Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Одаренность




Общая одаренность -интегральный уровень развития интеллектуальных и специальных способностей индивида, обеспечивающий возможность успешного выполнения им той или иной деятельности за счет гибкого выбора и эффективного использования в ее рамках различных интеллектуальных и специальных способностей. В настоящее время считается, что существует как общая одаренность, так и частные способности, относительно слабо связанные друг с другом.

Ранняя одаренность -специальная или общая одаренность, обнаруживаемая у детей, время проявления которой в разных областях различно [Wagner H., Wieczerkowski. Das hochbegabte Kind. Dusseldorf, 1981; Urban K.K. Hochbegabte Kinder. Heidelberg, 1982; Webb J.T. Hochbegabte Kinder. Bern, 1985; Hany E.A. Modelle und Strategien zur Identifikation hochbegabter Schuler, Muenchen, 1987; Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности // Вопросы психологии. - 1991, № 2, с. 120-127; Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. В.М.Слуцкого. М.: Прогресс, 1991]. Обычно наиболее рано проявляется одаренность в области музыкальной деятельности (в 3 года у Моцарта, в 4 - у Гайдна), затем - в рисовании (в 8 лет у Рафаэля, в 10 - у Ван Дейка, в 15 - у Дюрера). В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике. Ранняя одаренность сопровождается выраженной увлеченностью теми или иными занятиями и склонностью проявлять фантазию. В динамике развития одаренности особую роль играют некогнитивные личностные характеристики (жажда знаний, надежда на успех, страх перед неудачей, тревожность, самооценка, атрибуция, стиль обучения и др.) и характеристики социального окружения (семейный климат, школьный климат и др.). В частности, в исследованиях Н.С.Лейтеса показано, что одну из ведущих ролей в развитии детской одаренности и детских способностей играет собственная активность ребенка [Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. 1960; Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971; Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития ребенка. 1978; Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. 1984; Лейтес Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника. 1985]. В исследованиях А.М.Матюшкина показано, что в единой интегративной структуре одаренности могут быть выделены следующие компоненты:

- доминирующая роль познавательной мотивации;

- исследовательская творческая активность, выражающееся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;

- возможность достижения оригинальных решений;

- возможность прогнозирования и предвосхищения;

- способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки (Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989, № 6, с. 29-33).

Гениальность (от лат. genius -дух) - характеристика интеллекта, как способности к решению субъективно новых задач, и личности, выражающая собой высшую степень развития творческой одаренности. Реализуется в создании тех или иных произведений, имеющих важное значение для развития общества. Для личности гения характерны такие черты, как:

- творческая продуктивность,

- владение определенной методологией,

- готовность к преодолению стереотипов и конвенциональных установлений [Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. М.: Знание, 1991; Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. М.: Русский мир, 1998].

В качестве независимого фактора в структуру одаренности и гениальности входит креативность.

Креативность (от лат. creatio - созидание) — это способность к творче­ству, возможность создавать одновременно новые и ценные идеи. Это — характеристика творческих способностей индивида, выражающаяся в готовности к продуцированию принципиально новых идей. Продукт креативной деятельности является, во-первых, новым и адекватным по отношению к своей задаче, во-вторых, данная задача не может быть решена по заранее известному алгоритму.

Точки приложения творчества варьируются в зависимости от культуры. В культуре народности само по­ощряется творчество в танце, в балийской культуре — в музыке, в культуре африкан­ской народности ашанти — в резьбе по де­реву (Lubart, 1990). У каждой народности творчество означает выражение знакомых тем новыми способами.

Один из создателей современной теории креативности, Э.П.Торренс, основывался на особой структуре интеллекта [Torrance E.P. Developing creative thinking through school experience // (Ed.) Parnes S.J. Harding H.F. A Source Book of creative Thinking. N.Y., 1962; Torrance E.P. Education and creativity // (Ed.) Taylor C.W. Creativity: Progress and Potential. N.Y., 1964]. В его модели интеллект выделяется такие элементы, как:

- вербальное понимание,

- пространственные представления,

- индуктивные рассуждения,

- счетная способность,

- память,

- перцептивная быстрота,

- речевая беглость.

Исходя из этого П.Торренс дает операциональное определение креативности [Torrance E.R. Creative Learning and Teaching. N.Y., 1960; Torrance E.R.Torrance Test of Creative Thinking. Bensenvill, 1966; Torrance E.R. Education and the Creative Potential. Minneapolis, 1967]. По его мнению, креативность включает в себя:

- повышение чувствительности к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний (индивид становится чувствителен к проблемам, дефициту и пробелам знаний, к объединению разноплановой информации, к дисгармонии элементов);

- действия по определению этих проблем;

- действия по поиску их решений на основе выдвижения предположений и гипотез;

- действия по проверке, изменению и опровержению гипотез;

- действия по формулированию результата решения.

Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.