Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторные теории интеллекта

Постепенно в тестологии складываются две противоположные линии трактовки интеллекта:

- одна связана с признанием общего фактора интеллекта, в той или иной степени представленного на всех уровнях интеллектуаль­ного функционирования (Ч. Спирмен),

- другая с отрицанием какого-либо общего начала интеллектуальной деятельности и утверждением су­ществования множества независимых интеллектуальных способностей (Л. Терстоун).

Теория интеллекта Спирмена базировалась на факте наличия положитель­ных корреляционных связей между результатами выполнения различных интеллектуальных тестов. Если в каком-либо исследовании отмечалось от­сутствие таких связей, то Спирмен объяснял это влиянием ошибок измерения. По его мнению, наблюдаемые корреляции всегда ниже теоретически ожидаемых, и это различие является функцией надежности коррелируемых тестов. Если откорректировать этот эффект ослабления, то величина связей будет стремиться к единице. Основой связи отдельных тестов является наличие в каждом из них некоторого общего начала, получившего название общего фактора интеллекта (general factor). Кроме фактора g, был выделен фактор s, характеризующий специфику каждого конкретного те­ста. Поэтому данная теория получила название двухфакторной теории интеллекта [Spearman, 1904; 1927].

Спирмен полагал, что фактор g— это и есть собственно интеллект, сущность которого сводится к индивидуальным различиям в умственной энергии. Проанализировав тесты, которые наиболее ярко представляли общий фактор, Спирмен пришел к выводу, что уровень умственной энергии об­наруживает себя в способности выявлять связи и соотношения между эле­ментами собственных знаний, а также между элементами содержания те­стовой задачи. Действительно, последующие исследования показали, что максимальную нагрузку по фактору g обычно имели следующие тесты: про­грессивные матрицы Равена, обнаружение закономерности в последовательности цифр или фигур, вербальные аналогии, классификация фигур, понимание текста и т.п.

Единственное, что ставило под сомнение убедительность теоретических воззрений Спирмена, — это факт существования высоких корреляций между группами сходных по содержанию тестов. Данное обстоятельство вынуждало признать наличие различающихся между собой способностей, что, безусловно, не совмещалось с идеей единого основания всех видов ин­теллектуальной деятельности.

Дальнейшая разработка идеи общего интеллекта связана с работами Р.Б. Кеттелла [Cattell, 1971], Ф. Вернона [Vernon, 1965], Л. Хамфрэйса [Humphreys, 1967] и др. Так, Кеттелл, используя большой набор тестов и процедуру факторного анализа (технику наклонной ротации), получил не­которое количество первичных факторов. Эти данные он взял как основу для факторного анализа второго порядка. В итоге он смог описать пять вто­ричных факторов. Два из них характеризуют g-фактор Спирмена, но уже разделенный на два компонента:

gcкристаллизованный интеллект, представленный тестами на запас слов, чтение, учет социальных нормативов и т.п.;

gf— текучий интеллект, представленный тестами на выявление законо­мерности в ряду фигур и цифр, объем оперативной памяти, пространствен­ные операции и т.д.

По мнению Кеттелла, кристаллизованный интеллект — это результат образования и различных культурных влияний; его основная функция за­ключается в накоплении и организации знаний и навыков. Текучий интел­лект характеризует биологические возможности нервной системы; его ос­новная функция — быстро и точно обрабатывать текущую информацию.

Кроме этих базовых интеллектуальных способностей, Кеттелл иденти­фицировал три дополнительных фактора:

gvвизуализация (способность манипулировать образами при решении дивергентных задач);

gm— память (способность сохранять и воспроизводить информацию);

gsскорость (способность поддерживать высокий темп интеллектуаль­ной деятельности) [Cattell, 1966, 1971].

Впоследствии выяснилось, что разделение общего интеллекта на два типа умственных способностей — кристаллизованные и текучие — носит доста­точно условный характер. По данным самого Кеттелла, факторы gc и gf кор­релировали между собой на уровне r = 0,40—0,50, причем в оба эти фактора примерно с одинаковым весом входили одни и те же тесты, характеризую­щие способность к установлению семантических связей (тест аналогий и тест формальных суждений). Л. Хамфрейс, реинтерпретировав данные Кет­телла, получил единый, так называемый интеллектуально-образовательный фактор, одновременно включающий и gc, и gf [Humphreys, 1967].

Итак, Кеттелл выделил две стороны в работе интеллекта: одна обуслов­ливается особенностями строения и функционирования головного мозга, другая — влиянием окружающей среды. Тем не менее, с учетом факта вза­имозависимости gc и gf (кстати, характерно, что эти два измерения наибо­лее высоко коррелируют у лиц, имеющих сходный образовательный и куль­турный уровень), вновь был поднят вопрос о природе некоторого общего механизма, в той или иной мере предопределяющего наличный уровень как gc, так и gf.

Аналогичная линия в трактовке интеллекта, связанная с признанием еди­ного основания интеллектуальной деятельности, характерна для исследова­ний Дж. Равена. Работая над проблемой источников умственной отсталости и используя при этом интеллектуальную шкалу Стэнфорд-Бине, Равен отметил громоздкость последней и сложность интерпретации полученных результатов. Будучи учеником Спирмена, он придерживался той точки зрения, что умственные способности включают два компонента: продуктивный (способность выявлять связи и отношения, приходить к выводам, непосредственно не представленным в заданной ситуации) и репродуктивный (способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию).

Пытаясь найти способ измерения продуктивных возможностей интеллекта, Равен создал особый тест, ориентированный на диагностику способности к выявлению закономерностей в организации серий последовательно усложняющихся геометрических фигур (тест «Прогрессивные матрицы») [Raven, 1960]. Неоднократно отмечалось, что тест Равена являете одним из наиболее «чистых» измерений g, хотя сам Равен предпочитал говорить об измерении способности к систематизированному мышлению. Диагностируемые с помощью матриц Равена продуктивные свойства интеллекта гораздо лучше предсказывают интеллектуальные достижения человека по сравнению с репродуктивными свойствами, диагностируемыми вербальными тестами типа теста запаса слов [Raven, 1985]. Впоследствии] успешность выполнения теста «Прогрессивные матрицы» стала интерпретироваться как показатель способности к научению на основе обобщения (концептуализации) собственного опыта в условиях отсутствия внешних указаний (Raven J., 1989).

Прогрессивные матрицы Равена (от англ. Raven Progressive Matrices) - тест для выяления уровня коэффициента интеллекта, разработанный английским психологом Дж.Равеном, совместно с Л.Пенроузом (1936 г.). Исходно тест предназначался для измерения фактора общего интеллекта (фактора g по Ч.Спирмену). Основан на работе наглядного мышления по аналогии. Каждая из 60 матриц черно-белого варианта теста представляет собой геометрическое изображение с отсутствующим фрагментом, который необходимо выбрать из 6-8 предложенных вариантов. Структура. Состоит из 5 серий по 12 заданий: серии A (взаимосвязи в матрице, состоящей из единого изображения); серии B (аналогия между парами фигур матрицы); серии C (прогрессивные изменения в фигурах матрицы по вертикали и горизонтали); серии D (перегруппировка фигур матрицы); серии E (разложение фигур матрицы на составные элементы). В каждой серии подобраны однотипные задания, выстроенные по все более возрастающей сложности. Разработаны также спциализированные варианты прогрессивных матриц, использующиеся для диагностики детей и взрослых, имеющих нарушения в психической деятельности. [Raven J.C. The colored Progressive Matrices. L., 1973].

Дальнейшее углубление идеи целостности человеческого интеллекта характеризуется разработкой иерархических теорий интеллекта. Так, Ф. Вернон на основе факторного анализа получил фактор g, включающий порядка 52% всех интеллектуальных функций. Фактор распадается на два основных групповых фактора: V:ED (вербально-цифровой-образовательный) и К:М (механике-пространственно-практический). Эти факторы, в свою очередь, включают так называемые второстепенные групповые факторы, характеризующие частные интеллектуальные способности. Последние, соответственно, также разделя­ются на некоторое множество специфических факторов, представляющих каждую отдельную тестовую методику и образующих самый нижний, четвертый уровень этой интеллектуальной иерархии [Vernon, 1965].

А.Ягер в рамках своей берлинской модели структуры интеллекта, построенной на основе обследования 545 студентов высшей школы с использованием 191 теста, выделил два измерения интеллектуальной деятельности: операции (в том числе скорость, память, креативность и сложные процессы переработки информации) и содержание (в том числе вербальное, цифровое, образно-наглядное). Общий интеллект, по его мнению, есть продукт взаимного пересечений всех типов операций и всех типов содержаний [Jager,1984].

Сторонником существования общего фактора интеллекта являлся также Д. Векслер. По его мнению, интеллект — это способность действовать целеустремленно, думать рационально и взаимодействовать со своим окружением эффективно. Им разработана шкала для измерения интеллекта взрослых (Wechsler Adult Intelligence Scale — WAIS), причем впервые вме­сто показателя «умственный возраст» были введены возрастные нормы интеллектуального исполнения. Предполагалось, что общий интеллект включает такие компоненты, как вербальный и невербальный (исполни­тельный) интеллект [Wechsler, 1944]. Последующие факторные исследова­ния показали, что в действительности WAIS содержит три фактора: вербаль­ное понимание (включает субтесты «Осведомленность», «Понимание», «Сходство», «Словарный запас»); пространственная организация (субтесты «Кубики Коса», «Сложение фигур»); оперативная память/внимание (субте­сты «Арифметический», «Шифровка», «Запоминание цифр») [Parker, 1983].

Главным теоретическим результатом описанных исследований явилось признание существования общего интеллекта, т.е. некоторого единого ос­нования, с большим или меньшим удельным весом представленного в раз­ных видах интеллектуальной деятельности.

Впоследствии идея общего интеллекта трансформировалась в представ­ление о возможности оценки уровня общего интеллекта на основе сумми­рования результатов выполнения некоторого множества тестов. Примером являются так называемые интеллектуальные шкалы, включающие набор вербальных и невербальных субтестов (например, интеллектуальная шка­ла Векслера для взрослых включает 11 субтестов, интеллектуальная шкала Амтхауэра— 9 субтестов). Индивидуальная оценка уровня общего интел­лекта определяется как сумма баллов успешности выполнения всех субте­стов. В данном случае имеет место фактическая подмена понятий: изме­рение общего интеллекта (general intelligence) превратилось в измерение ин­теллекта в среднем (intelligence in general) [Tuddenham, 1962].

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возникновение тестологии | Многофакторные теории интеллекта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.