независимым от эмпирической данности конкретной деятельности. Вместе с тем, на этой стадии мыслительные операции еще не являются вполне завершенными: они не формализованы окончательно и еще зависят от конкретного содержания, в связи с чем в различных предметных областях они развиваются неравномерно. В период конкретных операций происходят кардинальные изменения: уменьшаются центрация и эгоцентризм мышления; развивается способность понимания сохранения количества, массы, объема; формируется понятие времени и пространства; растут возможности классификации и сериации и многое другое. Становление операций классификации и сериации принципиально важно для начала школьного обучения. Так, числовые операции предполагают одновременное использование классификации и сериации. Согласно Пиаже, важное достижение ребенка на стадии конкретных операций состоит в том, что сериация и классификация позволяют ребенку воспринимать числа как последовательность и классифицировать их на множество классов и подклассов. Пиаже развил теоретическую модель для объяснения стадий. Он считал, что в возрасте примерно семи лет умственные действия ребенка вращаются в операции, т.е. группируются в уравновешенную замкнутую систему. Группировка, достигнутая на стадии конкретных операций, однако, оказывается недостаточной для решения других, более сложных задач, поэтому на рассматриваемом этапе возможности ребенка все еще ограничены. Ребенок не может координировать изолированные конкретно операциональные системы для решения задач в гипотетической или более абстрагированной ситуации. Например, задача на установление равновесия на коромысле весов требует учета как грузов, установленных на обоих плечах коромысла, так и расстояния от точки равновесия до расположения грузов (длины плеча). Ребенок на стадии конкретных операций решает эту задачу, используя только один параметр. Он достигает равновесия, меняя или число грузов с каждой стороны или расстояние между грузами. Он не может скоординировать две системы. На данной стадии развития мышления появляется способность к дедуктивным умозаключениям, но с ограничениями стадии конкретных операций. Так, дети уже способны решить силлогизм, но при условии, что его посылки предъявлены визуально: Джон выше Сандры. Сандра выше Мэри. Следовательно, Джон выше Мэри.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |