Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межгрупповые различия интеллекта

Всемирное возрастание интеллекта

Еще одно впечатляющее проявление влияний среды — тот факт, что оценки по интеллектуальным тестам за послед­ние несколько десятилетий постепенно возрастали примерно на 3 балла за ка­ждые 10 лет. Это явление известно как эффект Флинна, названный так в честь Джеймса Флинна (1984, 1987). По-видимому, этот эффект проявляется во всем мире; например, в США, Нор­вегии, Франции и Голландии (и это лишь некоторые страны) отмечается яв­ный прирост интеллекта.

Этот эффект нельзя объяснить гене­тикой. И хотя геном человека действи­тельно изменяется с течением времени (и это, конечно, основной момент чело­веческой эволюции), но он не изменя­ется с темпами, пропорциональными эффекту Флинна. Тогда как же объяс­нить этот эффект? Некоторые полагают, что всемирное «поумнение» отражает все возрастающую сложность и изо­щренность нашей общей культуры. На каждого из нас приходится гораздо большее количество информации и раз­нообразных жизненных коллизий, чем выпало на долю наших бабушек и де­душек, и, возможно, это приводит к по­вышению баллов по интеллектуальным тестам. Возможно также и то, что эф­фект Флинна обусловлен значительны­ми улучшениями процессов обучения и воспитания (Neisser et al., 1996). Но каково бы ни было объяснение этого эф­фекта, сам он является мощным под­тверждением того, что интеллект может быть систематично и в значительной степени развит благоприятствующими условиями окружающей среды.

До сих пор мы сосредоточивали свое внимание на интеллектуальных разли­чиях внутри групп и рассматривали, насколько воспитание и обучение соот­ветствуют этим различиям. Но сущест­вует и другая проблема — различия средних значений IQ, которые были об­наружены между группами, такими, как разные социально-экономические классы или расово-этнические образо­вания.

Многочисленные исследования по­казали, что средние значение IQ черных американцев на 10-15 баллов ниже, чем белого населения Америки (Loehlin, Lindzey, and Spuhler, 1975). Тот факт, что имеет место такая разница, не об­суждается. Проблема состоит в том, чтобы определить, что означает эта раз­ница и как она возникла.

Прежде чем продолжать наш разго­вор, мы должны подчеркнуть, что раз­личия, о которых здесь говорится, — это различия средних значений IQ. Бал­лы американцев европейского проис­хождения имеют довольно большой разброс, как и баллы афроамериканцев. В действительности эти внутригрупповые вариации гораздо более значитель­ны, чем различия между группами, и вследствие этого между двумя популя­циями больше совпадений, нежели раз­личий. Таким образом, мы мало что поймем об интеллекте конкретного че­ловека, если будем ориентироваться только лишь на его групповую принадлежность. Но, тем не менее, разрыв между группами все же существует. Как мы будем их объяснять?

Рассмотрев природу, значение и динами­ку интеллекта, мы не можем не задать воп­рос: чем он определяется — генами или средой? Как считал Фрэнсис Гальтон, ин­теллект, похоже, передается по семейной линии. Более того, мы видели, что его раз­витость вряд ли можно предсказать, опи­раясь на скорость, с какой ребенку надое­дают знакомые картинки, или на комплек­сность и скорость волновой реакции мозга на вспышку света. Как же так? Неужели интеллектуальные способности в большей степени наследуются? Или же они в пер­вую очередь формируются средой?

Вряд ли какой-либо иной вопрос в пси­хологии вызывает такие страсти и имеет столь серьезные социальные последствия. Представьте себе следующее: если мы глав­ным образом наследуем свои отличительные умственные способности и если они отражены в успехе, тогда социально-эконо­мическое положение людей соответствова­ло бы их прирожденным отличиям. Таким образом, представители высшего общества могут поверить, что их врожденные ум­ственные способности оправдывают их со­циальное положение.

Если, с одной стороны, умственные спо­собности в первую очередь формируются средой, которая растит и учит нас, тогда дети из неблагоприятной среды, скорее все­го, проживут недостойную жизнь. В этом случае статус людей будет результатом неравных возможностей. Такую ситуацию многие считают по сути несправедливой. Стараясь как можно дальше отбросить по­добные политические последствия, давай­те рассмотрим соответствующие данные.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обедненная окружающая среда | Задатки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.