КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структурно-уровневая теория интеллекта
Б.Г. Ананьев полагал, что интеллект — это сложная умственная деятельность, представляющая собой единство познавательных функций разного уровня. Вслед за положением Л.С. Выготского о том, что преобразование связей между различными психологическими функциями составляет основу психического развития, в рамках данной теории получил обоснование тезис об интеллекте как эффекте межфункциональных связей основных познавательных функций. В частности, на уровне эмпирического исследования изучались такие познавательные функции как психомоторика, внимание, память и мышление, которые и рассматривались как компоненты интеллектуальной системы. В соответствии с исходной теоретической позицией структура интеллекта описывалась на основе выявления с помощью процедур корреляционного и факторного анализа характера связей как между различными свойствами отдельной познавательной функции, например, объемом, распределением, переключением, избирательностью и устойчивостью внимания (внутрифункциональные связи), так и между познавательными функциями разного уровня, например, вниманием и памятью, памятью и мышлением и т.д. (межфунщиональные связи). В итоге был сделан вывод, что общая направленность интеллектуального развития в зависимости от возраста характеризуется единством процессов когнитивной дифференциации (возрастанием выраженности свойств отдельных познавательных функций) и когнитивной интегрированности (усилением межфункциональных связей между познавательными функциями разного уровня), задающих архитектонику целостной структуры интеллекта [Ананьев, Степанова, 1972; 1977]. Было показано, что характер внутри- и межфункциональных связей меняется с возрастом. Во-первых, если в 18-25 лет интеркорреляционные связи между показателями внимания и мышления составляют 14,1%, то в возрасте 26-33 года — уже 86%. Если же рассматривать только связи с вербально-логическим мышлением, то рост связей с возрастом становится еще более показательным: 9,7 и 90% соответственно. Во-вторых, по мере возрастного развития в структуре интеллекта наблюдается тенденция увеличения количества и величины корреляционных связей как между разными свойствами одной познавательной функции, так и между познавательными функциями разных уровней. Этот факт был проинтерпретирован как проявление эффекта интеграции разных форм интеллектуальной активности и, соответственно, как показатель становления целостной структуры интеллекта (в контексте идеи «общего интеллекта») на этапе взрослости. В-третьих, с возрастом происходит перестановка основных компонентов в структуре интеллекта. В частности, в 18—25 лет самым мощным, по данным корреляционного анализа, является показатель долговременной памяти, за ним следует показатель словесно-логического мышления. Однако в! 26-35 лет на первое место выходят показатели словесно-логического мышления, за ними идут показатели внимания и только потом — показатели долговременной памяти [Ананьев, Степанова, 1977; Степанова, 1979]. Ананьев постоянно подчеркивал глубокое единство теории интеллекта и теории личности. С одной стороны, потребности, интересы, установки и другие личностные качества определяют активность интеллекта. С другой стороны, характерологические свойства личности и структура мотивов зависят от степени объективности ее отношений к действительности, опыта познания мира и общего развития интеллекта [Ананьев, 1977].
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |