КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способности
Способности - индивидуально выраженные возможности к успешному обучению и осуществлению той или иной продуктивной деятельности. Так, В.А.Крутецкий для определения выраженности задатков, на основе которых – в постоянном совершенствовании - строится творческая деятельность, предлагал рассматривать быстроту овладения деятельностью и качество достижений. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Опираясь на данные, полученные в исследованиях математических способностей, В.А.Крутецкий [Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. 1972; Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. 1976] трактовал способность как систему индивидуальных особенностей протекания психических процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление) и личностных образований (эмоционально-волевые элементы, направленность и отношения). [Голубева Э.А. Способности и склонности. М.: Педагогика, 1989; Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.: Школа-пресс,1993; Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995]. Для классификации способностей используются разные критерии. Так, могут быть выделены способности, связанные с протеканием тех или иных психических процессов: сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем способности могут быть квалифицированы как научные (математические, лингвистические, гуманитарные); творческие (музыкальные, литературные, художественные); инженерные. Разработаны многочисленные стандартизированные тесты для выявления способностей. Так, например, музыкальные способности определяются с помощью тест Сишора (Seashore C.E. Seashore-Test fuer musikalische Begabung. Verlag H.Huber, Bern, Stuttgart, Toronto, 1966). Главным компонентом структуры способностей является познавательная способность, которая тождественна уровню интеллекта. Первые систематические исследования познавательной способности проведены Ф. Гальтоном в середине XIX в. Идею несводимости общей познавательной способности к специальным способностям экспериментально начал разрабатывать Ч.Спирмен, сделавший попытку на основе корреляционных связей между специальным способностям выделить общий фактор интеллекта (g-фактор). Несколько позже Ф.Вернон в своих факторно-аналитических исследованиях также получил общий фактор интеллекта (g-фактор), который объяснял более 50 % вариативности всех интеллектуальных функций (Vernon P.E. The Structure of Human Abilities. N.Y.: Wiley, 1965). В свою очередь сам этот фактор оказался состоящим из двух видов интеллектуальных функций: вербально-математико-образовательных и механико-пространственно-практических. Другой довод в пользу существования общей познавательной способности, не являющейся простой суммой специальных способностей, обнаруживается в области психологии онтогенетического развития. Здесь зафиксировано, что развитие различных психических функций индивида происходит достаточно единообразно, подтверждая возможность существования базовых психологических структур, обеспечивающих динамику и разнообразие внешних проявлений (Н.И.Чуприкова). В.Н.Дружинин предложил выделять такие компоненты познавательных способностей, как: - способность к приобретению знаний (обучаемость); - способность к преобразованию знаний (креативность); - способность к применению знаний (интеллект) (Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей. Саратов. 1990; Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерка Вита. 1995). Особо выделяют изобразительные способности. Это - форма способностей, включающих в себя систему врожденных и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество. Могут проявляться в раннем возрасте. Так, художественные способности у Рафаэля провялились в 8 лет, ван Дейка - в 10, Микеланджело - в 13. В структуре изобразительных способностей принято выделять ведущие, опорные и системные свойства: «ведущие свойства»: - художественное мышление и творческое воображение; - способность к ярким зрительным образам; - эмоциональность и эстетическое чувство; - наличие эстетического чувства; «опорные свойства»: - сформированность сенсомоторных операций; «системные свойства»: - способность к дивергентному мышлению; - быстрота научения; - целеустремленность; - волевые качества личности.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |