КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Признание и оценка дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность признается активом, если существует вероятность получения предприятием будущих экономических выгод и может быть достоверно определена ее сумма. Текущая дебиторская задолженность за продукцию, товары, работы, услуги признается активом одновременно с признанием дохода от реализации продукции, товаров, работ и услуг и оценивается по первоначальной стоимости. В случае отсрочки платежа за продукцию, товары, работы, услуги с образованием от этого разницы между справедливой стоимостью дебиторской задолженности и номинальной суммой денежных средств и/или их эквивалентов, которые подлежат получению за продукцию, товары, работы, услуги, такая разница признается дебиторской задолженностью по начисленным доходам (процентам) в периоде ее начисления. Текущая дебиторская задолженность за продукцию, товары, работы, услуги включается в итог баланса по чистой реализационной стоимости. Для определения чистой реализационной стоимости на дату баланса вычисляется величина резерва сомнительных долгов. Величина резерва сомнительных долгов определяется, исходя из платежеспособности отдельных дебиторов или на основе классификации дебиторской задолженности. Классификация дебиторской задолженности за продукцию, товары, работы, услуги осуществляется группированием дебиторской задолженности по срокам ее непогашения с установлением коэффициента сомнительности для каждой группы. Коэффициент сомнительности устанавливается предприятием, исходя из фактической суммы безнадежной дебиторской задолженности за продукцию, товары, работы, услуги за предыдущие отчетные периоды. Коэффициент сомнительности, как правило, возрастает с увеличением сроков непогашения дебиторской задолженности. Величина резерва сомнительных долгов определяется как сумма произведений текущей дебиторской задолженности за продукцию, товары, работы, услуги соответствующей группы и коэффициента сомнительности соответствующей группы. Учет резервов по сомнительной дебиторской задолженности, относительно которой есть риск невозвращения, ведется на счете 38 "Резерв сомнительных долгов". По кредиту счета 38 "Резерв сомнительных долгов" отображается создание резерва сомнительных долгов в корреспонденции со счетами учета затрат, по дебету — списание сомнительной задолженности в корреспонденции со счетами учета дебиторской задолженности или уменьшения начисленных резервов в корреспонденции со счетом учета доходов.Аналитический учет на счете 38 "Резерв сомнительных долгов" ведется в разрезе должников или по срокам непогашения дебиторской задолженности. Начисление суммы резерва сомнительных долгов за отчетный период отображается в отчете о финансовых результатах в составе прочих операционных затрат. Исключение безнадежной дебиторской задолженности за продукцию, товары, работы, услуги из активов осуществляется с одновременным уменьшением величины резерва сомнительных долгов. В случае недостаточности суммы начисленного резерва сомнительных долгов безнадежная дебиторская задолженность за продукцию, товары, работы, услуги списывается с активов на прочие операционные затраты. Сумма возмещения ранее списанной безнадежной дебиторской задолженности включается в состав прочих операционных доходов. Текущая дебиторская задолженность, не связанная с реализацией продукции, товаров, работ, услуг, которая признана безнадежной, списывается с баланса с отображением потерь в составе прочих операционных затрат. Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами При организации учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами следует учитывать, что он должен обеспечить контроль за правильным начислением и своевременной уплатой налогов и сборов с целью избежания уплаты штрафов за несвоевременное и неполное осуществление надлежащих платежей. Основными нормативно-правовыми документами, которые определяют рассчет и уплату налогов и платежей как субъектами предпринимательской деятельности, так и работниками предприятий, являются: БК — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-У1. ГК — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-1V. ЗК — Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-111. НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-У1. ТК — Таможенный кодекс Украины от 11.07.2002 г. № 92-1У. Закон о ГНС — Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-ХИ. Закон о ЕСВ — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-У1. Закон о налоге на прибыль (Закон № 334/94) - Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР. Закон об операциях с давальческим сырьем в ВЭД — Закон Украины «Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях» от 15.09.95 г. № 327/95-ВР. Закон о правиле 180 дней - Закон Украины «О порядке осуществления расчетов, в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР.
Для обобщения информации о расчетах предприятия по всем видам платежей в бюджет, включая налоги с работников предприятия, и по финансовым санкциям, которые направляются в доход бюджета, предназначен счет 64 "Расчеты по налогам и платежам". Порядок взыскания таких платежей определяется действующим законодательством. По кредиту счета 64 "Расчеты по налогам и платежам" отображаются начисленные платежи в бюджет, по дебету -надлежащие к возмещению из бюджета налоги, их уплата, списание и т.п. На субсчете 641 "Расчеты по налогам" ведется учет налогов, которые начисляются и уплачиваются согласно действующему законодательству (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, другие налоги). На субсчете 642 "Расчеты по обязательным платежам" ведется учет расчетов по сборам (обязательным платежам), которые исчисляются в соответствии с действующим законодательством и учет которых не ведется на счете 65 "Расчеты по страхованию". Ца субсчете 643 "Налоговые обязательства" ведется учет суммы налога на добавленную стоимость, определенную, исходя из суммы полученных авансов (предыдущей оплаты) за готовую продукцию, товары, другие материальные ценности и нематериальные активы, работы, услуги, которые подлежат отгрузке (выполнению). На субсчете 644 "Налоговый кредит" ведется учет суммы налога на добавленную стоимость, на которую предприятие приобрело право уменьшить налоговое обязательство. Аналитический учет расчетов по налогам и платежам ведется по их видам. Бухгалтерскими документами, на основании которых производятся начисления налогов в бюджет, выступают: - по налогу на добавленную стоимость - "Налоговая накладная"; - по подоходному налогу - "Расчетно-платежная ведомость" или раздел II Ведомости 3. - штрафные санкции налоговых органов оформляются в виде актов или протоколов; - коммунального налога и налога с собственников транспортных средств - расчет бухгалтерии. Уплата надлежащих налогов и платежей в бюджет из расчетного счета осуществляется с помощью документа "Платежное поручение". Синтетический и аналитический учет расчетов по налогам и платежам осуществляют при журнально-ордерной форме учета в журнале-ордере № 3, а при упрощенной форме учета - в разделе I Ведомости 3-М. Учет расчетов по сборам на обязательное государственное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование, обязательное социальное страхование на случай безработицы и т.п., по индивидуальному страхованию персонала предприятия, страхованию имущества и по другим расчетам по страхованию ведется на счете 65 "Расчеты по страхованию". По кредиту счета 65 "Расчеты по страхованию" отображаются начисленные обязательства по страхованию, а также полученные от органов страхования средства, по дебету - погашение задолженности и расходование средств страхования на предприятии. Порядок взыскания и использования сборов на обязательное государственное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование, на обязательное социальное страхование на случай безработицы и на другие виды страхования регулируется действующим законодательством. Счет 65 "Расчеты по страхованию" имеет такие субсчета: 651"По пенсионному обеспечению"; 652"По социальному страхованию"; 653"По страхованию на случай безработицы"; 654"По индивидуальному страхованию"; 655"По страхованию имущества". На субсчете 651 "По пенсионному обеспечению" ведется учет расчетов с Пенсионным фондом Украины по сбору на обязательное государственное пенсионное страхование. На субсчете 652 "По социальному страхованию" ведется учет расчетов с Фондом социального страхования Украины по сбору на обязательное социальное страхование. На субсчете 653 "По страхованию на случай безработицы" ведется учет расчетов с Государственным бюджетом Украины по сбору на обязательное социальное страхование на случай безработицы. На субсчете 654 "По индивидуальному страхованию" ведется учет расчетов со страховыми организациями по индивидуальному страхованию персонала предприятия, по их письменным поручениям, в случае добровольного страхования, с начисленной им заработной платы страховых взносов по договорам и по обязательному страхованию, которое устанавливается законода- тельством. На субсчете 655 "По страхованию имущества" ведется учет расчетов по страхованию имущества предприятия и имущества работников предприятия. Такие страховые платежи подлежат перечислению страховым организациям. Аналитический учет ведется по каждому виду сборов и отчислений, по страхователям и отдельным договорам страхования. Основными нормативно-правовыми документами, которые определяют рассчет и уплату сборов в фонды социального направления, являются: Закон Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" от 26.06.1997 г. 400/97-ВР; - Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением "от 18.01.2001 г. № 2240 - III. - Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы "от 2.03.2000 г. №1533-III. Закон Укрины "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности "от 23.09.1999 г. № 1105 - XIV. Кроме расчетов с фондами социального направления, на счете 65, в частности на субсчете 654 "По индивидуальному страхованию", осуществляется учет по добровольному страхованию граждан (работников предприятия). Сумма удержанных страховых взносов находит свое отображение по дебету счета 66 "Расчеты по выплатам работникам" и кредиту счета 654 "По индивидуальному страхованию". Перечисление средств в соответствующие страховые компании отображается по дебету счета 654 и кредиту счета 31. Также по счету 65, кроме вышеуказанного, отображаются расчеты предприятия по операциям, связанным со страхованием рисков потери урожая, транспортировке продукции при реализации, страхование имущества субъекта хозяйствования. Факт заключения договоров со страховыми организациями, на основании договора страхования, находит отображение по дебету счета 39 "Затраты будущих периодов" и кредита счета 655 "По страхованию имущества". Перечисление средств в страховые компании отображается по дебету счета 655 и кредиту счета 31. Синтетический и аналитический учет расчетов с фондами социального направления осуществляется при журнально-ордерной форме учета в журнале-ордере № 5, а при упрощенной форме учета - в разделе I Ведомости 3-М. Учет расчетов с участниками Для обобщения информации о расчетах с участниками и учредителями предприятия, которые связаны с распределением прибыли (дивиденды и пр.), используют счет 67 "Расчеты с участниками ". По кредиту счета 67 "Расчеты с участниками" отображается увеличение задолженности предприятия перед учредителями и участниками общества, по дебету - ее уменьшение (погашение), в том числе реинвестирование доходов. Счет 67 "Расчеты с участниками" имеет такие субсчета: 671 "Расчеты по начисленным дивидендам"; 672"Расчеты по прочим выплатам". На субсчете 671 "Расчеты по начисленным дивидендам" учитывают дивиденды, начисленные владельцам простых и привилегированных акций (доль в уставном капитале) за счет прибыли или других, предусмотренных учредительными документами, источников. На субсчете 672 "Расчеты по прочим выплатам" предприятия ведут учет прочих выплат, начисленных учредителям и участникам за пользование имуществом, в частности земельным и имущественным паем, а также выплат в связи с получением надлежащей выбывшему участнику (основателю) части активов предприятия. Обобщение учетных данных о состоянии расчетов с участниками осуществляется при журнально-ордерной форме учета в журнале-ордере № 3, а при упрощенной форме учета - в разделе I Ведомости 3-М. 12.6.
Тема 13. Финансовая отчетность предприятия План лекций.
13.1. Назначение финансовой отчетности в условиях рыночной экономики. 13.2. Содержание, назначение и порядок составления форм финансовой отчетности. 13.3.Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 «Баланс». 13.4. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 3 «Отчет о финансовых результатах». 13.5. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 4 «Отчета о движении денежных средств». 13.6. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 25 «Финансовый отчет субъектов малого предпринимательства». 13.7. Аудит финансовой отчетности в условиях рыночной экономики.
13.1. Назначение финансовой отчетности в условиях рыночной экономики.
Порядок предоставления финансовой отчетности пользователям определяется действующим законодательством. Финансовая отчетность обеспечивает информационные потребности пользователей относительно: - приобретения, продажи и владения ценными бумагами; - участия в капитале предприятия; - оценки качества управления; - оценки способности предприятия своевременно выполнять свои обязательства; - обеспеченности обязательств предприятия; - определения суммы дивидендов, которые подлежат распределению; - регулирования деятельности предприятия; - других решений. Финансовая отчетность должна удовлетворять потребности тех пользователей, которые не могут требовать отчетов, составленных с учетом их конкретных информационных потребностей. Формы финансовой отчетности предприятия (кроме банков) и порядок их заполнения устанавливаются Министерством финансов Украины по согласованию с Государственным комитетом статистики Украины. Состав и элементы финансовой отчетности Финансовая отчетность состоит из: баланса, отчета о финансовых результатах, отчете о движении денежных средств, отчета о собственном капитале и примечаниях к отчетам. Баланс - отчет о финансовом состоянии предприятия, который отображает на определенную дату его активы, обязательства и собственный капитал. Отчет о финансовых результатах - отчет о доходах, затратах и финансовых результатах деятельности предприятия. Отчет о собственном капитале - отчет, который отображает изменения в составе собственного капитала предприятия на протяжении отчетного периода. Отчет о движении денежных средств - отчет, который отображает поступление и расход денежных средств в результате деятельности предприятия в отчетном периоде. Для субъектов малого предприятия и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности национальными положениями (стандартами) устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах. Финансовые отчеты содержат статьи, состав и содержание которых определяются соответствующими положениями (стандартами). Статья приводится в финансовой отчетности, если отвечает таким критериям: - существует вероятность поступления или выбытия будущих экономических выгод, связанных с этой статьей; - - оценка статьи может быть достоверно определена. В финансовую отчетность включаются показатели деятельности филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений предприятия. Отчетным периодом составления финансовой отчетности является календарный год. Баланс предприятия составляется на конец последнего дня отчетного периода. Промежуточная (месячная, квартальная) отчетность, которая охватывает определенный период, составляется нарастающим итогом с начала отчетного года. Первый отчетный период новообразованного предприятия может быть меньше 12 месяцев, но не может быть больше 15 месяцев. Отчетным периодом предприятия, которое ликвидируется, есть период с начала года до момента ликвидации. Информация, которая предоставляется в финансовых отчетах, должна быть доходчива и рассчитана на однозначное толкование ее пользователями при условии, что они имеют достаточные знания и заинтересованы в восприятии этой информации. Финансовая отчетность должна содержать только уместную информацию, которая влияет на принятие решений пользователями, дает возможность своевременно оценить прошедшие, настоящие и будущие события, подтвердить и скорректировать их оценки, сделанные в прошлом. Финансовая отчетность должна быть достоверной. Информация, приведенная в финансовой отчетности, является достоверной, если она не содержит ошибок и искажений, которые способны повлиять на решение пользователей отчетности. Финансовая отчетность должна предоставлять возможность пользователям сравнивать: - финансовые отчеты предприятия за разные периоды; - финансовые отчеты разных предприятий. Предпосылкой отчетности является предоставление соответствующей информации предыдущего периода и раскрытие информации об учетной политике и ее изменении. Установление и изменение учетной политики предприятия осуществляется по решению собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица). Принципы подготовки финансовой отчетности Финансовая отчетность предприятия формируется с соблюдением таких принципов: - автономности предприятия, когда предприятие рассматривается как юридическое лицо, которое обособлено от собственников. Поэтому личное имущество и обязательства собственников не должны отображаться в финансовой отчетности предприятия; - непрерывности деятельности, что предусматривает оценку активов и обязательств предприятия, исходя из предположения, что его деятельность будет продолжаться далее; - периодичности, которая предполагает распределение деятельности предприятия на определенные периоды времени с целью составления финансовой отчетности; исторической (фактической) себестоимости, которая определяет приоритет оценки активов, исходя из затрат на их производство и приобретение; начисления и соответствия доходов и затрат, по которому для определения финансового результата отчетного периода нужно сопоставить доходы отчетного периода с затратами, которые были осуществлены для получения этих доходов. При этом доходы и затраты отображаются в учете и отчетности в момент их возникновения, в зависимости от времени поступления и уплаты денег; - полного освещения, согласно которому финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях операций и событий, которая может повлиять на решение, принимаемые на ее основе; - последовательности, который предусматривает постоянное (из года в год) применение предприятием избранной учетной политики. Изменение учетной политики должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности; - осмотрительности, согласно которому методы оценки, которые применяются в бухгалтерском учете, должны предотвращать снижение оценки обязательств и затрат и завышение оценки активов и доходов предприятия; - превалирование содержания над формой, по которому операции должны учитываться соответственно их сущности, а не только исходя из юридической формы; - единого денежного измерителя, который предусматривает измерения и обобщения всех операций предприятия в его финансовой отчетности в единой денежной единице. Каждый финансовый отчет должен содержать дату, состоянием на которую представлены его показатели, или период, который он охватывает. Если период, за который составлен финансовый отчет, отличается от отчетного периода, предусмотренного этим Положением (стандартом), то причины и последствия этого должны быть раскрыты в примечаниях к финансовой отчетности. В финансовой отчетности должна быть указана валюта, в которой отображены элементы отчетности, и единица ее измерения. Если валюта отчетности отличается от валюты, в которой ведется бухгалтерский учет, то предприятие должно раскрывать причины этого и методы, которые были использованы для проведения финансовых отчетов с одной валюты в другую. Предприятие должно освещать избранную учетную политику путем описания: -принципов оценки статей отчетности; методов учета относительно отдельных статей отчетности. Информация, которая подлежит раскрытию, приводится непосредственно в финансовых отчетах или в примечаниях к ним. В примечаниях к финансовым отчетам следует раскрывать: - учетную политику предприятия; - информацию, которая не приведена непосредственно в финансовых отчетах, но является обязательной по соответствующим положениям (стандартам); - информацию, которая содержит дополнительный анализ статей отчетности, необходимый для обеспечения ее понятности и уместности. Финансовую отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер предприятия. Консолидированная и сводная финансовая отчетность Предприятия, которые имеют дочерние предприятия, кроме фиртансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях, обязаны составлять и подавать консолидированную финансовую отчетность. Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся предприятия, основанные на государственной собственности, и органы, которые осуществляют управление имуществом предприятий, основанных на коммунальной собственности, кроме собственных отчетов, составляют и подают сводную финансовую отчетность относительно всех предприятий, которые относятся к сфере их управления. Указанные органы также отдельно составляют сводную финансовую отчетность относительно хозяйственных обществ, акции (доли, паи) которых находятся соответственно в государственной и коммунальной собственности. Объединения предприятий, кроме собственной отчетности, составляют и подают сводную финансовую отчетность относительно всех предприятий, которые входят в их состав, если это предусмотрено учредительными документами объединений предприятий в соответствии с законодательством. Предоставление и обнародование финансовой отчетности Предприятия обязаны подавать квартальную и годовую финансовую отчетность органам, к сфере управления которых они относятся, трудовым коллективам на их требование, собственникам (учредителям) в соответствии с учредительными документами. Органам исполнительной власти и другим пользователям финансовая отчетность предоставляется в соответствии с законодательством. Срок предоставления финансовой отчетности устанавливается Кабинетом Министров Украины. Открытые акционерные общества, предприятия - эмитенты облигации, банки, доверительные общества, валютные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, инвестиционные компании, кредитные союзы, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и прочие финансовые учреждения - обязаны не позднее 1 июня следующего за отчетным года обнародовать годовую финансовую отчетность и консолидированную отчетность путем публикации в периодических изданиях или распространения ее в виде отдельных печатных изданий. В случае ликвидации предприятия ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и в случаях, предусмотренных законом, публикует его на протяжении 45 дней. Бухгалтерский баланс Нормативным документом, которым определяется содержание и форма баланса и общие требования к раскрытию его статей является Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 "Баланс", утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.03.1999 г. № 87. Нормы этого Положения (стандарта) применяются к балансам предприятий, организаций и других юридических лиц (далее - предприятия) всех форм собственности (кроме банков и бюджетных организаций). Особенности составления консолидированного баланса определяются отдельным положением (стандартом). Термины, которые используются в этом Положении (стандарте), имеют такое значение: Активы - ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошедших событий, использование которых, как ожидается, приведет к поступлению экономических выгод в будущем. Собственный капитал - часть в активах предприятия, которая остается после вычитания его обязательств. Долгосрочные обязательства - все обязательства, которые не являются текущими обязательствами. Связанные стороны - предприятия, отношения между которыми обуславливают возможность одной стороны контролировать другую или осуществлять существенное влияние на принятие финансовых и оперативных ргшений другой стороной. Обязательства - задолженность предприятия, которая возникла вследствие прошедших событий и погашение которой, как можно ожидать, приведет к уменьшению ресурсов предприятия, воплощающих в себе экономические выгоды. Эквиваленты денежных средств - краткосрочные высоколиквидные финансовые инвестиции, которые свободно конвертируются в определенные суммы денежных средств и характеризуются незначительным риском изменения стоимости. Финансовые инвестиции - активы, которые содержатся предприятием с целью увеличения прибыли (процентов, дивидендов и пр.), возрастание стоимости капитала или других выгод для инвестора. Текущие обязательства - обязательства, которые будут погашены на протяжении операционного цикла предприятия или должны быть погашены на протяжении двенадцати месяцев, начиная с даты баланса. Итог активов баланса должен равняться сумме обязательств Актив отображается в балансе при условии, что оценка его может быть достоверно определена и можно ожидать получения в будущем экономических выгод, связанных с его использованием. Затраты на приобретение и создание актива, которые, соответственно предыдущему абзацу, не могут быть отображены в балансе, включаются в затраты отчетного периода в отчете о финансовых результатах. Обязательство отображается в балансе, если его оценка может быть достоверно определена и существует вероятность уменьшения экономических выгод в будущем вследствие его погашения. Собственный капитал отображается в балансе одновременно с отображением активов или обязательств, которые приводят к его изменению. Содержание статей баланса Актив Баланса содержит три раздела: I. Необоротные активы. II. Оборотные активы. III.Затраты будущих периодов. Пассив Баланса состоит из пяти разделов: I. Собственный капитал. II. Обеспечение последующих расходов и платежей. III. Долгосрочные обязательства. IV. Текущие обязательства. V. Доходы будущих периодов.
Отчет о финансовых результатах Приказом Министерства финансов Украины от 31 марта 1999 г № 87 утверждено Положение (стандарт) бухгалтерского учета 3 "Отчет о финансовых результатах". Затраты - уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, которые приводят к уменьшению собственного капитала (за исключением уменьшения капитала за счет его изъятия или распределения собственниками) за отчетный период. Собственный капитал - часть в активах предприятия, которая остается после вычитания его обязательств. Доходы - увеличение экономических выгод в виде поступления активов или уменьшения обязательств, которые приводят к возрастанию собственного капитала (кроме возрастания капитала за счет взносов собственников) за отчетный период. Убыток - превышение суммы затрат над суммой дохода, для получения которого были осуществлены эти затраты. Обычная деятельность - любая основная деятельность предприятия, а также операции, которые ее обеспечивают или возникают вследствие ее проведения. Метод участия в капитале - метод учета инвестиций, согласно которому балансовая стоимость инвестиций соответственно увеличивается или уменьшается на сумму увеличения или уменьшения доли инвестора в собственном капитале объекта инвестирования. Чрезвычайное событие - событие или операция, которое отличается от обычной деятельности предприятия, и не предполагается, что она будет повторяться периодически или в каждом последующем отчетном периоде. Операционная деятельность - основная деятельность предприятия, а также другие виды деятельности, которые не являются инвестиционной или финансовой деятельностью. Основная деятельность - операции, связанные с производством или реализацией продукции (товаров, работ, услуг), что является главной целью создания предприятия и обеспечивают основную часть его дохода. Прибыль - сумма, на которую доходы превышают связанные с ними затраты. Ассоциированное предприятие - предприятие, в котором инвестору принадлежит блокирующий (более 25 процентов) пакет акций (голосов) и которое не является дочерним или совместным предприятием инвестора. Целью составления отчета о финансовых результатах является предоставление пользователям полной, правдивой и непредубежденной информации о доходах, затратах, прибылях и убытках от деятельности предприятия за отчетный период. Форма Отчета о финансовых результатах является приложением к этому Положению (стандарта). Для малых предприятий предполагается сокращенная форма отчета о финансовых результатах. Признание доходов и затрат При условии, что оценка дохода может быть достоверно определена, доход в Отчете о финансовых результатах отображается в момент поступления актива или погашения обязательства, которые приводят к увеличению собственного капитала предприятия (кроме возрастания капитала за счет взносов участников). При условии, что оценка затрат может быть достоверно определена, затраты отображаются в Отчете о финансовых результатах в момент выбытия актива или увеличения обязательства, которые приводят к уменьшению собственного капитала предприятия (кроме уменьшения капитала за счет его изъятия или распределения собственниками). Если актив обеспечивает экономические выгоды на протяжении нескольких отчетных периодов, то затраты отображаются в Отчете о финансовых результатах на основе систематического и рационального их распределения (например, в виде амортизации) на протяжении тех отчетных периодов, когда поступают соответствующие экономические выгоды. Затраты следует немедленно отображать в отчете о финансовых результатах, если экономические выгоды не отвечают или перестают отвечать такому состоянию, при котором они признаются активами предприятия. Свертывание доходов и затрат не разрешается, кроме случаев, предусмотренных соответствующими положениями (стандартами) Показатели непрямых налогов, вычитания из дохода, себестоимости, затрат и убытков приводятся в скобках. Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ услуг) определяется путем вычитания из дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) соответствующих налогов, сборов, скидок и пр. В статье "Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг)" отображается производственная себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) или себестоимость реализованных товаров. Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) определяется в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета 9 "Запасы", 16 "Затраты". В статье "Прочие операционные доходы" отображаются суммы прочих доходов от операционной деятельности предприятия, кроме дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг): доход от операционной аренды активов; доход от операционных курсовых разниц; возмещение ранее списанных активов; доход от реализации оборотных активов (кроме финансовых инвестиций) и пр. В статье "Административные затраты" отображаются общехозяйственные затраты, связанные с управлением и обслуживанием предприятия В статье "Затраты на сбыт" отображаются затраты предприятия, связанные с реализацией продукции (товаров) затраты на содержание подразделений, которые занимаются сбытом продукции (товаров), рекламу, доставку продукции В статье "Прочие операционные затраты" отображаются себестоимость реализованных производственных запасов; сомнительные (безнадежные) долги и потери от обесценивания запасов; потери от операционных курсовых разниц; признанные экономические санкции; отчисления для обеспечения последующих операционных затрат, а также все прочие затраты, возникающие в процессе операционной деятельности предприятия (кроме затрат, которые включаются в себестоимость продукции, товаров, работ, услуг). Прибыль (убыток) от операционной деятельности определяется как алгебраическая сумма валовой прибыли (убытка), прочего операционного дохода, административных затрат, затрат на сбыт и прочих операционных затрат. В статье "Доход от участия в капитале" отображается доход, полученный от инвестиций в ассоциированные, дочерние или совместные предприятия, учет которых осуществляется по методу участия в капитале. В статье "Прочие финансовые доходы" отображаются дивиденды, проценты и прочие доходы, полученные от финансовых инвестиций (кроме доходов, которые учитываются по методу участия в капитале). В статье "Прочие доходы" отображается доход от реализации финансовых инвестиций, необоротных активов и имущественных комплексов; доход от неоперационных курсовых разниц и прочие доходы, которые возникают в процессе обычной деятельности, но не связаны с операционной деятельностью предприятия. В статье "Финансовые затраты" отображаются затраты на проценты и прочие затраты предприятия, связанные с привлечением заемного капитала. В статье "Потери от участия в капитале" отображается убыток, вызванный инвестициями в ассоциированные, дочерние или совместные предприятия, учет которых осуществляется по методу участия в капитале. В статье "Прочие затраты" отображаются себестоимость реализации финансовых инвестиций, необоротных активов, имущественных комплексов; потери от неоперационных курсовых разниц; потери от уценки финансовых инвестиций и необоротных активов; прочие затраты, которые возникают в процессе обычной деятельности (кроме финансовых затрат), но не связаны с операционной деятельностьюпредприятия. Прибыль (убыток) от обычной деятельности до налогообложения определяется как алгебраическая сумма прибыли(убытка) от операционной деятельности, финансовых и В статье "Налоги на прибыль" отображается сумма налогов на прибыль от обычной деятельности, определенная в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 17 "Налог на прибыль". Прибыль от обычной деятельности определяется как разница между прибылью от обычной деятельности до налогообложения и суммой налогов на прибыль. Убыток от обычной деятельности равняется убытку от обычной деятельности до налогообложения и сумме налогов на прибыль. В статьях "Чрезвычайные доходы" и "Чрезвычайные затраты" отображаются соответственно: невозмещенные потери от чрезвычайных событий (стихийного бед В статье "Налоги на чрезвычайную прибыль" отображается сумма налогов, которая подлежит уплате с прибыли от чрезвычайных событий. Чистая прибыль (убыток) рассчитывается как алгебраическая сумма прибыли (убытка) от обычной деятельности и чрезвычайной прибыли, чрезвычайного убытка и налогов на чрезвычайную прибыль.
Учетные регистры и формы бухгалтерского учета С целью хронологического, систематического или комбинированного накопления, группирования и обобщения информации о хозяйственных операциях, которые содержатся в принятых к учету первичных документах, используются учетные регистры (книги, ведомости, журналы и пр.). Исходя из этого, можно отметить, что учетный регистр представляет собой способ группирования информации из первичных документов, который отображает изменения в структуре объектов бухгалтерского учета за определенный промежуток времени. Учетные регистры составляются ежемесячно, подписываются исполнителями и главным бухгалтером или лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета предприятия Ведение учетных регистров и контирование документов первичного учета осуществляются с применением, по меньшей мере, кода класса счетов и кода синтетического счета. Разрез (детализация) аналитической информации в регистрах бухгалтерского учета предприятием может расширяться, изменяться, в зависимости от конкретных потребностей. Аналитические данные в учетных регистрах должны согласовываться с данными синтетического учета на последнее число месяца. Хозяйственные операции отображаются в учетных регистрах во время поступления первичных документов или итогами за месяц, в зависимости от характера и содержания операций. Информация в учетные регистры переносится после проверки первичных документов по форме и содержанию. Итоговые записи в регистрах сверяются с данными первичных документов, которые были основанием для записей в них. На документах, данные которых включены в учетные регистры, отмечают номера соответствующих учетных регистров и порядковые номера записей в них (номер строки). По документам, данные которых отображены в учетных регистрах общим итогом, номер регистра и номер записи указывают на отдельном листе, который прилагается к сброшюрованным документам. В учетных регистрах, показатели которых переносят в Главную книгу или в другие учетные регистры, делают соответствующую пометку об этом в соответствующей строке регистра. Предприятия для проверки правильности составления учетных регистров могут применять оборотную ведомость по счетам бухгалтерского учета, которая состоит из данных оборотов на счетах бухгалтерского учета Главной книги после занесения в нее оборотов из всех журналов. Обороты по дебету счетов и кредиту счетов также должны быть равными. Информация о хозяйственных операциях предприятия за отчетный период (месяц, квартал, год) из учетных регистров используется для составления финансовой отчетности. Регистры бухгалтерского учета построенные согласно корреспонденции счетов бухгалтерского учета, которая установле на Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 30 ноября 1999 г. № 291. В свою очередь, форма бухгалтерского учета выступает как определенная система регистров бухгалтерского учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них. Она избирается предприятиями самостоятельно с соблюдением единых основ бухгалтерского учета и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных. Исходя из практики, наиболее распространенными формами бухгалтерского учета на данное время есть журнально-ордерная форма, упрощенная и автоматизированная (компьютерная) формы бухгалтерского учета. Итак, рассмотрим детально указанные формы бухгалтерского учета. Журнально-ордерная форма учета Приказом Министерства финансов Украины № 356 от 29.12.2000 г. были утверждены "Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета". Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета направлены па обобщение в регистрах бухгалтерского учета (кроме регистра внебалансового учета) методом двойной записи информации о наличии и движении активов, капитала, обязательств и факты финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций и других юридических лиц (кроме банков и бюджетных учреждений), их филиалов, отделений, представительств независимо от форм собственности, организационно-правовых форм и видов деятельности, на накопление аналитических данных о составе и движении активов, капитала и обязательств, доходов, затрат, финансовых результатов.
Организация документооборота и хранения документов Все документы с момента их создания до передачи в архив проходят определенный путь. Процесс от сосавления бухгалтерского документа или получения документа от другого предприятия до его сдачи в архив называется документооборотом. Документооборот можно поделить на четыре этапа: 1) составление документов в первичных подразделениях; 2) передача оформленных документов для проверки и обработки в бухгалтерию предприятия; 3) движение документов при обработке и осуществлении на их основании учетных записей; А) движение документов от места обработки к месту хранения - архива. Следует отметить, что эффективность принятых управленческих решений на предприятии прямо зависит от оперативности (скорости) организованного документооборота. Для получения своевременной и качественной информации необходимо организовать такую систему сбора и обработки документов, которая бы обеспечивала ускорение документооборота. С целью упорядочения движения и своевременного получения первичных документов для записей в бухгалтерском учете приказом руководителя предприятия, учреждения устанавливается график документооборота, в котором указываются дата создания или получения от других предприятий и учреждений документов, передача в обработку и о архив. График документооборота на предприятии, в учреждении должен обеспечивать оптимальное количество подразделений и исполнителей, через которых проходит каждый первичный документ, определять минимальный срок его нахождения в подразделении, а также оказывать содействие улучшению учетной работы, усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышению уровня его механизации и автоматизации. График документооборота оформляется в виде схемы или перечня работ по создаилю, проверке и обработке документов, которые выполняются каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. Работники предприятия, учреждения создают и подают первичные документы, которые относятся к сфере их деятельности, ергласно графика документооборота. Для этого каждому исполнителю выдастся выписка из графика. В ней приводится перечень документов, оформление которых относится к функциональным обязанностям исполнителя, сроки их представления и подразделения предприятия, учреждения, в которые передаются эти документы. Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота на предприятии, в учреждении осуществляется главным бухгалтером. Требования главного бухгалтера относительно порядка предоставления в бухгалтерию или на вычислительную установку необходимых документов и сведений есть обязательными для всех подразделений и служб предприятия. Исходя из указанного, отметим, что отсутствие надлежащего порядка при составлении и обработке документов есть главной причиной несвоевременногх) предоставления финансовой отчетности, и, как следствие, и отставания при принятии необходимых управленческих решений, осуществлении полноценного контроля и аудита. Хранение документов
Требования относительно хранения на предприятиях бухгалтерских документов изложены в Положении о документальном обеспечении записей бухгалтерского учета (приказ Министерства финансов Украины № 88 от 24.05.1995 г.). Первичные документы и учетные регистры, которые прошли обработку, бухгалтерские отчеты и балансы подлежат обязательной передаче в архив, а к моменту передачи должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрытых шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером. Бланки строгой отчетности должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, которые обеспечивают их сохранность. Порядок хранения документов на машиносчитываемых носителях определяется указаниями по организации бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники. Первичные документы текущего месяца, которые прошли обработку ручным способом и относятся к соответствующему учетному регистру, комплектуются в хронологическом порядке, нумеруются, переплетаются и сопровождаются справкой для архива. Срок хранения первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов в архиве предприятия, учреждения определяется в соответствии с "Перечнем типовых документов, которые создаются в процессе деятельности органов государственной представительной и исполнительной власти и местного самоуправления, других учреждений, организаций и предприятий" утвержденным Главным архивным управлением при Кабинете Министров Украины № 41 от 20.07.1998 г. Хранение первичных документов и учетных регистров, которые прошли обработку и были основанием для составления отчетности, а также бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер предприятия, учреждения. Выдача первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов из бухгалтерии и из архива предприятия, учреждения работникам других структурных подразделений может проводиться только по решению главного бухгалтера. Изъятие первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов у предприятий, учреждений может быть осуществлено только по постановлению органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судов, государственной контрольно-ревизионной и налоговой служб в соответствии с действующим законодательством Украины. Изъятие оформляется протоколом (актом), копия которого вручается под расписку соответствующему должностному лицу предприятия, учреждения. С разрешения и в присутствии представителей органов, которые осуществляют изъятие, соответствующие должностные лица предприятия, учреждения могут спять копии и составить реестр документов, которые изымаются, с указанием оснований и даты их изъятия. Если изымаются тома документов, которые недооформле-ны (не переплетены, не пронумерованы и т.п.), то с разрешения и в присутствии представителей органов, которые проводят изъятие, соответствующие должностные лица предприятия, учреждения могут дооформить эти тома (сделать описание, пронумеровать листы, прошнуровать, опечатать, удостоверить своей подписью и печатью). Органы, которые изъяли документы, обеспечивают предприятиям, упреждениям по их письменным обращениям возможность сделать выписку, извлечение, копию документов для выдачи справок по обстоятельствам в соответствии с законодательством. В случае возвращения указанными органами документов, которые были раньше изъяты, такие документы принимаются под расписку соответствую)ним должностным лицом предприятия, учреждения и вместе с решением о возвращении подшиваются к тем же томам, из которых были изъяты и в которых находятся постановления об изъятии, реестре и копиях таких документов. В случае пропажи или уничтожения первичных документов, учетных регистров и отчетов руководитель предприятия, учреждения письменно сообщает об этом правоохранительные органы и приказом назначает комиссию для установления перечня отсутствующих документов и расследования причин их пропажи или уничтожения. Для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем предприятия, учреждения. Копия акта направляется органу, в сфере управления которого находится предприятие, учреждение, а также государственной налоговой инспекции - предприятиями и местному финансовому органу - учреждениями в 10 дневный срок.
РАЗДЕЛ 2.СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА «АУДИТ»
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |