КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вербальная способность
Голдберг, Шварц и Стюарт (Goldberg, Schwartz, & Stewart, 1977) сравнивали людей с высокой и низкой вербальной способностями в связи с тем, как они делают различные словесные оценки. Один из видов таких оценок касается того, идентичны ли пары слов. Испытуемые должны ответить утвердительно в случае пары вроде: • bear, bear. Других испытуемых просили оценить, похоже ли звучание двух слов. Таким образом, они должны были бы ответить утвердительно в следующем случае: • bare, bear. Третью группу испытуемых просили оценить, принадлежат ли два слова одной категории. Так, они должны были сказать «да», встретив такую пару: • lion, bear. Испытуемые с высоким уровнем в бальной способности имели небольшое преимущество в оценках идентичности, но показывали намного лучшие результаты в тестах на сходство звучания и значения. Таким образом показано, что преимущество испытуемых с высокой вербальной способностью состоит в скорости, с которой они переходят от лингвистического стимула к информации о нем. В случае приведенного исследования испытуемые переходили от слова, воспринимаемого зрением, к информации о его звучании и значении. Таким образом, как и в случае исследования Стернберга, скорость обработки связана с интеллектуальными способностями. Также существуют доказательства довольно сильной связи между объемом рабочей памяти для лингвистического материала и вербальной способностью. Дейнман и Карпентер (Daneman & Carpenter, 1980) разработали следующий тест индивидуальных различий в объеме рабочей памяти. Испытуемые должны были прочитать или услышать несколько несвязанных предложений, например: • When at last his eyes opened, there was no gleam of triumph, no shade of anger. (Когда, наконец, его глаза открылись, не было ни блеска триумфа, ни тени гнева.) • The taxi turned up Michigan Avenue where they had a clear view of the lake. (Такси по вернуло на Мичиган-авеню, откуда было хорошо видно озеро.) После прочтения или прослушивания таких предложений испытуемые должны были вспомнить последнее слово каждого предложения. Им предъявляли наборы от 2 до 7 подобных предложений. Наибольшее количество предложений в наборе, для которых они могли вспомнить последние слова, определялось как интервал чтения или интервал слушания. Эти интервалы студентов колледжей попадали в пределы от 2 до 5,5. Выяснилось, что интервалы чтения и слушания связаны намного сильнее, чем измерения цифрового интервала. Дейнман и Карпентер утверждают, что большие интервалы чтения и слушания указывают на способность удерживать в памяти большее количество текста во время его понимания. Люди с высокой вербальной способностью могут быстрее вспоминать значения слов, а также обладают большей рабочей памятью для вербальной информации. ПРОСТЫЕ КОГНИТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ iq. Например, для того чтобы понять фразу, необходимо подумать о значении каждого отдельного слова в этой фразе. По-видимому, эти значения извлекаются из некоего психического словаря, причем процесс извлечения каждого слова — весьма быстрый, но все же не мгновенный. Более того, такой поиск приходится осуществлять снова и снова, для каждого встречающегося слова. Следовательно, тот, кто чуть-чуть быстрее решает эту задачу, может получить значительное преимущество. Проведенные исследования показывают, что время таких обращений к памяти короче у тех людей, которые хорошо справляются с вербальными субтестами. Разница особенно заметна, если проводить сравнения между нормальными испытуемыми и испытуемыми, например, с повреждениями мозга (Hunt, 1978). Среди нормальных людей такие различия тоже встречаются, правда, в меньшей степени; например среди студентов колледжей, имеющих низкие и высокие баллы по вербальному субтесту SAT (Hunt, Lunneborg, Lewis, 1975; Jackson, MacClelland, 1979).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |