КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторные теории интеллекта
Постепенно в тестологии складываются две противоположные линии трактовки интеллекта: - одна связана с признанием общего фактора интеллекта, в той или иной степени представленного на всех уровнях интеллектуального функционирования (Ч. Спирмен), - другая с отрицанием какого-либо общего начала интеллектуальной деятельности и утверждением существования множества независимых интеллектуальных способностей (Л. Терстоун). Теория интеллекта Спирмена базировалась на факте наличия положительных корреляционных связей между результатами выполнения различных интеллектуальных тестов. Если в каком-либо исследовании отмечалось отсутствие таких связей, то Спирмен объяснял это влиянием ошибок измерения. По его мнению, наблюдаемые корреляции всегда ниже теоретически ожидаемых, и это различие является функцией надежности коррелируемых тестов. Если откорректировать этот эффект ослабления, то величина связей будет стремиться к единице. Основой связи отдельных тестов является наличие в каждом из них некоторого общего начала, получившего название общего фактора интеллекта (general factor). Кроме фактора g, был выделен фактор s, характеризующий специфику каждого конкретного теста. Поэтому данная теория получила название двухфакторной теории интеллекта [Spearman, 1904; 1927]. Спирмен полагал, что фактор g— это и есть собственно интеллект, сущность которого сводится к индивидуальным различиям в умственной энергии. Проанализировав тесты, которые наиболее ярко представляли общий фактор, Спирмен пришел к выводу, что уровень умственной энергии обнаруживает себя в способности выявлять связи и соотношения между элементами собственных знаний, а также между элементами содержания тестовой задачи. Действительно, последующие исследования показали, что максимальную нагрузку по фактору g обычно имели следующие тесты: прогрессивные матрицы Равена, обнаружение закономерности в последовательности цифр или фигур, вербальные аналогии, классификация фигур, понимание текста и т.п. Единственное, что ставило под сомнение убедительность теоретических воззрений Спирмена, — это факт существования высоких корреляций между группами сходных по содержанию тестов. Данное обстоятельство вынуждало признать наличие различающихся между собой способностей, что, безусловно, не совмещалось с идеей единого основания всех видов интеллектуальной деятельности. Дальнейшая разработка идеи общего интеллекта связана с работами Р.Б. Кеттелла [Cattell, 1971], Ф. Вернона [Vernon, 1965], Л. Хамфрэйса [Humphreys, 1967] и др. Так, Кеттелл, используя большой набор тестов и процедуру факторного анализа (технику наклонной ротации), получил некоторое количество первичных факторов. Эти данные он взял как основу для факторного анализа второго порядка. В итоге он смог описать пять вторичных факторов. Два из них характеризуют g-фактор Спирмена, но уже разделенный на два компонента: gc — кристаллизованный интеллект, представленный тестами на запас слов, чтение, учет социальных нормативов и т.п.; gf— текучий интеллект, представленный тестами на выявление закономерности в ряду фигур и цифр, объем оперативной памяти, пространственные операции и т.д. По мнению Кеттелла, кристаллизованный интеллект — это результат образования и различных культурных влияний; его основная функция заключается в накоплении и организации знаний и навыков. Текучий интеллект характеризует биологические возможности нервной системы; его основная функция — быстро и точно обрабатывать текущую информацию. Кроме этих базовых интеллектуальных способностей, Кеттелл идентифицировал три дополнительных фактора: gv — визуализация (способность манипулировать образами при решении дивергентных задач); gm— память (способность сохранять и воспроизводить информацию); gs — скорость (способность поддерживать высокий темп интеллектуальной деятельности) [Cattell, 1966, 1971]. Впоследствии выяснилось, что разделение общего интеллекта на два типа умственных способностей — кристаллизованные и текучие — носит достаточно условный характер. По данным самого Кеттелла, факторы gc и gf коррелировали между собой на уровне r = 0,40—0,50, причем в оба эти фактора примерно с одинаковым весом входили одни и те же тесты, характеризующие способность к установлению семантических связей (тест аналогий и тест формальных суждений). Л. Хамфрейс, реинтерпретировав данные Кеттелла, получил единый, так называемый интеллектуально-образовательный фактор, одновременно включающий и gc, и gf [Humphreys, 1967]. Итак, Кеттелл выделил две стороны в работе интеллекта: одна обусловливается особенностями строения и функционирования головного мозга, другая — влиянием окружающей среды. Тем не менее, с учетом факта взаимозависимости gc и gf (кстати, характерно, что эти два измерения наиболее высоко коррелируют у лиц, имеющих сходный образовательный и культурный уровень), вновь был поднят вопрос о природе некоторого общего механизма, в той или иной мере предопределяющего наличный уровень как gc, так и gf. Аналогичная линия в трактовке интеллекта, связанная с признанием единого основания интеллектуальной деятельности, характерна для исследований Дж. Равена. Работая над проблемой источников умственной отсталости и используя при этом интеллектуальную шкалу Стэнфорд-Бине, Равен отметил громоздкость последней и сложность интерпретации полученных результатов. Будучи учеником Спирмена, он придерживался той точки зрения, что умственные способности включают два компонента: продуктивный (способность выявлять связи и отношения, приходить к выводам, непосредственно не представленным в заданной ситуации) и репродуктивный (способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию). Пытаясь найти способ измерения продуктивных возможностей интеллекта, Равен создал особый тест, ориентированный на диагностику способности к выявлению закономерностей в организации серий последовательно усложняющихся геометрических фигур (тест «Прогрессивные матрицы») [Raven, 1960]. Неоднократно отмечалось, что тест Равена являете одним из наиболее «чистых» измерений g, хотя сам Равен предпочитал говорить об измерении способности к систематизированному мышлению. Диагностируемые с помощью матриц Равена продуктивные свойства интеллекта гораздо лучше предсказывают интеллектуальные достижения человека по сравнению с репродуктивными свойствами, диагностируемыми вербальными тестами типа теста запаса слов [Raven, 1985]. Впоследствии] успешность выполнения теста «Прогрессивные матрицы» стала интерпретироваться как показатель способности к научению на основе обобщения (концептуализации) собственного опыта в условиях отсутствия внешних указаний (Raven J., 1989). Прогрессивные матрицы Равена (от англ. Raven Progressive Matrices) - тест для выяления уровня коэффициента интеллекта, разработанный английским психологом Дж.Равеном, совместно с Л.Пенроузом (1936 г.). Исходно тест предназначался для измерения фактора общего интеллекта (фактора g по Ч.Спирмену). Основан на работе наглядного мышления по аналогии. Каждая из 60 матриц черно-белого варианта теста представляет собой геометрическое изображение с отсутствующим фрагментом, который необходимо выбрать из 6-8 предложенных вариантов. Структура. Состоит из 5 серий по 12 заданий: серии A (взаимосвязи в матрице, состоящей из единого изображения); серии B (аналогия между парами фигур матрицы); серии C (прогрессивные изменения в фигурах матрицы по вертикали и горизонтали); серии D (перегруппировка фигур матрицы); серии E (разложение фигур матрицы на составные элементы). В каждой серии подобраны однотипные задания, выстроенные по все более возрастающей сложности. Разработаны также спциализированные варианты прогрессивных матриц, использующиеся для диагностики детей и взрослых, имеющих нарушения в психической деятельности. [Raven J.C. The colored Progressive Matrices. L., 1973]. Дальнейшее углубление идеи целостности человеческого интеллекта характеризуется разработкой иерархических теорий интеллекта. Так, Ф. Вернон на основе факторного анализа получил фактор g, включающий порядка 52% всех интеллектуальных функций. Фактор распадается на два основных групповых фактора: V:ED (вербально-цифровой-образовательный) и К:М (механике-пространственно-практический). Эти факторы, в свою очередь, включают так называемые второстепенные групповые факторы, характеризующие частные интеллектуальные способности. Последние, соответственно, также разделяются на некоторое множество специфических факторов, представляющих каждую отдельную тестовую методику и образующих самый нижний, четвертый уровень этой интеллектуальной иерархии [Vernon, 1965]. А.Ягер в рамках своей берлинской модели структуры интеллекта, построенной на основе обследования 545 студентов высшей школы с использованием 191 теста, выделил два измерения интеллектуальной деятельности: операции (в том числе скорость, память, креативность и сложные процессы переработки информации) и содержание (в том числе вербальное, цифровое, образно-наглядное). Общий интеллект, по его мнению, есть продукт взаимного пересечений всех типов операций и всех типов содержаний [Jager,1984]. Сторонником существования общего фактора интеллекта являлся также Д. Векслер. По его мнению, интеллект — это способность действовать целеустремленно, думать рационально и взаимодействовать со своим окружением эффективно. Им разработана шкала для измерения интеллекта взрослых (Wechsler Adult Intelligence Scale — WAIS), причем впервые вместо показателя «умственный возраст» были введены возрастные нормы интеллектуального исполнения. Предполагалось, что общий интеллект включает такие компоненты, как вербальный и невербальный (исполнительный) интеллект [Wechsler, 1944]. Последующие факторные исследования показали, что в действительности WAIS содержит три фактора: вербальное понимание (включает субтесты «Осведомленность», «Понимание», «Сходство», «Словарный запас»); пространственная организация (субтесты «Кубики Коса», «Сложение фигур»); оперативная память/внимание (субтесты «Арифметический», «Шифровка», «Запоминание цифр») [Parker, 1983]. Главным теоретическим результатом описанных исследований явилось признание существования общего интеллекта, т.е. некоторого единого основания, с большим или меньшим удельным весом представленного в разных видах интеллектуальной деятельности. Впоследствии идея общего интеллекта трансформировалась в представление о возможности оценки уровня общего интеллекта на основе суммирования результатов выполнения некоторого множества тестов. Примером являются так называемые интеллектуальные шкалы, включающие набор вербальных и невербальных субтестов (например, интеллектуальная шкала Векслера для взрослых включает 11 субтестов, интеллектуальная шкала Амтхауэра— 9 субтестов). Индивидуальная оценка уровня общего интеллекта определяется как сумма баллов успешности выполнения всех субтестов. В данном случае имеет место фактическая подмена понятий: измерение общего интеллекта (general intelligence) превратилось в измерение интеллекта в среднем (intelligence in general) [Tuddenham, 1962].
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |