Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивные процессы и старение

Изменения в когнитивной сфере не прекращаются, когда мы достигаем зрелости. По мере того как мы становимся старше, мы продолжаем многое узнавать, но когнитивные способности человека не увеличиваются с возрастом постоянно, то можно было бы ожидать, если бы интеллект зависел только от количества знании. Данные по двум компонентам теста интеллекта W полученные Солтхаузом (Salthouse, 1992). Один из компонентов подразумевая вербальный интеллект, который включает в себя такие элементы, как словарный запас и понимание языка. Вы видите, что этот компонент поддерживается с течением времени на более-менее постоянном уровне. С другой стороны, имеется впечатляющее снижение невербального интеллекта, который связан с такими способностями, как рассуждение и решение проблем.

В основных измерениях когнитивной способности очень просто преувеличив важность этих спадов. Такие тесты обычно проводятся с высокой скоростью, пожилые люди лучше справляются с более медленными тестами. Также такие тесты имеют тенденцию быть похожими на школьные, и молодежь имеет более свежий опыт общения с ними. Когда это касается поведения, имеющего отноше­ние к работе, обнаруживается, что более зрелые взрослые часто справляются с проблемами лучше, чем молодые (Perlmutter, Kaplan, & Nyquist, 1990), что отра­жает как большее количество накопленных знаний, так и более зрелый подход к требованиям работы.

Существует значительное возрастное снижение функции мозга. Клетки мозга постепенно погибают. Некоторые его области особенно восприимчивы к гибели клеток. Гиппокамп, который особенно важен для па­мяти, теряет около 5 % своих клеток каждые 10 лет (Selkoe, 1992). Другие клетки хотя, может быть, и не умирают, уменьшаются в размерах и атрофируются. С дру­гой стороны, имеются подтверждения компенсаторного роста. Остающиеся клет­ки гиппокампа увеличиваются, компенсируя смерть от возраста своих соседей. В дополнение к этим постепенным потерям, взрослые могут страдать от различ­ных заболеваний мозга. Наиболее частым из них является болезнь Альцгеймера, сопряженная со значительным нарушением функции мозга.

Кажется, что, в то время как мы становимся старше, происходит состязание между ростом знаний и потерей нервных функций. Интересно, что люди различ­ных профессий (художники, ученые, философы) имеют тенденцию создавать свои лучшие работы в возрасте между 30 и 40 годами. Данные Лехмана (Lehman, 1953): он изучил работы 182 извест­ных философов, которые в общей сложности написали 1785 книг. На рисунке при­веден график вероятности признания книги лучшей книгой данного философа как функции возраста, в котором эта книга была написана. Эти философы оставались плодовитыми, публикуя многие книги на седьмом десятке лет. Книга, написанная в этом возрасте, с малой вероятностью считается лучшей книгой философа. Лехман приводит данные из большого количества областей, которые согласуются с гипотезой о том, что четвертый десяток лет жизни имеет тенденцию быть временем максимума интеллектуальных достижений. Относительно высокая интеллектуальная продуктив­ность часто сохраняется на пятом и шестом десятилетиях жизни.

Очевидность возрастной корреляции между функциями мозга и эффективно­стью в когнитивной сфере показывает, что существует влияние биологии на интеллект, которое иногда может быть важнее количества имеющихся знаний. Солтхауз (Salthouse, 1992) утверждает, что, говоря в терминах обработки информации, люди с возрастом теряют способность удерживать информацию в рабочей памя­ти. Он сравнивает решение проблем, связанных с умозаключениями, у испытуе­мых разного возраста. Эти проблемы различаются по количеству по­сылок, которые необходимы, чтобы прийти к конкретному решению. Способность людей решать данные проблемы в целом уменьшается с возрастанием количества посылок, которые нужно принять во вни­мание. Но это ухудшение намного сильнее у пожилых людей. Солтхауз утверж­дает, что это происходит из-за того, что пожилые люди медленнее обрабатывают информацию, чем молодые, и это ухудшает их способность удерживать информа­цию в рабочей памяти.

Возрастное снижение уровня обработки информации иногда компенсируется увеличением знаний и большей зрелостью.

Выводы

Итак, возрастные данные не позволяют однозначно разрешить проблему «приро­да или воспитание». Человеческий мозг, вероятно, находится в физическом рас­цвете в 20 с небольшим лет, и имеется тенденция, что умственные способности со­ответствуют функционированию мозга. Эта связь кажется особенно сильной в раннем детстве. Но мы видели подтверждения того, что практика может нивели­ровать возрастные различия в скорости и что знание может быть более важным фактором, чем возраст. Также оказывается, что пик интеллектуальной производительности наблюдается после 30 лет, что отражает необходимость накопления знаний. По-настоя­щему незаурядные результаты в какой-либо области требуют как минимум 10 лет опыта работы в этой области.

Основная литература к главе 24

1. Когнитивная психология // Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. М.: PerSe, 2002, с. 347-406

2. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, 1985

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Увеличение количества знаний | Возникновение тестологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.