КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тшвеосртчьебсутквво
Правила креативности. Томас Эдисон как-то объяснил свою креативность, сказав: «Гений — это 1 % вдохновения и 99% труд. Многие исследования креативности показывают, «гений» и «выдающиеся достижения» в одинаковой степени обязаны как настойчивости и увлеченности, так и вдохновению (Ericson & Charness, 1994). Если вы поймете, что творчество может быть тяжелой работой, то можете предпринять что-то, усовершенствовать ее. Вот несколько предложений, с чего следует начать. 1. Попробуйте как можно шире определить задачу. Когда возможно, расширяйте постановку вопроса. Предположим, ваша проблема заключается в следующем: вам нужно придумать новую конструкцию дверного проема. Это, вероятно, приведет к обозримым решениям. Почему бы вам не изменить вопрос: придумать лучший способ пройти сквозь стену? Теперь ваши решения будут оригинальнее. Лучше всего могла бы быть такая постановка задачи: надо найти способ эффективнее организовать помещения для жилья и работы. Это может привести к действительно творческим решениям (Adams, 1988). Предположим, вы руководите группой, которой поручено придумать новую открывалку для банок. Вы поступите мудро, если попросите группу подумать об открывании в целом, а не об открывалках консервный банок. Именно с помощью такого подхода была изобретена новая крышка для консервных банок. Когда группа дизайнеров обсуждала понятие открывалки один из членов группы предположил, что в природе существуют свои собственные открывалки, например, мягкая кожура на горохе. Вместо инструмента для открывания банок группа изобрела самооткрывающуюся банку (Stein, 1974). 2. Найдите новый способ постановки задачи. Постановка задачи по-новому приводит к более креативным решениям. Проверьте, сможете ли вы вычеркнуть шесть букв, чтобы получилось одно слово из следующего: Если вам трудно, может быть, стоит переформулировать проблему. Вы пытались вычеркнуть шесть букв? Настоящее решение состоит в том, чтобы вычеркнуть слова «шесть букв», тогда вы увидите слово «творчество». Один из способов новой постановки задачи - это представить, как ее будет рассматривать другой человек. Что бы спросил ребенок, инженер, профессор, механик, художник, психолог, судья или министр об этой проблеме? Не бойтесь задавать «глупые» или «игривые» вопросы. Вот несколько примеров: Если бы ваша задача ожила, как бы она выглядела? Если бы эту проблему можно было съесть, какая она была бы на вкус? Как бы эта проблема выглядела с самолета? Как бы она смотрелась из-под земли? Является ли какая-нибудь часть проблемы симпатичной? Безобразной? Глупой? Дружелюбной? Если бы проблема могла говорить, что бы она сказала? По крайней мере, вы должны почти всегда задавать следующие вопросы: — Какой информацией я располагаю? — Чего я не знаю? — Что я могу извлечь из имеющейся информации? — Использовал ли я всю информацию? — Какая дополнительная информация мне необходима? — Каковы части проблемы? — Как могут эти части быть взаимосвязаны? — Похожа ли эта задача на те, которые я уже решал раньше? Помните, что для того чтобы чувствовать себя более креативным, вы должны найти способ избавиться от старых привычек и прежнего образа жизни (Michalko, 1998). 3. Создайте правильную атмосферу. Различные эксперименты показывают, что люди принимают более оригинальные, спонтанные и творческие решения, когда видят, как другие делают то же самое и перед ними есть готовые ролевые модели. Если вы хотите стать более творческим, проводите больше времени с творческими людьми. Эта предпосылка подразумевает больше образования в области живописи, театра, танца и музыки (Sternberg& Lubart, 1995). 4. Отведите себе время на инкубацию. Пытаясь спешить или форсировать решение, вы можете зайти в тупик или прийти в состояние фиксации. Творчество требует времени. Вы должны быть в состоянии пересмотреть или улучшить первоначальные решения, даже те, которые основываются на быстром понимании (Tardif & Sternberg, 1988). Инкубация особенно полезна, когда у вас есть внешние намеки, относящиеся к проблеме (помните ванну Архимеда?). Например, Иоганн Гутенберг, создатель печатного пресса, наблюдая за сбором винограда, понял, что механический пресс, использующийся для раздавливания ягод, можно применять для печатания букв на бумаге (Dorfman, Shames & Kihlstrom, 1996). 5. Ищите различные данные. Помните, что креативность требует дивергентного мышления. Вместо того чтобы глубже погружаться в логику, попытайтесь передвинуть ваши «психические изыскания» в новые области. Как пример этой стратегии, Эдвард де Боно (1970, 1992) рекомендует, чтобы вы наугад нашли несколько слов в словаре и связали их с проблемой. Часто слова помогают открыть новое применение или найти новую точку зрения на задачу. Предположим, вас попросили найти новый метод очистки побережья от нефти. Следуя предложению де Боно, вам бы следовало прочитать выбранные наугад слова, связать их с проблемой и посмотреть, какие мысли у вас возникают: сорняк, ржавчина, бедный, преувеличивать, пена, золото, рамка, дыра, диагональ, вакуум, племя, марионетка, нос, звено, дрейф, портрет, сыр, уголь. Также могут оказаться полезными любые предметы, попадающиеся вам на глаза. Прогуляйтесь, просмотрите газету, взгляните на пачку фотографий и посмотрите, какие мысли они вызывают (Michalko, 1998). 6. Поиск, аналогий. Многие «новые» задачи — на самом деле старые, но «в новой одежде» (Siegler, 1989). Если мы представим задачу по-разному, это поможет нам найти ключ к решению. Большинство проблем легче разрешить, если их эффективно представить. Например, рассмотрим следующую задачу. Две альпинистки начинают крутой подъем в 6 утра. Они идут пешком весь день, время от времени останавливаясь, и появляются на вершине в 6 вечера. На следующий день в 6 утра они начинают спускаться по тропинке. По пути вниз они несколько раз останавливаются и меняют свой темп. Туристки возвращаются в 6 часов вечера. По пути вниз одна альпинистка, математик, говорит другой, что, как ей кажется, они пройдут какое-то место в то же время, в какое они проходили его вчера по пути наверх. Ее не склонная к математике подруга говорит, что в это трудно поверить, так как оба дня они останавливались и много раз начинали путь с разной, скоростью. Задача: права ли математик? Возможно, вы сразу же увидите решение этой задачи. Если нет, то подумайте вот о чем: что, если бы было две пары туристов, одна поднималась вверх по тропинке, а вторая спускалась вниз, и обе они проходили бы по этому маршруту в тот же самый день? Становится очевидным, что две пары туристов пройдут мимо друг друга в один и тот же день. Поэтому они будут в одном и том же месте в то же время. Математик была права. 7. Предпринимайте разумный риск. Желание идти против толпы — главный элемент в творчестве. Те, кто думают в рамках условностей и традиций, могут сперва отвергать необычные и оригинальные идеи. Зачастую творческие люди должны проявлять настойчивость и рисковать, прежде чем их идеи будут приняты повсеместно. Так, например, инженер, который изобрел слабый клей, придумал и клейкую бумагу для записей. Вместо того чтобы выбросить смесь, инженер нашел ей очень креативное новое применение. Тем не менее ему потребовалось некоторое время, чтобы убедить других, что «плохой» клей может быть полезным продуктом. Сегодня такая клейкая бумага для записей — один из самых продаваемых продуктов компании (Sternberg & Lubart, 1995). 8. Отложите оценку на время. Различные исследования показывают, что люди проявляют креативность, когда у них есть свобода играть с идеями и решениями и не тревожиться, что их оценят. На первых стадиях креативного мышления важно не критиковать свои усилия. Если вас будет беспокоить правильность решений, вы тем самым будете сдерживать свою креативность (Amabile, 1983). Эта идея развивается в следующем рассуждении. Памятка креативности 1. Переоцените. Учтите другие применения всех составляющих задачи (это делается для того, чтобы избежать фиксаций, которые могут блокировать креативность). 2. Приспособьте. Как можно другие вещи, идеи, процедуры или решения приспособить для решения этой отдельной проблемы? 3. Модифицируйте. Представьте, что вы меняете все, что можно изменить. 4. Преувеличьте. Преувеличьте все, что можно представить. Думайте в большом масштабе. 5. Минимизируйте. Что, если все пропорционально уменьшить? Что, если бы все различия свести к нулю? «Уменьшите» проблему в размере. 6. Замените. Как можно одним предметом или процедурой заменить другую? 7. Переделайте. Разбейте проблему на куски и перемешайте их. 8. Представьте противоположное. Придумайте противоположные вводные и представьте все наоборот. 9. Комбинируйте.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |