Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Увеличение количества знаний

Чи (1978) продемонстрировала, что различия в развитии могут быть связаны с наличием знаний. Ее исследования были связаны с памятью. Неудивительно, что дети выполняют почти все задания на запоминание хуже, чем взрослые. Проис­ходит ли это потому, что их память обладает меньшими возможностями, или по­тому, что у них меньше знаний о том, что их просят запомнить? Для получения ответа на этот вопрос Чи сравнила способности запоминания у детей 10 лет и взрослых при выполнении двух заданий — на цифровые интервалы и на положение шахматных фигур. Дети, принимавшие участие в опыте, были опытными игроками в шахматы, тогда как взрослые — абсолютными новичками. Шахматную доску на 10 с показывают, а затем убирают, и испытуемого просят воспроизвести расположение фигур на доске.

Количество шахматных фигур, которые вспомнил и дети и взрослые. Для сравнения также приведено количество вспомненных цифр в задаче на цифровые интервалы. Как и предсказывала Чи, взрослые лучше справились с задачей с цифровыми интервалами, а дети лучше выполняли задачу с шахматами. Лучший результат детей в задаче с шахматами объяснялся их большим знанием шахмат. Лучший результат взрослых в задаче с цифрами был достигнут благодаря их лучшему знакомству с цифрами — поразительный результат испытуемого С. Ф. в задаче с цифрами показывает, насколько знание цифр может улучшать результат в задачах на запоминание.

Разница между новичками и экспертами используется для объяснения феноменов развития. Мы видели, что требуется большой опыт работы в какой-либо области для того, чтобы человек стал экспертом. Аргумент Чи состоит в том, что дети из-за отсутствия знаний являются новичками во всем, что они могут стать большими экспертами, чем взрослые, сконцентрировавшись на одной области, например на шахматах.

В эксперименте Чи сравнивались дети-эксперты и взрослые-новички. Шнайдер, Коркель и Вайнерт (Schneider, Korkel, & Weinert, 1988) изучали влияние мастерства в разном возрасте. Они разделили немецких школьников на экспертов и новичков в футболе. Ученые сделали это отдельно для учащихся 3,5 и 7-х классов. Учащихся из каждой группы просили вспомнить историю о футболе. В табл. 1 приведено количество воспоминаний как функция года обучения и мастерства.

Влияние мастерства было значительно большим, чем влияние года обучения. В те­сте на распознавание не обнаружилось влияния года обучения, но наблюдалось влияние мастерства. Ученые также разделили каждую группу испытуемых на име­ющих высокие и низкие способности по результатам интеллектуальных тестов. Хотя такие тесты, как правило, предсказывают память на истории, Шнайдер с кол­легами не обнаружили влияния уровня общей способности, отмечалось лишь вли­яние знания футбола. Они утверждают, что учениками с высокими способностями являются те, кто имеет много знаний во многих областях, и вследствие этого, как правило, показывает хорошие результаты в тестах памяти. Но при тестировании с использованием рассказа из конкретной области, в данном случае футбола, уче­ники с высокими способностями, которые ничего не знают об этой области, пока­жут худшие результаты, чем ученики с низкими способностями, много знающие об этом.

Средний процент вспомненных мысленных блоков как функция года обучения и мастерства

Класс Эксперты в футболе Новички в футболе
     
     
     

В дополнение к отсутствию релевантных знаний, дети испытывают затрудне­ния в задачах, требующих участия памяти. Это происходит из-за того, что они не знают стратегий, ведущих к улучшению памяти. Наиболее отчетливо это проявляется при повторениях. Если бы вас попросили набрать незнакомый семизнач­ный телефонный номер, я предполагаю, что вы повторяли бы его, пока не стали бы уверенными, что запомнили этот номер, или пока не набрали бы его. Маленькие дети не осознают, что им следует повторять номер. В одном исследовании, сравнивающем 5-летних и 10-летних детей, Кини, Канниццо и Флавелл (Кеепеу, Cannizzo, & Flavell, 1967) обнаружили, что 10-летние дети почти всегда вербально повторяли набор объектов, которые следовало запомнить, в то время как 5-летние делали это редко. Результат маленьких детей часто улучшается, если им даются инструкции следовать стратегии вербального повторения, хотя очень маленькие дети просто не в состоянии следовать такой стратегии.

Для достижения хорошего результата при запоминании важно использование усложненных стратегий. Разработка такой стратегии оказывается намного более эффективной, чем механическое повторение, особенно по отноше­нию к длительному запоминанию. Также создается впечатление, что существуют тенденции к улучшению результатов при использовании усложненных стратегий кодирования. Например, Парис и Линдауэр (Paris & Lindauer, 1976) рассматривали усложнения, используемые детьми для соотнесения двух парно ассоцииро­ванных существительных, таких как lady («леди») и broom («метла»). Старшие дети с большей вероятностью образовывали интерактивные предложения вроде - The lady flew on the broom («Леди летела на метле»), чем статические предложе­ния, такие как The lady had a broom («У леди есть метла»). Такие интерактивна предложения ведут к лучшим результатам при запоминании. Маленькие дети же хуже справляются с выводом умозаключений, которые улучшают памяти на истории (Stein & Trabasso, 1981).

Маленькие дети часто хуже справляются с задачами, чем старшие, потому что обладают меньшим количеством важных знаний и худшими стратегиями.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория Р.Кейса | Когнитивные процессы и старение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.