Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории творчества

Творчество

Мифологическая теория творчества представлена следующей формулой:

"И потому Бог отбирает у этих людей разум и использует их, чтобы они служили ему... чтобы мы, кто слышит их, могли знать, что это не они произносят слова эти... но что это сам Господь говорит... через них." (Библия, Иона)

Творчество (от праславянского творъ – творение, существо, предмет) - деятельность, производящая что-то качественно новое и уникальное (виде­ние проблемы или ситуации), которое таковым признается социумом, использующим определенные критерии оценки творческого начала (эстетические, изобретательские, мировоззренческие и пр.).

Таким образом, хотя творить способен всякий, степень творчества меняется в широких пределах. Творчество таких людей, как Пабло Пикассо, или Бакминстер Фуллер, или Вольфганг Мо­царт, или Томас Джефферсон не только есть проявление великого талан­та; кроме того, оно признано. Существуют, конечно же, и другие творческие гении, но они остаются в неизвестности.

За последние 20 лет не возникло ни одной крупной теории, которая смогла бы объединить рассеянные и иногда конф­ликтующие исследования творчества. Отсутствие общей теории указыва­ет как на трудность этой темы, так и на недостаточное внимание к ней со стороны широкой научной общественности. И все же эта тема широко заявлена как важная часть повседневной жизни и образования.

Д.Прайсом (Price D.K. Science since Babilon. N.Y.-L., 1961) была выдвинута гипотеза, в соответствии с которой - на материале истории науки – существует два типа мышления ученых: визуальный, для которого характерна работа со зрительно-образными моделями, и вербальный, характеризующийся числовым, калькулятивным стилем.

Г.Уоллес (Wallas G. The Art of Thought. N.-Y.: Harcourt Brace, 1926) описал четыре последовательных этапа творческого процесса:

Подготовка: формулировка задачи и начальные попытки ее реше­ния.

Инкубация («созревание»): отвлечение от задачи и переключение на другой пред­
мет. На стадии инкубации индивид на некоторое время откладывает решение проблемы и переключается на другую деятельность. Считается, что на этой стадии проблема обрабатывается в «фоновом режиме», в области бессознательного (включаясь в образы сновидений, непроизвольные ассоциации и пр.).

Просветление (озарение): интуитивное проникновение в суть задачи.

Проверка: испытание и/или реализация решения.

Этап Описание
Подготовка Формулировка задачи и начальные попытки ее реше­ния
Инкубация Отвлечение от задачи и переключение на другой пред­мет; на этой стадии индивид на некоторое время откладывает решение проблемы и переключается на другую деятельность
Просветление Интуитивное проникновение в суть задачи
Проверка Испытание и/или реализация решения

Описанные Уоллесом четыре этапа почти не получили эмпирического подтверждения; однако психологическая литература изобилует отчетами об интроспекции людей, породивших творческую мысль. Наиболее знаме­нитое из этих объяснений принадлежит Пуанкаре (Poincare, 1913) фран­цузскому математику, открывшему свойства автоморфных функций. По­работав над уравнениями какое-то время и сделав некоторые важные от­крытия (подготовительная стадия), он решил отправиться в геологичес­кую экскурсию. Во время поездки он "забыл" про свою математическую работу (инкубационная стадия). Затем Пуанкаре пишет о драматическом моменте инсайта. "Когда мы прибыли Кутансе, мы садились в омнибус, чтобы ехать куда-то еще. И в момент, когда я поставил ногу на подножку, ко мне без всякой видимой подготовки мысли пришла идея, что преобразо­вания, которые я использовал в определении автоморфных функций, иден­тичны преобразованиям неевклидовой геометрии". Автор пишет, что ког­да он возвратился домой, то на досуге проверил эти результаты.

Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса дает концеп­туальные рамки для анализа творчества. Рассмотрим вкратце каждый из этапов.

Подготовка. На этой стадии творчески мыслящие люди получают как можно больше информации, относящейся к задаче. Пуанкаре упоминал в своих записках, что он интенсивно работал над этой задачей две недели. За это время он, видимо, перепробовал и по разным причинам отверг несколько возможных решений. Но было бы конечно неправильно предполагать, что подготовительный период длился две недели. Вся его профессиональная жизнь как математика, а также, возможно, и значительная часть его детства может рассматриваться как часть подготовительного периода. Общей темой в биографиях многих знаменитых людей является то, что даже в раннем детстве они развивали идеи, приобретали знания и пробо­вали развивать свои мысли в конкретном направлении. Под воздействием таких ранних идей часто формируется самая отдаленная судьба творчес­кой личности. Одной из многих тайн в этом процессе остается то, почему другим индивидуумам, находящимся в аналогичном стимульном окруже­нии (а во многих случаях и лишений), не удается получить признание своего творческого таланта.

Инкубация. При разрешении большинства важнейших проблем наступает период, во время которого все предполагаемые решения покажутся бессмысленными. В это время решение проблемы может происходить на подсознательном уровне: пока проблема, как кажется, откладывается в сторону, она все еще «переваривается» сознанием.Творческий прорыв часто следует за периодом, во время которого проблема может оставаться "вспаханной под пар"? Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем, смотрим телевизор, плаваем с аквалангом, играем, путешествуем или лежим на солнце и наблюдаем, как плывут облака, вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения. Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья скорее всего просто потому, что эти периоды занимают много времени. Познер (Posner, 1973) предлагает несколько гипотез, касающихся ин­кубационной фазы. Согласно одному из его предположений, инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с ре­шением задачи. Перерыв в трудной задаче позволяет также забыть несо­ответствующие подходы к данной задаче. Как мы уже видели, решению задачи может препятствовать функциональная закрепленность, и не ис­ключено, что во время инкубационного периода люди забывают старые и безуспешные способы ее решения. Еще одна гипотеза, объясняющая, как инкубация может помочь творческому процессу, полагает, что в этот пе­риод мы на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно. Такое представление сходится со знаменитым положением Вильяма Джей­мса: "Мы учимся плавать зимой и кататься на коньках летом". Наконец, во время перерыва в процессе решения задачи может происходить реорга­низация материала.

Просветление (озарение). Стадия инкубационного периода часто заканчивается быстрым инсайтом или серией инсайтов. Это порождает опыт «Эврика!». Инкубация не всегда ведет к просветлению. Однако, когда это происходит, невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно "включается лампочка". Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество. Открытие строения молекулы ДНК, открытие бензольного кольца, изобретение телефона, завершение симфонии, сюжет повести — все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.

Проверка. Последний шаг — это тестирование и критическая оценка решения, полученного на стадии озарения. Если решение оказывается ошибочным, то творчески думающий человек возвращается к стадии инкубации. Вслед за радостным возбуждением, иногда сопровождающим проницательное открытие, наступает время проверить новую идею. Проверка — это своего рода "отмывание" творческого продукта, когда он проверяется на предмет его законности. Зачастую после тщательного изучения решение, представлявшееся творческим открытием, оказывается неадекватным. Этот этап может быть довольно коротким, как в случае перепроверки вычислений или пробного пуска новой конструкции; однако, в некоторых случаях верификация идеи может потребовать целой жизни исследований, проверок и перепроверок.

Кроме этих традиционных стадий, предложенных Уоллесом, в настоящее время выделяют также нулевую стадию: ориентацию.

Ориентация. Сначала нужно определить пробле­му и идентифицировать важные направления.

Легенда гласит, что прави­тель Сиракуз (города-государства в Древней Греции) как-то стал подозревать, что его ювелир заменил в части короны золото на более дешевый металл, а раз­ницу прикарманил. Архимеду, известному математи­ку и мыслителю, поручили решить эту задачу и выяс­нить, не обманывали ли правителя. Архимед начал с того, что определил проблем (ориентация): «Как я могу определить, какие металлы использовались в короне, не повредив ее?». Затем он проверил все известные методы анализа металла (подготовка). Для всего этого нужно было разрезать или расплавить корону, так что он был вынужден временно отставить задачу в сторону (инку бация). Затем однажды, когда Архимед вошел в свою ванну, ему внезапно в голову пришло решение (озарение). Он так возбудился, что, говорят, побежал обнаженным по улицам с криками «Эврика, Эврика!» («Я нашел это, нашел»). Наблюдая, как его собственное тело плавает в ванне, Архимед понял, что различные металлы одинакового веса будут вытеснять различное количество вода. Фунт меди, например, занимает больше пространства, чем фунт золота, который намного плотнее. Осталось только проверить решение (проверка). Архимед поместил количество золота (равное по весу тому, кото­рое дали ювелиру для изготовления короны) в емкость с водой. Затем он поместил в воду корону. Действительно ли корона была из чистого золота? Если это было действительно так, то вода в емкости поднялась бы до того же уровня. К сожалению, чистота короны и судьба ювелира до сих пор неизвестны

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Одаренность | Тесты креативности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.