КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тесты креативности
Исходно для измерения общей интеллектуальной одаренности использовались тесты интеллекта, позволяющие вычислять индивидуальный коэффициент интеллекта (IQ). В частности, значения IQ выше 140 баллов считаются свидетельством одаренности. К таким тестам относятся, например, шкалы Бине-Симона, Станфорд-Бине, Векслера, Культурно свободный тест интеллекта Р.Б.Кеттелла, Прогрессивные матрицы Дж.Равена, Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. В дальнейшем были разработаны методики, ориентированные на анализ структурных особенностей одаренности. Так, для оценки стилей креативности может, например, использоваться опросник «Creativity Styles Questionnaire - CSQ» (Kumar, Holman, 1989 // Journal of Creativity Behavior. 1991, N 4), который включает в себя следующие шкалы: ориентация на инсайт, мозговой штурм, консультирование, доверие концепцям, следование ритуалам, выбор особых условий, ориентация на чувственные переживания [Arntzen F. Einfuehrung in die Begabungpsychologie, Goettingen, 1976; Chauwin R. Die Hochbegabten. Stuttgart, 1979; Sternberg R.J., Davidson J.E. (Eds.). Conceptions of Giftedness. N.Y., 1986; Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. № 5, 1994, с. 86-95]. Но о наличии истинной одаренности детей не дают основания судить результаты тестовых испытания в силу того, что они обычно стандартизованы по среднему уровню и не предназначены для оценки существенных отклонений от средних значений. В силу этого чаще всего используются задачи дивергентного типа и личностные опросники. Тест на дивергентную продуктивность. Дж.П.Гилфорд (Guilford J.P., 1967) различал два типа мышления: конвергентное и дивергентное. Конвергентное мышление (от лат. cоnvergere - сходиться) - форма мышления, основанного на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи. Дивергентное мышление (от лат. divergere - расходиться) - форма мышления, основанного на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи, которая допускает множественное решение. В педагогике часто делается акцент на конвергентное мышление, при котором учащихся просят вспомнить фактическую информацию, например: Как называется столица Болгарии? В случае дивергентного мышления человек дает множество различных ответов на вопрос, причем "правильность" ответа есть нечто субъективное. Например: Сколько различных применений имеет кирпич? Конвергентным ответом на этот вопрос может быть "построить дом или дымовую трубу". Несколько более дивергентным будет ответ: "сделать книжный шкаф" или "использовать как подставку для свечки". Ответ еще более дивергентный, более "чудной" — это: "румяна на крайний случай" или "как подарок на дорожку в качестве ботинок тому, кто первый раз оправляется на Луну". Просто продуцировать ответы — это не значит проявлять творческое мышление. Из кирпичей можно построить кондитерскую, булочную, фабрику, обувную фабрику, магазин по продаже резных изделий из дерева, бензоколонку и т.д. В дивергентных и более творческих ответах должны содержаться объекты или идеи более абстрактного свойства. У дивергентно мыслящего человека более гибкое мышление. Дивергентное мышление, безусловно, важная часть креативного мышления, но творчество — это не только дивергентное мышление. Чтобы быть творческим, решение проблемы должно быть не только новым, необычным или оригинальным. Оно должно быть также и практичным, если это изобретение, и разумным — если это идея (Finke, 1990). Есть разница между безрассудным планом и гениальным решением. Другими словами, творческий человек, как только у него появляются новые идеи, привносит в них логику и критическое мышление (Feldhusen, 1995). Джеймс Адаме приводит пример культурного влияния в следующей загадке: предположим, что стальная трубка вмонтирована в бетонный пол в пустой комнате. Внутренний диаметр на 0.6 дюйма больше, чем диаметр пинг-понгового шарика (1.50 дюйма), спокойно лежащего на дне этой трубки. Вы один из шести человек в этой комнате, где также находятся следующие объекты: 100 ярдов бельевой веревки, плотницкий молоток, долото, ящик с мукой, напильник, проволочная вешалка для пальто, раздвижной ключ, лампочка. За пять минут придумайте как можно больше способов извлечь из трубки шарик, не повредив ни его, ни трубку, ни пол. Если вам удалось составить длинный список возможных употреблений этих инструментов, значит вы проявили беглость мышления или способность продуцировать ряд понятий за некоторый период времени. Однако, если вам удалось генерировать несколько разных идей, значит вы проявили гибкость. Решение творческих задач может достигаться беглостью — т.е. можно представлять себе достаточное количестве понятий, чтобы найти одно нужное, — но во многих случаях беглость не ведет к решению и может даже оказаться потерей времени. Требуется более творческое мышление. Возможно, вы решили сделать гигантский пинцет, разогнув проволочную вешалку и расплющив концы. Более гибким решением было бы сделать ловушку из волосков лампочки. А еще более творческим было бы решение попросить одного из шестерых пописать в трубку, чтобы шарик всплыл на поверхность. Почему вам это не пришло в голову, а если пришло, то почему пришло? Такое решение могло не прийти к вам из-за культурного запрета, запрещающего публичное мочеиспускание. Поскольку лимит времени не установлен, мы могли бы также сделать клейстер из муки, измазать им бельевую веревку, опустить ее в трубку и постараться, чтобы она присохла к шарику. Затем легкий шарик можно было бы осторожно извлечь. Можно было бы также попытаться вшестером опрокинуть всю комнату вместе с бетонным полом, чтобы шарик выкатился из трубки: в условиях сказано только, что трубка встроена в пол и что группа из шести человек находится в комнате. Это могла бы быть очень маленькая комната, с которой вполне справились бы шесть человек. Почему вы не подумали об этом? В качестве прототипа для оценки дивергентного мышления часто используют кубическую модель структуры интеллекта Дж.Гилфорда (Guilford J.P. Hoepfner R. Analysis of Intelligence. N.Y.,1971), где оказываются задействованы прежде всего следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы). Особый интерес в его исследованиях вызвали методики исследования дивергентного мышления, которые были ориентированы на задачи, не имеющие строго алгоритма решения и решаемые разными путями. В частности был создан «Тест университета штата Юж. Калифорнии», в котором определялись такие признаки дивергентного мышления как легкость, гибкость и точность. Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты [Тафель Р. Диагностические методики для выявления (идентификации) творческих личностей в американской психологии. Дис. канд. психол. н. М., 1974]: 1. Образная беглость (образное - элементы) - тесты: 1) «скетчи» - придумать 120 предложений на заданную тему; 2) «сделать фигуру» - даны три линии, из которых сконструировать фигуры; 3) «эскизы» - на странице даны одинаковые фигуры (круги или квадраты), которые надо дорисовать, чтобы получились какие-нибудь предметы. 2. Легкость словоупотребления (символическое - элементы) - тесты: 1) «словесная беглость» - придумать слова с определенной буквой, например «о» (поле, окно и т.д.); 2) «суффиксы» - придумать слова с определенным суффиксом; 3) «префиксы»; 4) «первые и последние буквы». 3. Легкость воспроизведения идей (семантическое - элементы) - тесты: 1) «генерация идей» - назвать вещи, имеющие определенное свойство (белый, вкусный); 2) «тема 1» - придумать больше идей, связанных с заданной областью; 3) «тема 2» - придумать больше слов, связанных с заданной областью; 4) «последствия необычного события» (например, начнется дождь и не кончится); 5) «тест применения» - дается обычный предмет, для которого надо придумать максимальное количество способов применения. 4. Образная гибкость (образное - классы) - тест «классификация» - дано несколько фигур, которые надо распределить на классы. 5. Символическая гибкость (символическое - классы) - тест «группировка чисел» - дано несколько чисел, которые надо распределить на классы. 6. Варианты употребления (семантическое - классы) - тесты: 1) «применение» - даны два предмета (кирпич и карандаш), надо указать формы их применения; 2) «альтернативное использование» - 6 вариантов использования газеты. 7. Дивергентная символическая продуктивность (символическое - отношения) - тесты: 1) «группы букв» - 4 буквы из множества имеют общее свойство, выбрать еще 4 буквы с тем же свойством; 2) «правила чисел» - используя два числа при помощи математических операций получить шесть других. 8. Легкость в использовании ассоциаций (семантическое - отношения) - тесты: 1) «ассоциативная беглость» - подобрать синонимы для заданного слова; 2) «включение в сравнение» - (лягушка мягкая как губка); 3) «контролируемые ассоциации» - дано два слова, надо определить, что их объединяет. 9. Дивергентная образная продуктивность (образное - системы) - тест «конструирование предметов» - из 5 фигур и линий (круга, треугольника и т.д.) сделать предмет (лампу, клоуна). 10. Дивергентная символическая продуктивность (символическое - системы) - тесты: 1) «создание кода из чисел и букв»; 2) «комбинация чисел» - сконструировать ряд уравнений из предложенных чисел. 11. Легкость выражения (семантическое - системы) - тесты: 1) «предложение в 4 слова» - составить различные предложения из 4 слов по начальным буквам» (п - д - к - е); 2) «интерпретация сравнений» - пример: женская одежда подобна осени, она…; 3) «аранжировка слов» - придумать разные предложения из 4 данных слов. 12. Образная адаптивная гибкость (образное - преобразования) - тест «спички» - дана конфигурация из спичек, некоторые из которых надо переложить, чтобы получилась другая конфигурация. 13. Семантическая адаптивная гибкость (семантическое - преобразования) - тесты: 1) «заголовок сюжета» - пример: «Миссионер захвачен в Африке людоедами. Он в котле.»; 2) «отдаленные последствия»; 3) «символы» - придумать символы к действиям или предметам. 14. Образное совершенствование (образное - выводы) - тесты: 1) «декорации» - добавить к контурам предметов декоративные линии и детали; 2) «формальные эффекты» - к простым линиям добавить бессмысленные детали. 15. Символическое совершенствование (символическое - выводы) - тест «фиксированные слова» - из букв, входящих в предложенные 2 слова, составить пары новых слов. 16. Семантическое совершенствование (семантическое - выводы) - тесты: 1) «совершенствование плана» - дан план, к которому надо добавить детали, ориентированные на конечную цель; 2) «возможные профессии» - назвать профессии, которые могут быть символизированы указанным знаком (горящая электрическая лампочка). 17. Особые операции - тесты: 1) как можно усовершенствовать обычные предметы (телефон, тостер); 2) какие проблемы могут быть связаны с обычными предметами. Существует несколько классических тестов дивергентного мышления. Тест необычного применения — тест креативности, в котором испытуемые пытаются придумать новое применение (как можно больше применений) какого-либо обычного предмета. Тест последствий — тест креативности, в котором испытуемые пытаются перечислить как можно больше последствий в том случае, если в мире произойдут какие-то базовые изменения. Например: «Что бы произошло, если бы все вдруг утратили равновесие и не могли больше находиться в вертикальном положении?». Тест анаграмм — тест креативности, в котором испытуемые пытаются составить из букв данного слова как можно больше новых слов. В тесте анаграмм людям предлагают слово, например творчество, и просят придумать как можно больше новых слов, переставив буквы. В каждом из этих тестов оценивается спонтанность, гибкость и оригинальность. Спонтанность определяется как общее число предложений, которые вы можете сделать. Количество разного типа решений. Спонтанность — важная часть креативного мышления. Моцарт создал более 600 музыкальных произведений. Пикассо создал более 20 000 произведений искусства. Шекспир написал 154 сонета. Не все эти произведения — шедевры. Свободное выражение идей поддерживало творческие усилия каждого из этих гениев. Гибкость проявляется как общее число раз, когда был переход с одного класса возможных употреблений на другой. Это - число предложенных разнообразных типов ответов. Оригинальность — то, насколько редкими оказываются ваши предложения. Оригинальность характеризует новизну и необычность предлагаемых решений. В целом, по тому количеству раз, когда вы проявляете спонтанность, гибкость и оригинальность, можно оценить креативность вашего подхода к проблеме, вашу способность к дивергентному мышлению. Тест креативности П.Торренса. (Torrance Test of Creative Thinking) представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая - невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление - "Фигурная форма теста творческого мышления П.Торренса" (Figural forms)) и третья - для словесно-звукового творческого мышления. Тесты креативности полезны, но они не дают нам полного представления о способностях человека. Если вы хотите предсказать, проявит ли человек креативность в дальнейшем, то нужно учесть еще два существенных фактора (Feldhusen & Goh, 1995): — продукты креативного мышления (например, эссе, стихи, рисунки или сконструированные предметы) дают нам больше информации, чем результаты тестов. Когда творческих людей просят сделать что-то, другие, как правило, оценивают их произведение как творческое; — простое перечисление прошлых творческих работ человека и его достижений — прекрасное свидетельство того, что он или она будут творцами и в будущем. Творчество и интеллект (познавательные способности) Как показано, тесты на творческость (дивергентное мышление), по-видимому, оценивают нечто, совершенно отличное от интеллекта. В целом почти нет корреляции между такими тестами и показателями IQ (Wallach, 1985). Для людей с нормальным интеллектом существует некоторая корреляция между креативностью и IQ. Другими словами, более умные люди, как правило, имеют сравнительно небольшую тенденцию быть более творческими, но чаще всего при любом данном уровне IQ некоторые люди креативны, а некоторые — нет. У среднего выпускника колледжа IQ— 120. Этого более чем достаточно, чтобы человек мог писать романы, проводить исследования или заниматься другой научной работой (Finke, 1990). IQ выше 120 уже ничего не добавляет к творческим способностям (Sternberg & Lubart, 1995). Результаты тестов на умственные способности и склонность к творчеству предполагают, что определенный уровень способностей необходим, но этого недостаточно. Люди с высоким интеллектом в основном хорошо справляются с тестами креативности. („Сколько применений вы можете придумать для кирпича?") Но за пределами определенного уровня — 120 баллами — корреляция между результатами тестов на интеллект и на способность к творчеству исчезает. Так, исключительно творческие архитекторы, математики, ученые и инженеры обычно набирают в тестах на интеллект не больше баллов, чем их менее творческие одногодки (MacKinnon & Hall, 1972). Поэтому очевидно, что творческое начало нельзя связывать лишь с оценкой теста на интеллект. Ум и творчество имеют слабую корреляцию. Увеличение интеллекта сверх необходимого порога не связано с увеличением творчества.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |