Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обедненная окружающая среда

ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Факторы окружающей среды тоже оказывают свое воздействие.

Некоторые доказательства этому можно найти в тех же данных, кото­рые отражают влияние наследственно­сти: в сходстве между членами семьи. Например, IQ усыновленных детей кор­релирует с IQ их приемных матерей (г = +0,17). И хотя эта корреляция до­вольно низкая, она все же означает, что окружающая среда тоже имеет значение. Другой аргумент в пользу роли среды проистекает из того факта, что корре­ляция между IQ двуяйцевых близнецов все-таки немного выше, чем корреля­ция между IQ простых братьев и сестер (+0,60 против +0,47). Это не может быть объяснено генетическими факто­рами, так как нам уже известно, что ге­нетическое сходство двуяйцевых близне­цов и просто братьев и сестер одинаково. Но это может объясняться влиянием факторов окружающей среды. Если, на­пример, в семейных обстоятельствах произошли какие-то изменения (эконо­мического или психологического харак­тера), то эти изменения заденут обоих близнецов в одном и том же возрасте.

Еще ряд доказательств влияния вы­шеназванных факторов мы находим в исследованиях, проведенных в услови­ях обедненной окружающей среды. На­пример, ученые изучали детей, которые в 20-е годы в Англии работали на пере­возочных лодках и вряд ли вообще хо­дили в школу, а также детей, живших в отдаленных горных областях в штате Кентукки. Эти обстоятельства, безус­ловно, кажутся малопригодными для развития интеллектуальных навыков, определяемых тестами. Если это так, то влияние подобных обстоятельств должно иметь накопленные негативные последствия: чем дольше ребенок находится в этой среде, тем ниже должен быть его IQ. Именно это и обнаружилось. Была получена довольно высокая негативная корреляция между коэффициентом интеллекта и возрастом. Чем старше ребенок (то есть чем дольше он находился в обедненной среде), тем ниже его IQ (Gordon, 19 Asher, 1935).

Подобные же эффекты наблюдаются в обществах, где по каким-либо при нам были закрыты школы. Обычной приводило к снижению результатами интеллектуальных тестах — в одном из исследований был зафиксирован спад на шесть баллов за каждый пропущенный год школьного обучения (Green al., 1964).

Обогащенная окружающая среда:

Обогащенная окружающая среда дает обратный эффект. Примером служить община в Восточной части штата Теннесси, жившая совершенно изолированно в 1930 году, но в течение следующего десятилетия становившаяся все менее изолированной в связи с введением школ, дорог, радио и т.д. В промежутке между 1930 и 1940 средний коэффициент интеллекта населения этой общины вырос с 82 до 92 (Wheeler, 1942).

Тестирование после тренировки показа­ло значительные улучшения при реше­нии широкого круга задач. Такие же сдвиги были отмечены у американских дошкольников в рамках Просветитель­ского проекта в Каролине (Campbell and Ramey, 1994). Эти факты не оставляют сомнений в том, что обогащение среды может привести к значительным улуч­шениям результатов при проведении интеллектуального тестирования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Генетическое влияние | Межгрупповые различия интеллекта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.