Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Является ли интеллект физически измеримым.

Используя инструменты современной неврологии, не можем ли мы отнести отли­чия в тестах на умственные способности к расхождениям в центре интеллекта? Не появятся ли в скором времени неврологические тесты на умственные способности?

Более столетия назад, после попыток Фрэнсиса Гальтона измерить интеллект в категориях размера головы, времени реакции и сенсорных способностей, энтузиазм в отношении того, чтобы свести интеллект к простому измерению мозга, по-прежнему сохраняется. Сегодняшние ученые пытаются выяснить, есть ли корреляция между оценкой умственных способностей и функциями.

Еще до Гальтона френолог Франц Галль понимал, что человеческий ум превосходит животных, потому что кора полушарий головного мозга у человека больше. Поэтому он задавался вопросом, не могут умственные отличия у людей аналогичным образом вытекать из различий в структур мозга, распознаваемых в выступах черепа. Хотя его усилия, как и усилия Гальтона измерить умственные способности были безуспешными, современные исследования раскрывают небольшую корреляцию между размерами головы (в соотношении к размерам тела) и оценкой умственными способностями (Jensen & Johnson, 1994).

Корреляция, обнаруживаемая в современных исследованиях, невелика потому, что размер головы — лишь замещение размера мозга. Внутри черепа находится нечто большее: корковая ткань. Новейшие исследования, в результате которых измеряется непосредственно объем мозга с использованием сканеров MRI, указывают на более значимую корреляцию (+0,44) между размерами мозга (подогнанными под размеры тела) и оценкой умственных способностей (В & Ankney, 1996). Более того, по мере старения человека размеры мозга и оценки тестов на невербальные умственные способности почти совпадают (Bigler & others, 1995),

Может, более умные люди просто более сообразительные? При выполнении некото­рых задач, похоже, это действительно так. Эрл Хант (1983) обнаружил, что оценка вер­бальных способностей предсказуема с уче­том скорости, с которой люди извлекают информацию из памяти. Те, кто быстро рас­познают, что „SINK" и „wink" — разные слова или что буквы „А" и „а" имеют одно название, имеют тенденцию к получению высоких оценок в вербальных способностях. Юные 12-14-летние студенты колледжей особенно быстры в реагировании на подоб­ные задачи (Jensen, 1989).

Многие исследования показывают, что корреляция между скоростью приема пер­цептивной информации и оценкой умствен­ных способностей имеет тенденцию нахо­диться в пределах +0,4 (Deary & Stough, 1996). В типичном эксперименте на корот­кое время открывается стимул:

Задержка его изображения немедленно маскируется другим стимулом, который накрывает пер­вый. Затем субъекту задается вопрос, с какой стороны была более длинная сторо­на: слева или справа. Какое время экспо­зиции стимула вам понадобится для того, чтобы в 80% случаев правильно ответить на этот вопрос? Возможно, 0,1 секунды. Или 0,2 секунды? Скорее всего, люди, об­ладающие быстрой реакцией, склонны иметь более высокую оценку в тестах на умственные способности, особенно в тех, которые основаны на перцептивных, а не на вербальных задачах.

Отражает ли более быстрое восприятие очень умных людей большую неврологичес­кую скорость? Неоднократные исследова­ния показывают, что их мозговые волны регистрируют простой стимул (такой, как вспышка света или тональный сигнал) бы­стрее и более комплексно (Caryl, 1994; Deary & Caryl, 1993; Reed & Jensen, 1992). Вызываемая мозговая реакция также склон­на к ускорению, если люди с высокими ин­теллектуальными оценками выполняют простую задачу, такую как нажатие кноп­ки, когда на экране появляется X (McGarry-Roberts & others, 1992).

Нейронная скорость обработки информа­ции при выполнении простых задач ока­зывается неуместной при неограниченном во времени реагировании на сложные воп­росы тестов, касающихся определения ум­ственных способностей, таких как „В чем схожесть между шерстью и хлопком?" Пока что, как отмечает эксперт по изуче­нию интеллекта Натан Броди (1992), мы не имеем твердого понимания, почему быстрые реакции при выполнении простых задач должны предсказывать показатели умственных способностей. Филипп Beрнон (1983) рассуждает, что „более быстрая обработка познавательной информации дает возможность усвоить большее количество информации". Возможно, люди, котом быстрее обрабатывают информацию, накапливают больше информации о шерсти, хлопке и миллионе иных вещей.

Нейрологический подход к трактовке интеллекта (и много другого в психологии в данный момент поддерживается многими учеными. Не приведет ли этот новый подход к достижению цели Гальтона в сведении того, что мы сейчас называем G-фактором, к простому измерению основа видов деятельности мозга? Или все эти усилия полностью бессмысленны.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности индивидуальной базы знаний как основа интеллектуальной компетентности субъекта | Биологический интеллект
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.