Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение творчеству

Если творчество зависит от культуры и обра­зования человека, то можно ли научить творчеству? Ответ зависит от того, как определить творчество. Можно научить людей большей гибкос­ти мышления, научить их набирать больше очков в тестах на творчество, более "творчески" решать головоломки или зондировать научные и фило­софские вопросы более глубоко, чем раньше,— но трудно доказать эмпи­рически, что путем одного только обучения из случайно выбранного чело­века можно получить таких как Де Квинси, Ван Гог, Логфелло, Эйнштейн, Павлов, Пикассо, Дикинсон или Фрейд.

Критики ставят под вопрос многие из положений популярной в настоящее время программы „одаренные детей", утверждая, что только до 5 процентов детей одарены и что их нужно идентифицировать и отобрать, чтобы обеспечить им дополнительные академические возможности, недоступные оставшимся 95 процентам „неодаренных". Но во многих иссле­дованиях делается заключение, что отобранные по высоким способностям студенты едва ли добьются больших достиже­ний в учебе, чем подобные неотобранные студенты. Более того, отбор по способностям может снизить чувство собственного достоинства студентов, а иногда ведет к сбывающемуся пророчеству, которое приводит к тому, что студенты, помеченные как „неодаренные", таковыми и ста­новятся (Lipsey & Wilson, 1993; Slavin & bddock, 1993).

Разделение детей на группы одаренных и неодаренных часто предполагает, что одаренность — это единая черта, изме­ряемая тестом на интеллект, а не состоя­щая из многих потенциальных возмож­ностей. Однако и противники, и сторонники об­разования для одаренных соглашаются с тем, что дети имеют разную степень ода­ренности. Орга­низация учебного процесса по принципу „все одинаковые" так же наивна, как и допущение, что одаренность — это что-то такое, что можно иметь или не иметь.

С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов. Amabile T.M. The social psychology of creativity. B.-Heidelberg-N.Y.-Tokio: Speinger Verlag, 1983, 245 p.; Шумакова Н.Б., Щебалнова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991, № 1, с. 27-32.

Гайес (Hayes, 1978) полагал, что творчество можно расширить следу­ющими средствами:

Развитие базы знаний. Сильная подготовка в науках, литературе, искусстве и математике дает творческой личности больший запас инфор­мации, из которой вырабатывается ее талант. Все вышеперечисленные творческие люди потратили многие годы, собирая информацию и совер­шенствуя свои базовые навыки. Изучая творческих художников и ученых, Энни Ро (Anne Roe, 1946, 1953) обнаружила, что среди группы людей, которых она изучала, единственной общей чертой было желание работать необычно усердно.

Создание правильной атмосферы для творчества. Какое-то вре­мя назад в моду вошел прием "мозгового штурма". Суть его в том, что группа людей генерирует как можно больше идей, не высказывая критики в адрес других членов. Этот прием не только позволяет генерировать боль­шое количество идей или решений проблемы, его также можно использо­вать на индивидуальной основе с целью облегчить развитие творческой идеи. Зачастую генерировать необычные решения нам мешают другие люди или наша собственная ограниченность.

Поиск аналогий. Как показали некоторые исследования, люди не распознают ситуации, когда новая задача сходна со старой, решение кото­рой они уже знают (см. Hayes and Simon, 1976; Hinsley, Hayes, and Simon, 1977). Пытаясь сформулировать творческое решение задачи, важно вспомнить аналогичные задачи, с которыми вы возможно уже встреча­лись. Например, в задаче по извлечению пинг-поногового шарика из чертырехдюймовой трубки одним из возможных приемов было сделать клей из муки.

Для стимулирования креативности, в частности, могут использоваться хорошо разработанные методики: метод фокальных объектов, метод морфологического анализа, синектика и мозговой штурм.

Для развития операциональной стороны творческой деятельности использовался метод фокальных объектов. Он заключатся в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносятся на совершенствуемый объект. В результате этого получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию. Например, если переносятся некоторые частные функции, присущие человеку, на усовершенствуемый автомобиль, то в результате этого могут возникнуть оригинальные идеи («разумный автомобиль»).

Также к развитию операциональной стороны относится метод морфологического анализа, суть которого заключается в том, что сначала выделяются некоторые «оси», как главные характеристики объекта, затем для каждой из этих «осей» записываются различные варианты. Так если рассматривается запуск двигателя в зимнее время, то в качестве «осей» выступают источник энергии для подогрева (это может быть аккумулятор, бензиновая грелка и пр.) и способ передачи энергии от источника к двигателю.

При использовании синектики происходит снятие запретов, расшатывание привычных установок и, как следствие, этого выход за пределы обычно строго регламентированной учебной работы. В этих методах широко использовались операции аналогии, как средства ориентирования на поставленную проблему спонтанного мышления. Так, в силу того, что манипулирование образами движения тела является основой очень многих профессиональных навыков, эта способность специально отрабатывается в специальных аналогиях, построенных на субъективных ощущениях, когда, например, участники группы пытаются представить себе, что они сами выполняют функцию карданного вала.

Метод мозгового штурма (от англ. brainstorming) - метод стимулирования творческой активности, разработанный А.Осборном, предписывающий свободное высказывание идей и предложений по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задачи и осуществляющийся в группах из 5-12 чел. Сущность мозгового штур­ма в том, что генерация и оценка идей происходят по отдельности. При групповом решении проблем каж­дого человека поощряют выдать как можно больше идей, не опасаясь критики (Buyer, 1988). Такая такти­ка способствует дивергентному мышлению. Некото­рые из наиболее успешных мозговых штурмов про­водятся в системе компьютерных сетей, когда страх каждого человека, что его оценят, сводится к миниму­му (Siau, 1996). При этом действуют следующие правила работы группы: произвольное высказывание максимального числа идей, в том числе и вполне фантастических; запрещение критики; одобрение всех оригинальных идей; доработка всех высказанных идей. Для каждого выступления выделяется достаточно короткое время (1-2 мин.), кроме того действует установка делать сообщение так, чтобы мог понять и неспециалист. Только в конце сессии мозгового штурма идеи пересматриваются и оцениваются. Поскольку идеи генерировались свободно, возникает интересный эф­фект перекрестной стимуляции, при котором идеи одного участника порождают идеи у других людей (Brown et al., 1998).

Основные правила для мозгового штурма следующие:

Критика идей абсолютно запрещена. Отложите оценку на потом.

Модификация или комбинация с другими идеями поощряется. Пусть вас не тревожит, что идеи кажутся сомнительными или что они неаккуратны. Перемешайте их!

Важно количество идей. На первых стадиях мозгового штурма количество важнее качества. Попытайтесь изобрести много идей.

Нужны необычные, непохожие или дикие идеи. Не контролируйте ваше воображение.

Записывайте свои идеи по мере того, как они возникают.

Разрабатывайте и улучшайте самые обещающие идеи (Michalko, 1998).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Решительности (автономия, независимость). | Тшвеосртчьебсутквво
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.