КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Межгрупповые различия интеллекта
Всемирное возрастание интеллекта Еще одно впечатляющее проявление влияний среды — тот факт, что оценки по интеллектуальным тестам за последние несколько десятилетий постепенно возрастали примерно на 3 балла за каждые 10 лет. Это явление известно как эффект Флинна, названный так в честь Джеймса Флинна (1984, 1987). По-видимому, этот эффект проявляется во всем мире; например, в США, Норвегии, Франции и Голландии (и это лишь некоторые страны) отмечается явный прирост интеллекта. Этот эффект нельзя объяснить генетикой. И хотя геном человека действительно изменяется с течением времени (и это, конечно, основной момент человеческой эволюции), но он не изменяется с темпами, пропорциональными эффекту Флинна. Тогда как же объяснить этот эффект? Некоторые полагают, что всемирное «поумнение» отражает все возрастающую сложность и изощренность нашей общей культуры. На каждого из нас приходится гораздо большее количество информации и разнообразных жизненных коллизий, чем выпало на долю наших бабушек и дедушек, и, возможно, это приводит к повышению баллов по интеллектуальным тестам. Возможно также и то, что эффект Флинна обусловлен значительными улучшениями процессов обучения и воспитания (Neisser et al., 1996). Но каково бы ни было объяснение этого эффекта, сам он является мощным подтверждением того, что интеллект может быть систематично и в значительной степени развит благоприятствующими условиями окружающей среды. До сих пор мы сосредоточивали свое внимание на интеллектуальных различиях внутри групп и рассматривали, насколько воспитание и обучение соответствуют этим различиям. Но существует и другая проблема — различия средних значений IQ, которые были обнаружены между группами, такими, как разные социально-экономические классы или расово-этнические образования. Многочисленные исследования показали, что средние значение IQ черных американцев на 10-15 баллов ниже, чем белого населения Америки (Loehlin, Lindzey, and Spuhler, 1975). Тот факт, что имеет место такая разница, не обсуждается. Проблема состоит в том, чтобы определить, что означает эта разница и как она возникла. Прежде чем продолжать наш разговор, мы должны подчеркнуть, что различия, о которых здесь говорится, — это различия средних значений IQ. Баллы американцев европейского происхождения имеют довольно большой разброс, как и баллы афроамериканцев. В действительности эти внутригрупповые вариации гораздо более значительны, чем различия между группами, и вследствие этого между двумя популяциями больше совпадений, нежели различий. Таким образом, мы мало что поймем об интеллекте конкретного человека, если будем ориентироваться только лишь на его групповую принадлежность. Но, тем не менее, разрыв между группами все же существует. Как мы будем их объяснять? Рассмотрев природу, значение и динамику интеллекта, мы не можем не задать вопрос: чем он определяется — генами или средой? Как считал Фрэнсис Гальтон, интеллект, похоже, передается по семейной линии. Более того, мы видели, что его развитость вряд ли можно предсказать, опираясь на скорость, с какой ребенку надоедают знакомые картинки, или на комплексность и скорость волновой реакции мозга на вспышку света. Как же так? Неужели интеллектуальные способности в большей степени наследуются? Или же они в первую очередь формируются средой? Вряд ли какой-либо иной вопрос в психологии вызывает такие страсти и имеет столь серьезные социальные последствия. Представьте себе следующее: если мы главным образом наследуем свои отличительные умственные способности и если они отражены в успехе, тогда социально-экономическое положение людей соответствовало бы их прирожденным отличиям. Таким образом, представители высшего общества могут поверить, что их врожденные умственные способности оправдывают их социальное положение. Если, с одной стороны, умственные способности в первую очередь формируются средой, которая растит и учит нас, тогда дети из неблагоприятной среды, скорее всего, проживут недостойную жизнь. В этом случае статус людей будет результатом неравных возможностей. Такую ситуацию многие считают по сути несправедливой. Стараясь как можно дальше отбросить подобные политические последствия, давайте рассмотрим соответствующие данные.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |