КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Многофакторные теории интеллекта
В рамках теории интеллекта Л. Тёрстоуна [Thurstone, 1924; 1938] возможность существования общего интеллекта отвергалась. Прокоррелировав результаты выполнения испытуемыми 60-ти разных тестов, предназначенных для выявления разных сторон интеллектуальной деятельности, Терстоун получил более 10 групповых факторов, 7 из которых были им идентифицированы и названы первичными умственными способностями: S— пространственный (способность оперировать «в уме» пространственными отношениями); Р— восприятие (способность детализировать зрительные образы); N— вычислительный (способность выполнять основные арифметические действия); V — вербальное понимание (способность раскрывать значение слов); F— беглость речи (способность быстро подобрать слово по заданному критерию) М — память (способность запоминать); R — логическое рассуждение (способность выявлять закономерность в ряду букв, цифр, фигур) [Thurstone, 1938]. Был сделан вывод, что для описания индивидуального интеллекта нельзя использовать единственный IQ-показатель. Скорее всего, индивидуальные интеллектуальные способности должны быть описаны в терминах профиля уровня развития первичных умственных способностей, которые проявляются независимо одна от другой и отвечают за строго определенную группу интеллектуальных операций. Поэтому теория Терстоуна лучила название многофакторной теории интеллекта. Однако достаточно скоро выяснилось, что представление о множестве самостоятельных интеллектуальных способностей не может быть принято безоговорочно. Так, было отмечено, что между тестами, использованными Терстоуном, как правило, наблюдаются положительные корреляции. Кроме того, проведение факторного анализа 2-го порядка (т.е. факторизация корреляций всех возможных пар факторов) показало возможность объединения первичных умственных способностей в более обобщенный фактор, аналогичный g-фактору Спирмена [BrodyL, BrodyN.,1976]. Тем не менее идеи Терстоуна о множественности интеллектуальных способностей нашли широкое отражение в тестологических исследованиях. Ярким примером такого подхода является структурная модель интеллекта (SI) Дж. Гилфорда [Guilford, 1967; Гилфорд, 1965]. В отличие от теории Терстоуна, в которой факторный анализ является средством выявления первичных способностей, в теории Гилфорда факторный анализ выступает как средство доказательства предварительно сконструированной теоретической модели интеллекта, постулирующей существование 120 узкоспециализированных независимых способностей. В частности, при построении структурной модели интеллекта Гилфорд исходил из трех основных критериев, позволяющих описать и конкретизировать три аспекта (стороны) интеллектуальной деятельности. 1. Тип выполняемой умственной операции: • познание — опознание и понимание предъявленного материала (например, узнать предмет по неопределенному силуэту); • конвергентная продуктивность — поиск в одном направлении при получении одного правильного ответа (обобщить одним словом несколько понятий); • дивергентная продуктивность — поиск в разных направлениях при получении нескольких в равной мере правильных ответов (назвать все возможные способы использования знакомого предмета); • оценка — суждение о правильности (логичности) заданной ситуации (найти фактическое либо логическое несоответствие в картинке); • память — запоминание и воспроизведение информации (запомнить и назвать ряд цифр). 2. Содержание интеллектуальной деятельности: • конкретное (реальные предметы и их изображение); • символическое (буквы, знаки, цифры); • семантическое (значение слов); • поведенческое (действия и поступки). 3. Разновидности конечного продукта: • единицы объектов (вписать недостающие буквы в слова); • классы объектов (рассортировать предметы на группы); • отношения (установить связи между понятиями); • системы (выявить закономерность в организации множества элементов); • трансформации (изменить и преобразовать заданный материал); • импликации (предвидеть результат в рамках ситуации «Что будет, если...»). Таким образом, если быть теоретически последовательным, то, согласно Гилфорду, для уверенного определения уровня интеллектуального развития конкретного человека во всей полноте его способностей необходимо использовать 120 тестов (5x4x6). Гилфорд стоял на позиции принципиального отрицания реальности общего фактора интеллекта, ссылаясь, в частности, на низкие корреляции между результатами исполнения различных интеллектуальных тестов. Однако последующая проверка структурной модели показала следующее. Во-первых, при контроле надежности использованных Гилфордом тестов до 98% всех тестовых показателей положительно коррелируют между собой на разных уровнях значимости [Brody L, Brody N., 1976]. Во-вторых, показатели независимых измерений фактически объединяются в более общие факторы, в частности, для оценки возможностей семантической памяти надо учитывать все разновидности конечных продуктов, а для измерения эффективности семантических процессов — все типы операций и продуктов. Р. Мейли, попытавшись соотнести идеи и методы тестологического исследования (в частности, структурную модель интеллекта Дж. Гилфорда) с теоретическими позициями гештальтпсихологии (в частности, положением о решающем значении процесса структурирования воспринимаемого материала) выделил и интерпретировал четыре фактора интеллекта: сложность (способность дифференцировать и связывать элементы образа ситуации); пластичность (способность быстро и гибко перестраивать образ); глобальность (способность из неполного набора элементов выстраивать целостный осмысленный образ); беглость (способность к быстрому порождению множества разнообразных идей относительно исходной ситуации) [Meili, 1981]. Дж.Кэрролл, применив для обработки своих тестовых данных факторный анализ, но опираясь уже на понятия когнитивной психологии (в частности, на положение о роли процесса переработки информации), выделил 24 фактора интеллекта: мысленное оперирование образами, вербальная беглость, силлогистические умозаключения, чувствительность к противоречию и т.д. [Carroll, 1976]. Несколько позже идея о существовании множества самостоятельных интеллектуальных способностей нашла своеобразную реализацию вне рамок тестологии в теории множества интеллектов Г. Гарднера, который выделил несколько независимых типов интеллекта: лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный [Gardner, 1983]. Попробуем подвести некоторые итоги. Поскольку результаты Спирмена не исключали возможности существования групповых факторов, а результаты Терстоуна — общего фактора, то получалось, что и двухфакторная, и многофакторная теории интеллекта— это, фактически, одна теория, имеющая дело с описанием одного и того же феномена с подчеркиванием в нем либо общего (Спирмен), либо специфического (Терстоун). Дискуссии, длившиеся многие десятки лет и связанные с попыткой утвердить определенное понимание природы интеллекта, в конечном счете привели к парадоксальному результату. Сторонники идеи общего интеллект в своих попытках измерить его как единую интеллектуальную способность убеждались, что общий интеллект — не более чем формально-статистическая абстракция по отношению к множеству различных проявлений интеллектуальной деятельности. В свою очередь, представители идеи интеллекта как коллекции способностей также приходили к выводу о наличии влияния некоторого общего фактора, представленного в разнообразных типах интеллектуального исполнения. Как можно видеть, во всех тестологических теориях интеллекта (двум факторной, многофакторной, иерархической, кубической) в различном виде варьирует представление о так называемых факторах интеллекта диапазоне от 2 до 120. Все эти годы открытым оставался вопрос, являются ли данные факторы реальными интеллектуальными образованиями типа первичных умственных способностей или это всего лишь форма классификации используемых тестовых заданий.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |