Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория функциональной организации познавательных процессов




Теория Холодной

В рамках концепции интеллекта, разработанной М.А.Холодной, интеллект трактуется прежде всего как общая познавательная способность, обусловливающая то, как индивид воспринимает, понимает и объясняет происходящее, какие решения он на этой основе принимает и насколько эффективно действует в той или иной ситуации (Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002). Внутренне интеллект организован как система ментального (умственного) опыта, представленного структурами, порождающими соответствующие ментальные пространства и репрезентации отражения. При этом было выделено три вида ментального опыта: а) когнитивный опыт, который обеспечивает восприятие, хранение, упорядочивание информации, поступающей из окружающего мира за счет таких ментальных структур, как архетипические структуры, способы кодирования информации, когнитивные схемы, семантические и понятийные структуры; б) метакогнитивный опыт, который обеспечивает осуществление непроизвольной и произвольной регуляции процесса переработки информации за счет таких ментальных структур, как непроизвольный интеллектуальный контроль, произвольный интеллектуальный контроль, метакогнитивная осведомленность, открытая познавательная позиция; в) интенциональный опыт, который обеспечивает индивидуальную избирательность интеллектуальной активности за счет таких ментальных структур, как предпочтения, убеждения, умонастроения. В аспекте проблемы общей одаренности наиболее показательна выраженность метакогнитивного и интенционального опыта. Так, в частности, о сформированности метакогнитивного опыта свидетельствуют: способность к прогнозированию и планированию собственной интеллектуальной деятельности, способность к оценке ее этапов, способность к ее прерыванию, способность к выбору стратегии собственного обучения, знание и адекватная оценка своих интеллектуальных качеств, чувство интеллектуальной состоятельности, готовность использовать приемы стимулирования работы собственного интеллекта.

Интеллект, согласно Б.М. Величковскому, может быть описан как иерар­хия (точнее, гетерархия) познавательных процессов, включающая шесть уровней познавательного отражения [Величковский, 1987].

Так, нижние «этажи» интеллекта имеют отношение к регуляции движе­ний в предметной среде, начиная с простейших двигательных реакций и локализации объектов (уровни Аи В) вплоть до развернутых предметных действий в условиях построения предметного образа ситуации (уровни С и D). Для понимания природы интеллекта наибольший интерес представ­ляют два последних высших его «этажа» — это высшие символические коор­динации, отвечающие за представление и хранение знаний (уровень Е), и стратегии преобразования знаний (уровень F).

Уровень Е представлен концептуальными структурами в виде «прото-лексикона» (наглядно-типических образов объектов — первичных понятий по И. Хоффману или фокус-примеров по Дж. Брунеру), а также в виде ког­нитивных схем (обобщенных, стереотипизированных представлений о раз­личных предметных областях — фреймов и сценариев). Уровень представ­лен процедурами изменения наличного знания в виде операций вообра­жения, пропозициональных операций, особого рода метаоператоров типа языковых связок «если, то...», «допустим, что...» и т.д. Благодаря этим про­цедурам создаются условия для порождения новых смысловых контекстов (ментальных пространств), которые могут заполняться новыми действую­щими лицами и объектами, могут видоизменяться, приобретая гипотети­ческий характер.

Согласно теории Величковского, традиционно выделяемые познава­тельные процессы (те, что описываются в любом учебнике по психологии) в действительности оказываются сложными образованиями. Так, ощуще­ния связаны с работой трех базовых уровней (А, Б и С); восприятие — двух и D); память и мышление— трех (D, Е, F); воображение и понимание- двух (Ек F); внимание — это результат управляющего влияния уровня /на Е и Е на D.

В отличие от структурно-уровневой теории Б.Г. Ананьева, в рамках те­ории функциональной организации познавательных процессов отрицается существование общего фактора интеллекта. Величковский придержива­ется представления о гетерархическом (полифоническом) принципе коор­динации познавательных процессов, означающем, что каждый познава­тельный уровень формируется и работает по своим особым законам в ус­ловиях отсутствия каких-либо «верхних» или «нижних» централизованных влияний.

Характерно, что и в исследованиях Ананьева, и в исследованиях Величковского эмпирические границы между отдельными «функциями» или «уровнями» оказались размытыми. Действительно, при анализе восприя­тия на первом плане оказываются характеристики селективности перцеп­тивного процесса (т.е. собственно внимание). При изучении понятийного мышления в какой-то момент обнаруживается, что, по сути дела, описы­ваются особенности долговременной семантической памяти. Исследова­ние логических умозаключений неожиданно предстает как исследование операций воображения и т.д. Эффект перевертыша — так можно было бы назвать это необычное явление.

Возможно, так называемые познавательные процессы (восприятие, па­мять, логическое мышление и т.п.) — это не более чем условные терми­ны, которые использовались на определенном этапе развития психоло­гии познания. Определение интеллекта как совокупности познаватель­ных процессов в контексте такого взгляда на устройство познавательной сферы было вполне естественным. С другой стороны, есть основания по­лагать, что интеллект, условно говоря, находится за основными позна­вательными процессами, которые являются его рабочими органами. Дру­гими словами, интеллект — это то, что обеспечивает актуализацию и ко­ординацию познавательных процессов в условиях построения познава­тельного образа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.