Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурно-уровневая теория интеллекта




Б.Г. Ананьев полагал, что интеллект — это сложная умственная деятель­ность, представляющая собой единство познавательных функций разного уровня. Вслед за положением Л.С. Выготского о том, что преобразование связей между различными психологическими функциями составляет осно­ву психического развития, в рамках данной теории получил обоснование тезис об интеллекте как эффекте межфункциональных связей основных познавательных функций. В частности, на уровне эмпирического иссле­дования изучались такие познавательные функции как психомоторика, внимание, память и мышление, которые и рассматривались как компонен­ты интеллектуальной системы.

В соответствии с исходной теоретической позицией структура интеллек­та описывалась на основе выявления с помощью процедур корреляцион­ного и факторного анализа характера связей как между различными свой­ствами отдельной познавательной функции, например, объемом, распре­делением, переключением, избирательностью и устойчивостью внимания (внутрифункциональные связи), так и между познавательными функциями разного уровня, например, вниманием и памятью, памятью и мышлени­ем и т.д. (межфунщиональные связи).

В итоге был сделан вывод, что общая направленность интеллектуаль­ного развития в зависимости от возраста характеризуется единством про­цессов когнитивной дифференциации (возрастанием выраженности свойств отдельных познавательных функций) и когнитивной интегриро­ванности (усилением межфункциональных связей между познавательны­ми функциями разного уровня), задающих архитектонику целостной структуры интеллекта [Ананьев, Степанова, 1972; 1977].

Было показано, что характер внутри- и межфункциональных связей ме­няется с возрастом.

Во-первых, если в 18-25 лет интеркорреляционные связи между пока­зателями внимания и мышления составляют 14,1%, то в возрасте 26-33 года — уже 86%. Если же рассматривать только связи с вербально-логическим мышлением, то рост связей с возрастом становится еще более пока­зательным: 9,7 и 90% соответственно.

Во-вторых, по мере возрастного развития в структуре интеллекта наблю­дается тенденция увеличения количества и величины корреляционных свя­зей как между разными свойствами одной познавательной функции, так и между познавательными функциями разных уровней. Этот факт был про­интерпретирован как проявление эффекта интеграции разных форм интел­лектуальной активности и, соответственно, как показатель становления целостной структуры интеллекта (в контексте идеи «общего интеллекта») на этапе взрослости.

В-третьих, с возрастом происходит перестановка основных компонентов в структуре интеллекта. В частности, в 18—25 лет самым мощным, по данным корреляционного анализа, является показатель долговременной памя­ти, за ним следует показатель словесно-логического мышления. Однако в! 26-35 лет на первое место выходят показатели словесно-логического мыш­ления, за ними идут показатели внимания и только потом — показатели долговременной памяти [Ананьев, Степанова, 1977; Степанова, 1979].

Ананьев постоянно подчеркивал глубокое единство теории интеллекта и теории личности. С одной стороны, потребности, интересы, установки и другие личностные качества определяют активность интеллекта. С дру­гой стороны, характерологические свойства личности и структура мотивов зависят от степени объективности ее отношений к действительности, опы­та познания мира и общего развития интеллекта [Ананьев, 1977].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.