КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория функциональной организации познавательных процессов
Теория Холодной В рамках концепции интеллекта, разработанной М.А.Холодной, интеллект трактуется прежде всего как общая познавательная способность, обусловливающая то, как индивид воспринимает, понимает и объясняет происходящее, какие решения он на этой основе принимает и насколько эффективно действует в той или иной ситуации (Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002). Внутренне интеллект организован как система ментального (умственного) опыта, представленного структурами, порождающими соответствующие ментальные пространства и репрезентации отражения. При этом было выделено три вида ментального опыта: а) когнитивный опыт, который обеспечивает восприятие, хранение, упорядочивание информации, поступающей из окружающего мира за счет таких ментальных структур, как архетипические структуры, способы кодирования информации, когнитивные схемы, семантические и понятийные структуры; б) метакогнитивный опыт, который обеспечивает осуществление непроизвольной и произвольной регуляции процесса переработки информации за счет таких ментальных структур, как непроизвольный интеллектуальный контроль, произвольный интеллектуальный контроль, метакогнитивная осведомленность, открытая познавательная позиция; в) интенциональный опыт, который обеспечивает индивидуальную избирательность интеллектуальной активности за счет таких ментальных структур, как предпочтения, убеждения, умонастроения. В аспекте проблемы общей одаренности наиболее показательна выраженность метакогнитивного и интенционального опыта. Так, в частности, о сформированности метакогнитивного опыта свидетельствуют: способность к прогнозированию и планированию собственной интеллектуальной деятельности, способность к оценке ее этапов, способность к ее прерыванию, способность к выбору стратегии собственного обучения, знание и адекватная оценка своих интеллектуальных качеств, чувство интеллектуальной состоятельности, готовность использовать приемы стимулирования работы собственного интеллекта. Интеллект, согласно Б.М. Величковскому, может быть описан как иерархия (точнее, гетерархия) познавательных процессов, включающая шесть уровней познавательного отражения [Величковский, 1987]. Так, нижние «этажи» интеллекта имеют отношение к регуляции движений в предметной среде, начиная с простейших двигательных реакций и локализации объектов (уровни Аи В) вплоть до развернутых предметных действий в условиях построения предметного образа ситуации (уровни С и D). Для понимания природы интеллекта наибольший интерес представляют два последних высших его «этажа» — это высшие символические координации, отвечающие за представление и хранение знаний (уровень Е), и стратегии преобразования знаний (уровень F). Уровень Е представлен концептуальными структурами в виде «прото-лексикона» (наглядно-типических образов объектов — первичных понятий по И. Хоффману или фокус-примеров по Дж. Брунеру), а также в виде когнитивных схем (обобщенных, стереотипизированных представлений о различных предметных областях — фреймов и сценариев). Уровень представлен процедурами изменения наличного знания в виде операций воображения, пропозициональных операций, особого рода метаоператоров типа языковых связок «если, то...», «допустим, что...» и т.д. Благодаря этим процедурам создаются условия для порождения новых смысловых контекстов (ментальных пространств), которые могут заполняться новыми действующими лицами и объектами, могут видоизменяться, приобретая гипотетический характер. Согласно теории Величковского, традиционно выделяемые познавательные процессы (те, что описываются в любом учебнике по психологии) в действительности оказываются сложными образованиями. Так, ощущения связаны с работой трех базовых уровней (А, Б и С); восприятие — двух (С и D); память и мышление— трех (D, Е, F); воображение и понимание- двух (Ек F); внимание — это результат управляющего влияния уровня /на Е и Е на D. В отличие от структурно-уровневой теории Б.Г. Ананьева, в рамках теории функциональной организации познавательных процессов отрицается существование общего фактора интеллекта. Величковский придерживается представления о гетерархическом (полифоническом) принципе координации познавательных процессов, означающем, что каждый познавательный уровень формируется и работает по своим особым законам в условиях отсутствия каких-либо «верхних» или «нижних» централизованных влияний. Характерно, что и в исследованиях Ананьева, и в исследованиях Величковского эмпирические границы между отдельными «функциями» или «уровнями» оказались размытыми. Действительно, при анализе восприятия на первом плане оказываются характеристики селективности перцептивного процесса (т.е. собственно внимание). При изучении понятийного мышления в какой-то момент обнаруживается, что, по сути дела, описываются особенности долговременной семантической памяти. Исследование логических умозаключений неожиданно предстает как исследование операций воображения и т.д. Эффект перевертыша — так можно было бы назвать это необычное явление. Возможно, так называемые познавательные процессы (восприятие, память, логическое мышление и т.п.) — это не более чем условные термины, которые использовались на определенном этапе развития психологии познания. Определение интеллекта как совокупности познавательных процессов в контексте такого взгляда на устройство познавательной сферы было вполне естественным. С другой стороны, есть основания полагать, что интеллект, условно говоря, находится за основными познавательными процессами, которые являются его рабочими органами. Другими словами, интеллект — это то, что обеспечивает актуализацию и координацию познавательных процессов в условиях построения познавательного образа.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |