КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Элементарные информационные процессы как основа индивидуальных интеллектуальных различий
Когнитивные теории интеллекта Лекция 26. Измерение интеллекта - 2. Резюме:. Основная литература к главе 25 Когнитивная психология / Под ред. В.Н.Дружинина. М.: ПерСе, 2002, с. 241-282 Дополнительная литература к главе 25 Алексеев Н.Г., Щедровицкий Г.П. О возможных путях исследования мышления как деятельности // Доклады АПН РСФСР. М., 1957, № 3, с. 41-47 Психология мышления: Сборник переводов / Под ред. А.М.Матюшкина. М.: Прогресс, 1965 Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах / Под ред. Е.В.Шороховой. М.: Наука, 1966 Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979 Выготский Л.С. Мышление и речь. - Собрание сочинений в 6 т., т. 2. М.: Педагогика, 1982 Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е.В.Шороховой. М., 1966 Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980 Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981 Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. А.В.Брушлинского. М.: Наука, 1982 Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987 Тихомиров О.К. Психология мышления. Уч. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр» Академия», 2002. Будут рассмотрены следующие вопросы: 5. Когнитивные теории интеллекта. 6. Наследственность и окружающая среда. Некоторые исследователи предполагают, что широкая шкала различий в интеллектуальных способностях проистекает из неких сугубо низкоуровневых когнитивных операций. Умение производить эти операции — это далеко не то, что мы обычно понимаем под интеллектом. Но эти низкоуровневые операции снова и снова используются в интеллектуальной деятельности, и таким образом они могут являться составными кирпичиками этой деятельности. Если обработка информации проходит последовательные стадии, на каждой из которых выполняются уникальные операции, то человеческий ум можно рассматривать как компонент человеческого интеллекта, взаимодействующий с обработкой информации. В сущности, именно так представляют себе ум человека когнитивные психологи, придерживающиеся информационного подхода к познанию. Общим для теоретических воззрений Э. Ханта и Р. Стернберга является критическое отношение к традиционным тестовым теориям интеллекта. Так, утверждается, что интеллектуальные возможности человека не могут быть описаны единственным показателем в виде IQ (подобно росту или весу) и что IQ как сумма оценок на некотором множестве тестов скорее суть статистическая условность, чем показатель индивидуального интеллекта. В качестве основного проводится положение о том, что альтернативой психометрическому подходу должно стать изучение элементарных информационных процессов (микрооперациональных когнитивных актов, связанных с оперативной переработкой текущей информации и лежащих в основе решения задач). Исследовательские усилия, таким образом, сосредотачиваются на изучении тех когнитивных процессов, которые обусловливают и позволяют объяснить индивидуальные различия в успешности выполнения традиционных интеллектуальных тестов. Интерес к механизмам преобразования информации, стоящим за конечным результатом интеллектуальной деятельности, в значительной мере сложился под влиянием так называемой компьютерной метафоры — представления о возможности анализа процессов работы человеческого интеллекта по аналогии с процессами в компьютере. Прием, разработанный Э. Хантом для изучения механизмов интеллекта, был назван им когнитивным корреляционным методом. Суть его заключается в том, что показатели отдельных элементарных когнитивных процессов (например, скорости переработки лексической информации) соотносятся на уровне корреляционного анализа с показателем психометрического теста в виде IQ, с тем чтобы можно было определить, как эффективность этого базового информационного процесса сказывается на индивидуальных различиях в исполнении определенного вербального теста. Так, в одном из экспериментов Ханта испытуемым предъявлялись пары букв (А и а', А и А; а и а). Быстрота установления одинаковости названий букв при их физическом несходстве (А и а) интерпретировались как скорость переработки лексической информации. Показатели этого элементарного информационного процесса, как правило, были выше у испытуемых с высоким уровнем вербальных способностей [Hunt, Lunneborg, Levis, 1975]. Впоследствии Хант продемонстрировал индивидуальные различиям способах кодирования информации, которые также оказались связанными с успешностью выполнения психометрических тестов. Испытуемым) предъявлялась фраза типа «плюс выше звездочки» и картинка + (либо +) с требованием оценить, соответствует ли смысл фразы заданному на картинке соотношению элементов. Выяснилось, что в данных условиях обнаруживают себя две формы репрезентации этой простейшей проблемной ситуации: одни испытуемые сначала мысленно описывали картинку с помощью соответствующего лингвистического суждения и затем соотносили его с заданной фразой («вербализаторы»), другие — мысленно создавали образ заданной фразы и сравнивали его с картинкой («визуализаторы»). Факты свидетельствовали, что вербализаторы имеют более высокие оценки на вербальных тестах, визуализаторы, напротив, — на пространственных тестах [Hunt, 1983]. Р. Стернберг проводил свои экспериментальные исследования в рамках когнитивного компонентного метода, ориентированного на анализ непосредственно самого процесса выполнения определенного интеллектуального теста (например, теста вербальных аналогий, включающего задания типа «Вашингтон относится к цифре 1, как Линкольн — к цифрам: 5; 10; 15; 20» с требованием выбрать правильный вариант ответа). Задача заключалась в том, чтобы определить, какие выделенные элементарные информационные процессы и в какой мере оказывают влияние на индивидуальную успешность исполнения соответствующего вербального теста. По данным Стернберга, процесс поиска правильного ответа в тесте аналогий включает пять более элементарных информационных процессов: декодирование (перевод стимула во внутреннюю ментальную репрезентацию в виде развертывания значения основных слов); умозаключение (нахождение возможной связи между первым и вторым элементами первой половины аналогии); сравнение (нахождение правила, связывающего две половины аналогии); проверка (уточнение правильности обнаруженных связей применительно ко второй половине аналогии); построение ответа (правильный ответ «5», так как если президент Вашингтон изображен на банкноте в 1 доллар, то президент Линкольн — на банкноте в 5 долларов). Это исследование позволило Стернбергу установить два интересных факта. Во-первых, время, затрачиваемое испытуемыми на процесс решения, распределялось следующим образом: 54% — декодирование, 12% — умозаключение, 10% — сравнение, 7% — проверка и 17% — ответ. Таким образом, фаза построения ментальной репрезентации, судя по объему затраченного времени, играет особую роль в организации процесса поиска решения. Во-вторых, испытуемые, имевшие более высокие оценки по тестам интеллекта, были более быстрыми на последних четырех фазах, но более медленными на фазе декодирования информации [Sternberg, 1986]. Исследования Э.Б.Ханта и других важны по нескольким причинам. Во-первых, они показывают, что информационный подход обеспечивает много процедур, удобных для изучения человеческого интеллекта. Возможно, что некоторые из секретов других параметров интеллекта (кроме вербальных способностей) — таких как математические способности, пространственные способности или, возможно, даже общий интеллект — удастся описать в терминах достаточно простых когнитивных процессов и механизмов. Во-вторых, не исключено, что КП связана с вербальной составляющей интеллекта не потому, что интеллект критически зависит от количества элементов, удерживаемых в КП, но потому, что простые когнитивные процессы и операции, которые зависят от КП и ДП, такие как определение названия буквы или удержание в памяти слога из трех букв, зависят от индивидуальных различий в интеллекте.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |