Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задатки




Лекция 27. Творческое мышление.

Резюме:.

ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ

Как мы видим, гены оказывают значитель­ное влияние на особенности интеллекта. Даже если мы выросли в одинаковых, бла­гоприятных для интеллектуального разви­тия условиях, все равно наши способнос­ти не будут одинаковыми. Но мы также знаем, что наследственность — это еще не всё. Внешние факторы лишь незначитель­но влияют на способности родных братьев и сестер, но существенно — на их школьную успеваемость (Thompson & other» 1991).

Людям редко приходится жить в таких же ограниченных условиях, как выросшим в темных и тесных клетках лаборатории крысам, у которых толщина коры головного мозга не достигала нормальных размеров. Но суровые условия жизни не проходят бесследно и для людей. Пси­холог Дж. Мак-Викер Хант (J. McVickij Hunt, 1982) обследовал сирот в детском доме в Тегеране. Большинство детей в этом детдоме к 2-3 годам не могло самостоятельно сидеть, к 4 годам — ходить. Воспитатели никак не реагировали на поведение детей, на плач и лепет. В результате они вырастали пассивными „растительными" существами, не испытывающими потребном каком-либо воздействии на внешнюю среду. Условия депривации подавляли проявления врожденных способностей.

Хант разработал грамму „обучения совершенствованию человеческих способностей". В рамках программы воспитателей обучали с детьми в звуковые игры. Вначале взрослые имитировали младенческий лепет, затем обучали детей повторять за ними знакомые звуки и наконец — звуки персидского языка.

Результаты оказались ошеломляющими. Все 11 детей, с которыми занимались по программе развития речи, стали таки-развитыми, что почти всех их усыновили — для данного детдома факт беспро­центный.

Основная литература к главе 26

Когнитивная психология / Под ред. В.Н.Дружинина. М.: ПерСе, 2002, с. 241-282

Будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Задатки, способности, одаренность.

2. Творческое мышление.

3. Тесты креативности.

4. Стимулирование креативности.

Задатки - анатомо-физиологические особенности нервной системы, которые служат базой для формирования тех или иных способностей. В качестве таких задатков принято выделять:

- типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость дифференцировок;

- анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры головного мозга.

В последнее время проводятся активные исследования, посвященные проблеме мозговой организации общей одаренности, т.е. задаткам (Фингелькурц А.А., Фингелькурц А.А. Межполушарная асимметрия мозга, интеллектуальная одаренность и близнецы // Вопросы психологии. 2000, № 5). Исследования группы М.У.О'Бойла (O'Boyle М. W., Benbow C.P., Alexander J.E. Sex differences, hemispheric laterality and associated brain activity in the intellectually gifted // Devel. Neuropsychol. 1995. V. 11. N 4. P. 415–443) позволили установить, что интеллектуальная одаренность прямо связана с повышенной вовлеченностью правого полушария в процесс обеспечения высших психических функций, а именно – с билатеральной асимметрией, сопровождающейся доминированием правой фронтальной области. Это может выступать объяснением того факта, что мужчины достигают больших успехов в математике, чем женщины, учитывая тот факт, что повышенный уровень половых гормонов (тестостерона) в эмбриональный период приводит к более быстрому созреванию и когнитивному развитию правого полушария (Levy J., Gur R.C. Individual differences in psychoneurological organization // Herron J. (ed.) Neuropsychology of left-handedness. N.Y., 1980. P. 142–152).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.