Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признание и оценка дебиторской задолженности




Дебиторская задолженность признается активом, если существует вероятность получения предприятием будущих экономических выгод и может быть достоверно определена ее сумма.

Текущая дебиторская задолженность за продукцию, товары, работы, услуги признается активом одновременно с признанием дохода от реализации продукции, товаров, работ и услуг и оценивается по первоначальной стоимости. В случае отсрочки платежа за продукцию, товары, работы, услуги с образованием от этого разницы между справедливой стоимостью дебиторской задолженности и номинальной суммой денежных средств и/или их эквивалентов, которые подлежат получению за продукцию, товары, работы, услуги, такая разница признается дебиторской задолженностью по начисленным доходам (процентам) в пери­оде ее начисления.

Текущая дебиторская задолженность за продукцию, товары, работы, услуги включается в итог баланса по чистой реали­зационной стоимости. Для определения чистой реализационной стоимости на дату баланса вычисляется величина резерва сом­нительных долгов.

Величина резерва сомнительных долгов определяется, исхо­дя из платежеспособности отдельных дебиторов или на основе классификации дебиторской задолженности.

Классификация дебиторской задолженности за продук­цию, товары, работы, услуги осуществляется группированием дебиторской задолженности по срокам ее непогашения с уста­новлением коэффициента сомнительности для каждой группы. Коэффициент сомнительности устанавливается предприятием, исходя из фактической суммы безнадежной дебиторской задол­женности за продукцию, товары, работы, услуги за предыдущие отчетные периоды. Коэффициент сомнительности, как правило, возрастает с увеличением сроков непогашения дебиторской задолженности. Величина резерва сомнительных долгов опреде­ляется как сумма произведений текущей дебиторской задол­женности за продукцию, товары, работы, услуги соответствующей группы и коэффициента сомнительности соответствующей группы.

Учет резервов по сомнительной дебиторской задолжен­ности, относительно которой есть риск невозвращения, ведется на счете 38 "Резерв сомнительных долгов".

По кредиту счета 38 "Резерв сомнительных долгов"

отображается создание резерва сомнительных долгов в коррес­понденции со счетами учета затрат, по дебету — списание сом­нительной задолженности в корреспонденции со счетами учета дебиторской задолженности или уменьшения начисленных резервов в корреспонденции со счетом учета доходов.Аналитический учет на счете 38 "Резерв сомнительных дол­гов" ведется в разрезе должников или по срокам непогашения дебиторской задолженности.

Начисление суммы резерва сомнительных долгов за отчет­ный период отображается в отчете о финансовых результатах в составе прочих операционных затрат.

Исключение безнадежной дебиторской задолженности за продукцию, товары, работы, услуги из активов осуществляется с одновременным уменьшением величины резерва сомнительных долгов. В случае недостаточности суммы начисленного резерва сомнительных долгов безнадежная дебиторская задолженность за продукцию, товары, работы, услуги списывается с активов на прочие операционные затраты. Сумма возмещения ранее списанной безнадежной дебиторской задолженности включа­ется в состав прочих операционных доходов.

Текущая дебиторская задолженность, не связанная с реали­зацией продукции, товаров, работ, услуг, которая признана без­надежной, списывается с баланса с отображением потерь в составе прочих операционных затрат.

Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

При организации учета расчетов с бюджетом и внебюджет­ными фондами следует учитывать, что он должен обеспечить контроль за правильным начислением и своевременной уплатой налогов и сборов с целью избежания уплаты штрафов за несвоевременное и неполное осуществление надлежащих платежей.

Основными нормативно-правовыми документами, которые определяют рассчет и уплату налогов и платежей как субъек­тами предпринимательской деятельности, так и работниками предприятий, являются:

БК — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-У1.

ГК — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-1V.

ЗК — Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-111.

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-У1.

ТК — Таможенный кодекс Украины от 11.07.2002 г. № 92-1У.

Закон о ГНС — Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-ХИ.

Закон о ЕСВ — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхо­вание» от 08.07.2010 г. № 2464-У1.

Закон о налоге на прибыль (Закон № 334/94) - Закон Укра­ины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР.

Закон об операциях с давальческим сырьем в ВЭД — Закон Украины «Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэко­номических отношениях» от 15.09.95 г. № 327/95-ВР.

Закон о правиле 180 дней - Закон Украины «О порядке осуществления расчетов, в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР.

 

Для обобщения информации о расчетах предприятия по всем видам платежей в бюджет, включая налоги с работников предприятия, и по финансовым санкциям, которые направля­ются в доход бюджета, предназначен счет 64 "Расчеты по нало­гам и платежам".

Порядок взыскания таких платежей определяется действую­щим законодательством.

По кредиту счета 64 "Расчеты по налогам и платежам" отображаются начисленные платежи в бюджет, по дебету -надлежащие к возмещению из бюджета налоги, их уплата, спи­сание и т.п. На субсчете 641 "Расчеты по налогам" ведется учет нало­гов, которые начисляются и уплачиваются согласно действую­щему законодательству (налог на прибыль, налог на добавлен­ную стоимость, другие налоги).

На субсчете 642 "Расчеты по обязательным платежам"

ведется учет расчетов по сборам (обязательным платежам), ко­торые исчисляются в соответствии с действующим законо­дательством и учет которых не ведется на счете 65 "Расчеты по страхованию".

Ца субсчете 643 "Налоговые обязательства" ведется учет суммы налога на добавленную стоимость, определенную, исходя из суммы полученных авансов (предыдущей оплаты) за готовую продукцию, товары, другие материальные ценности и нематери­альные активы, работы, услуги, которые подлежат отгрузке (выполнению).

На субсчете 644 "Налоговый кредит" ведется учет суммы налога на добавленную стоимость, на которую предприятие приобрело право уменьшить налоговое обязательство.

Аналитический учет расчетов по налогам и платежам ведет­ся по их видам.

Бухгалтерскими документами, на основании которых про­изводятся начисления налогов в бюджет, выступают:

- по налогу на добавленную стоимость - "Налоговая на­кладная";

- по подоходному налогу - "Расчетно-платежная ведо­мость" или раздел II Ведомости 3.

- штрафные санкции налоговых органов оформляются в виде актов или протоколов;

- коммунального налога и налога с собственников транс­портных средств - расчет бухгалтерии.

Уплата надлежащих налогов и платежей в бюджет из расчет­ного счета осуществляется с помощью документа "Платежное поручение".

Синтетический и аналитический учет расчетов по налогам и платежам осуществляют при журнально-ордерной форме учета в журнале-ордере № 3, а при упрощенной форме учета - в разделе I Ведомости 3-М. Учет расчетов по сборам на обязательное государственное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование, обязательное социальное страхование на случай безработицы и т.п., по индивидуальному страхованию персонала предприятия, страхованию имущества и по другим расчетам по страхованию ведется на счете 65 "Расчеты по страхованию".

По кредиту счета 65 "Расчеты по страхованию" отобража­ются начисленные обязательства по страхованию, а также полу­ченные от органов страхования средства, по дебету - погашение задолженности и расходование средств страхования на пред­приятии.

Порядок взыскания и использования сборов на обязатель­ное государственное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование, на обязательное социальное страхо­вание на случай безработицы и на другие виды страхования регулируется действующим законодательством.

Счет 65 "Расчеты по страхованию" имеет такие субсчета:

651"По пенсионному обеспечению";

652"По социальному страхованию";

653"По страхованию на случай безработицы";

654"По индивидуальному страхованию";

655"По страхованию имущества".

На субсчете 651 "По пенсионному обеспечению" ведется учет расчетов с Пенсионным фондом Украины по сбору на обя­зательное государственное пенсионное страхование.

На субсчете 652 "По социальному страхованию" ведется учет расчетов с Фондом социального страхования Украины по сбору на обязательное социальное страхование.

На субсчете 653 "По страхованию на случай безработицы"

ведется учет расчетов с Государственным бюджетом Украины по сбору на обязательное социальное страхование на случай безработицы.

На субсчете 654 "По индивидуальному страхованию"

ведется учет расчетов со страховыми организациями по индиви­дуальному страхованию персонала предприятия, по их пись­менным поручениям, в случае добровольного страхования, с начисленной им заработной платы страховых взносов по дого­ворам и по обязательному страхованию, которое устанавли­вается законода- тельством.

На субсчете 655 "По страхованию имущества" ве­дется учет расчетов по страхованию имущества пред­приятия и имущества работников предприятия. Такие страховые платежи подлежат перечислению страховым орга­низациям.

Аналитический учет ведется по каждому виду сборов и отчис­лений, по страхователям и отдельным договорам страхования.

Основными нормативно-правовыми документами, которые определяют рассчет и уплату сборов в фонды социального на­правления, являются:

Закон Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" от 26.06.1997 г. 400/97-ВР;

- Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой тру­доспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением "от 18.01.2001 г. № 2240 - III.

- Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы "от 2.03.2000 г. №1533-III.

Закон Укрины "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на произ­водстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности "от 23.09.1999 г. № 1105 - XIV.

Кроме расчетов с фондами социального направления, на счете 65, в частности на субсчете 654 "По индивидуальному страхованию", осуществляется учет по добровольному страхо­ванию граждан (работников предприятия). Сумма удержанных страховых взносов находит свое отображение по дебету счета 66 "Расчеты по выплатам работникам" и кредиту счета 654 "По ин­дивидуальному страхованию". Перечисление средств в соответ­ствующие страховые компании отображается по дебету счета 654 и кредиту счета 31.

Также по счету 65, кроме вышеуказанного, отображаются расчеты предприятия по операциям, связанным со страхованием рисков потери урожая, транспортировке продукции при реали­зации, страхование имущества субъекта хозяйствования. Факт заключения договоров со страховыми организациями, на основании договора страхования, находит отображение по де­бету счета 39 "Затраты будущих периодов" и кредита счета 655 "По страхованию имущества". Перечисление средств в страховые компании отображается по дебету счета 655 и кредиту счета 31.

Синтетический и аналитический учет расчетов с фондами социального направления осуществляется при журнально-ордерной форме учета в журнале-ордере № 5, а при упрощенной форме учета - в разделе I Ведомости 3-М.

Учет расчетов с участниками

Для обобщения информации о расчетах с участниками и учредителями предприятия, которые связаны с распределением прибыли (дивиденды и пр.), используют счет 67 "Расчеты с участниками ".

По кредиту счета 67 "Расчеты с участниками" отоб­ражается увеличение задолженности предприятия перед учредителями и участниками общества, по дебету - ее умень­шение (погашение), в том числе реинвестирование доходов.

Счет 67 "Расчеты с участниками" имеет такие субсчета:

671 "Расчеты по начисленным дивидендам";

672"Расчеты по прочим выплатам".

На субсчете 671 "Расчеты по начисленным дивидендам"

учитывают дивиденды, начисленные владельцам простых и привилегированных акций (доль в уставном капитале) за счет прибыли или других, предусмотренных учредительными документами, источников.

На субсчете 672 "Расчеты по прочим выплатам" предпри­ятия ведут учет прочих выплат, начисленных учредителям и участникам за пользование имуществом, в частности земельным и имущественным паем, а также выплат в связи с получением надлежащей выбывшему участнику (основателю) части активов предприятия. Обобщение учетных данных о состоянии расчетов с участ­никами осуществляется при журнально-ордерной форме учета в журнале-ордере № 3, а при упрощенной форме учета - в разделе I Ведомости 3-М. 12.6.

 

 

Тема 13. Финансовая отчетность предприятия

План лекций.

 

 

13.1. Назначение финансовой отчетности в условиях рыночной экономики.

13.2. Содержание, назначение и порядок составления форм финансовой отчетности.

13.3.Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 «Баланс».

13.4. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 3 «Отчет о финансовых результатах».

13.5. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 4 «Отчета о движении денежных средств».

13.6. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 25 «Финансовый отчет субъектов малого предпринимательства».

13.7. Аудит финансовой отчетности в условиях рыночной экономики.

 

 

13.1. Назначение финансовой отчетности в условиях рыночной экономики.

 

Порядок предоставления финансовой отчетности пользова­телям определяется действующим законодательством.

Финансовая отчетность обеспечивает информационные потребности пользователей относительно:

- приобретения, продажи и владения ценными бумагами;

- участия в капитале предприятия;

- оценки качества управления;

- оценки способности предприятия своевременно выпол­нять свои обязательства;

- обеспеченности обязательств предприятия;

- определения суммы дивидендов, которые подлежат рас­пределению;

- регулирования деятельности предприятия;

- других решений.

Финансовая отчетность должна удовлетворять потребнос­ти тех пользователей, которые не могут требовать отчетов, со­ставленных с учетом их конкретных информационных потреб­ностей.

Формы финансовой отчетности предприятия (кроме бан­ков) и порядок их заполнения устанавливаются Министерством финансов Украины по согласованию с Государственным коми­тетом статистики Украины.

Состав и элементы финансовой отчетности

Финансовая отчетность состоит из: баланса, отчета о финан­совых результатах, отчете о движении денежных средств, отчета о собственном капитале и примечаниях к отчетам.

Баланс - отчет о финансовом состоянии предприятия, кото­рый отображает на определенную дату его активы, обязательст­ва и собственный капитал.

Отчет о финансовых результатах - отчет о доходах, затра­тах и финансовых результатах деятельности предприятия.

Отчет о собственном капитале - отчет, который отобража­ет изменения в составе собственного капитала предприятия на протяжении отчетного периода.

Отчет о движении денежных средств - отчет, который отоб­ражает поступление и расход денежных средств в результате де­ятельности предприятия в отчетном периоде.

Для субъектов малого предприятия и представительств ино­странных субъектов хозяйственной деятельности национальными положениями (стандартами) устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отче­та о финансовых результатах.

Финансовые отчеты содержат статьи, состав и содержание кото­рых определяются соответствующими положениями (стандартами).

Статья приводится в финансовой отчетности, если отвечает таким критериям:

- существует вероятность поступления или выбытия буду­щих экономических выгод, связанных с этой статьей; - - оценка статьи может быть достоверно определена. В финансовую отчетность включаются показатели деятель­ности филиалов, представительств, отделений и других обособ­ленных подразделений предприятия.

Отчетным периодом составления финансовой отчетности является календарный год. Баланс предприятия составляется на конец последнего дня отчетного периода.

Промежуточная (месячная, квартальная) отчетность, кото­рая охватывает определенный период, составляется нарастаю­щим итогом с начала отчетного года.

Первый отчетный период новообразованного предпри­ятия может быть меньше 12 месяцев, но не может быть боль­ше 15 месяцев. Отчетным периодом предприятия, кото­рое ликвидируется, есть период с начала года до момента ликвидации. Информация, которая предоставляется в финансовых отче­тах, должна быть доходчива и рассчитана на однозначное тол­кование ее пользователями при условии, что они имеют доста­точные знания и заинтересованы в восприятии этой информации.

Финансовая отчетность должна содержать только уместную информацию, которая влияет на принятие решений пользовате­лями, дает возможность своевременно оценить прошедшие, на­стоящие и будущие события, подтвердить и скорректировать их оценки, сделанные в прошлом. Финансовая отчетность должна быть достоверной. Инфор­мация, приведенная в финансовой отчетности, является досто­верной, если она не содержит ошибок и искажений, которые спо­собны повлиять на решение пользователей отчетности.

Финансовая отчетность должна предоставлять возможность пользователям сравнивать:

- финансовые отчеты предприятия за разные периоды;

- финансовые отчеты разных предприятий.

Предпосылкой отчетности является предоставление соот­ветствующей информации предыдущего периода и раскрытие информации об учетной политике и ее изменении.

Установление и изменение учетной политики предприятия осуществляется по решению собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица).

Принципы подготовки финансовой отчетности

Финансовая отчетность предприятия формируется с соблю­дением таких принципов:

- автономности предприятия, когда предприятие рассмат­ривается как юридическое лицо, которое обособлено от собственников. Поэтому личное имущество и обязатель­ства собственников не должны отображаться в финансо­вой отчетности предприятия;

- непрерывности деятельности, что предусматривает оцен­ку активов и обязательств предприятия, исходя из предпо­ложения, что его деятельность будет продолжаться далее;

- периодичности, которая предполагает распределение де­ятельности предприятия на определенные периоды вре­мени с целью составления финансовой отчетности; исторической (фактической) себестоимости, которая определяет приоритет оценки активов, исходя из затрат на их производство и приобретение; начисления и соответствия доходов и затрат, по кото­рому для определения финансового результата отчетного периода нужно сопоставить доходы отчетного периода с затратами, которые были осуществлены для получения этих доходов. При этом доходы и затраты отображаются в учете и отчетности в момент их возникновения, в зависи­мости от времени поступления и уплаты денег;

- полного освещения, согласно которому финансовая от­четность должна содержать всю информацию о фактиче­ских и потенциальных последствиях операций и событий, которая может повлиять на решение, принимаемые на ее основе;

- последовательности, который предусматривает постоян­ное (из года в год) применение предприятием избранной учетной политики. Изменение учетной политики должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности;

- осмотрительности, согласно которому методы оценки, которые применяются в бухгалтерском учете, должны предотвращать снижение оценки обязательств и затрат и завышение оценки активов и доходов предприятия;

- превалирование содержания над формой, по которому операции должны учитываться соответственно их сущно­сти, а не только исходя из юридической формы;

- единого денежного измерителя, который предусматри­вает измерения и обобщения всех операций предприятия в его финансовой отчетности в единой денежной единице.

Каждый финансовый отчет должен содержать дату, состоя­нием на которую представлены его показатели, или период, кото­рый он охватывает. Если период, за который составлен финансо­вый отчет, отличается от отчетного периода, предусмотренного этим Положением (стандартом), то причины и последствия это­го должны быть раскрыты в примечаниях к финансовой отчет­ности.

В финансовой отчетности должна быть указана валюта, в ко­торой отображены элементы отчетности, и единица ее измерения.

Если валюта отчетности отличается от валюты, в которой ве­дется бухгалтерский учет, то предприятие должно раскрывать причины этого и методы, которые были использованы для про­ведения финансовых отчетов с одной валюты в другую.

Предприятие должно освещать избранную учетную полити­ку путем описания:

-принципов оценки статей отчетности;

методов учета относительно отдельных статей отчетности. Информация, которая подлежит раскрытию, приводится не­посредственно в финансовых отчетах или в примечаниях к ним. В примечаниях к финансовым отчетам следует раскрывать:

- учетную политику предприятия;

- информацию, которая не приведена непосредственно в финансовых отчетах, но является обязательной по соот­ветствующим положениям (стандартам);

- информацию, которая содержит дополнительный анализ статей отчетности, необходимый для обеспечения ее по­нятности и уместности.

Финансовую отчетность подписывают руководитель и глав­ный бухгалтер предприятия.

Консолидированная и сводная финансовая отчетность

Предприятия, которые имеют дочерние предприятия, кроме фиртансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях, обязаны составлять и подавать консолидированную финансо­вую отчетность.

Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся предприятия, ос­нованные на государственной собственности, и органы, которые осуществляют управление имуществом предприятий, основан­ных на коммунальной собственности, кроме собственных отче­тов, составляют и подают сводную финансовую отчетность от­носительно всех предприятий, которые относятся к сфере их управления.

Указанные органы также отдельно составляют сводную фи­нансовую отчетность относительно хозяйственных обществ, ак­ции (доли, паи) которых находятся соответственно в государст­венной и коммунальной собственности.

Объединения предприятий, кроме собственной отчетности, составляют и подают сводную финансовую отчетность относи­тельно всех предприятий, которые входят в их состав, если это предусмотрено учредительными документами объединений предприятий в соответствии с законодательством.

Предоставление и обнародование финансовой отчетности

Предприятия обязаны подавать квартальную и годовую фи­нансовую отчетность органам, к сфере управления которых они относятся, трудовым коллективам на их требование, собствен­никам (учредителям) в соответствии с учредительными доку­ментами. Органам исполнительной власти и другим пользовате­лям финансовая отчетность предоставляется в соответствии с законодательством. Срок предоставления финансовой отчетнос­ти устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Открытые акционерные общества, предприятия - эмитенты облигации, банки, доверительные общества, валютные и фондо­вые биржи, инвестиционные фонды, инвестиционные компании, кредитные союзы, негосударственные пенсионные фонды, стра­ховые компании и прочие финансовые учреждения - обязаны не позднее 1 июня следующего за отчетным года обнародовать годовую финансовую отчетность и консолидированную отчет­ность путем публикации в периодических изданиях или распро­странения ее в виде отдельных печатных изданий.

В случае ликвидации предприятия ликвидационная комис­сия составляет ликвидационный баланс и в случаях, предусмот­ренных законом, публикует его на протяжении 45 дней.

Бухгалтерский баланс

Нормативным документом, которым определяется содержа­ние и форма баланса и общие требования к раскрытию его статей является Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 "Ба­ланс", утвержденное приказом Министерства финансов Украи­ны от 31.03.1999 г. № 87.

Нормы этого Положения (стандарта) применяются к балан­сам предприятий, организаций и других юридических лиц (далее - предприятия) всех форм собственности (кроме банков и бюджетных организаций).

Особенности составления консолидированного баланса определяются отдельным положением (стандартом).

Термины, которые используются в этом Положении (стан­дарте), имеют такое значение:

Активы - ресурсы, контролируемые предприятием в резуль­тате прошедших событий, использование которых, как ожидается, приведет к поступлению экономических выгод в будущем.

Собственный капитал - часть в активах предприятия, кото­рая остается после вычитания его обязательств.

Долгосрочные обязательства - все обязательства, которые не являются текущими обязательствами.

Связанные стороны - предприятия, отношения между ко­торыми обуславливают возможность одной стороны контроли­ровать другую или осуществлять существенное влияние на принятие финансовых и оперативных ргшений другой стороной.

Обязательства - задолженность предприятия, которая возникла вследствие прошедших событий и погашение которой, как можно ожидать, приведет к уменьшению ресурсов предпри­ятия, воплощающих в себе экономические выгоды.

Эквиваленты денежных средств - краткосрочные высоко­ликвидные финансовые инвестиции, которые свободно конвер­тируются в определенные суммы денежных средств и характе­ризуются незначительным риском изменения стоимости.

Финансовые инвестиции - активы, которые содержатся предприятием с целью увеличения прибыли (процентов, диви­дендов и пр.), возрастание стоимости капитала или других выгод для инвестора.

Текущие обязательства - обязательства, которые будут погашены на протяжении операционного цикла предприятия или должны быть погашены на протяжении двенадцати месяцев, начиная с даты баланса.

Итог активов баланса должен равняться сумме обязательств

Актив отображается в балансе при условии, что оценка его может быть достоверно определена и можно ожидать получения в будущем экономических выгод, связанных с его использо­ванием.

Затраты на приобретение и создание актива, которые, соот­ветственно предыдущему абзацу, не могут быть отображены в балансе, включаются в затраты отчетного периода в отчете о финансовых результатах.

Обязательство отображается в балансе, если его оценка может быть достоверно определена и существует вероятность уменьшения экономических выгод в будущем вследствие его погашения.

Собственный капитал отображается в балансе одновременно с отображением активов или обязательств, которые приводят к его изменению.

Содержание статей баланса

Актив Баланса содержит три раздела:

I. Необоротные активы.

II. Оборотные активы.

III.Затраты будущих периодов.

Пассив Баланса состоит из пяти разделов:

I. Собственный капитал.

II. Обеспечение последующих расходов и платежей.

III. Долгосрочные обязательства.

IV. Текущие обязательства.

V. Доходы будущих периодов.

 

Отчет о финансовых результатах

Приказом Министерства финансов Украины от 31 марта 1999 г № 87 утверждено Положение (стандарт) бухгалтерского учета 3 "Отчет о финансовых результатах".

Затраты - уменьшение экономических выгод в виде выбы­тия активов или увеличения обязательств, которые приводят к уменьшению собственного капитала (за исключением умень­шения капитала за счет его изъятия или распределения соб­ственниками) за отчетный период.

Собственный капитал - часть в активах предприятия, кото­рая остается после вычитания его обязательств.

Доходы - увеличение экономических выгод в виде поступ­ления активов или уменьшения обязательств, которые приводят к возрастанию собственного капитала (кроме возрастания капитала за счет взносов собственников) за отчетный период.

Убыток - превышение суммы затрат над суммой дохода, для получения которого были осуществлены эти затраты.

Обычная деятельность - любая основная деятельность предприятия, а также операции, которые ее обеспечивают или возникают вследствие ее проведения.

Метод участия в капитале - метод учета инвестиций, сог­ласно которому балансовая стоимость инвестиций соответственно увеличивается или уменьшается на сумму увеличения или уменьшения доли инвестора в собственном капитале объекта инвестирования.

Чрезвычайное событие - событие или операция, которое отличается от обычной деятельности предприятия, и не пред­полагается, что она будет повторяться периодически или в каждом последующем отчетном периоде.

Операционная деятельность - основная деятельность предприятия, а также другие виды деятельности, которые не являются инвестиционной или финансовой деятельностью.

Основная деятельность - операции, связанные с произ­водством или реализацией продукции (товаров, работ, услуг), что является главной целью создания предприятия и обеспечи­вают основную часть его дохода.

Прибыль - сумма, на которую доходы превышают связан­ные с ними затраты.

Ассоциированное предприятие - предприятие, в котором инвестору принадлежит блокирующий (более 25 процентов) пакет акций (голосов) и которое не является дочерним или сов­местным предприятием инвестора.

Целью составления отчета о финансовых результатах является предоставление пользователям полной, правдивой и непредубежденной информации о доходах, затратах, прибылях и убытках от деятельности предприятия за отчетный период.

Форма Отчета о финансовых результатах является приложением к этому Положению (стандарта).

Для малых предприятий предполагается сокращенная фор­ма отчета о финансовых результатах.

Признание доходов и затрат

При условии, что оценка дохода может быть достоверно определена, доход в Отчете о финансовых результатах отобра­жается в момент поступления актива или погашения обя­зательства, которые приводят к увеличению собственного капи­тала предприятия (кроме возрастания капитала за счет взносов участников).

При условии, что оценка затрат может быть достоверно определена, затраты отображаются в Отчете о финансовых результатах в момент выбытия актива или увеличения обязательства, которые приводят к уменьшению собственного капитала предприятия (кроме уменьшения капитала за счет его изъятия или распределения собственниками).

Если актив обеспечивает экономические выгоды на протяжении нескольких отчетных периодов, то затраты отображаются в Отчете о финансовых результатах на основе систематического и рационального их распределения (например, в виде амортизации) на протяжении тех отчетных периодов, когда поступают соответствующие экономические выгоды.

Затраты следует немедленно отображать в отчете о фи­нансовых результатах, если экономические выгоды не отвечают или перестают отвечать такому состоянию, при котором они признаются активами предприятия.

Свертывание доходов и затрат не разрешается, кроме случаев, предусмотренных соответствующими положениями (стандартами) Показатели непрямых налогов, вычитания из дохода, себестоимости, затрат и убытков приводятся в скобках.

Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ услуг) определяется путем вычитания из дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) соответствующих налогов, сборов, скидок и пр.

В статье "Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг)" отображается производственная себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) или себестоимость реализованных товаров. Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) определяется в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета 9 "Запасы", 16 "Затраты".

В статье "Прочие операционные доходы"

отображаются суммы прочих доходов от операционной деятельности предприятия, кроме дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг): доход от операционной аренды активов; доход от операционных курсовых разниц; возмещение ранее списанных активов; доход от реализации оборотных активов (кроме финансовых инвестиций) и пр.

В статье "Административные затраты" отображаются общехозяйственные затраты, связанные с управлением и обслу­живанием предприятия

В статье "Затраты на сбыт" отображаются затраты пред­приятия, связанные с реализацией продукции (товаров) затраты на содержание подразделений, которые занимаются сбытом продукции (товаров), рекламу, доставку продукции
потребителям и т.п.

В статье "Прочие операционные затраты" отображают­ся себестоимость реализованных производственных запасов; сомнительные (безнадежные) долги и потери от обесценивания запасов; потери от операционных курсовых разниц; признан­ные экономические санкции; отчисления для обеспечения по­следующих операционных затрат, а также все прочие затраты, возникающие в процессе операционной деятельности предпри­ятия (кроме затрат, которые включаются в себестоимость про­дукции, товаров, работ, услуг).

Прибыль (убыток) от операционной деятельности опре­деляется как алгебраическая сумма валовой прибыли (убытка), прочего операционного дохода, административных затрат, зат­рат на сбыт и прочих операционных затрат.

В статье "Доход от участия в капитале" отображается доход, полученный от инвестиций в ассоциированные, дочерние или совместные предприятия, учет которых осуществляется по методу участия в капитале.

В статье "Прочие финансовые доходы" отображаются дивиденды, проценты и прочие доходы, полученные от финан­совых инвестиций (кроме доходов, которые учитываются по методу участия в капитале).

В статье "Прочие доходы" отображается доход от реа­лизации финансовых инвестиций, необоротных активов и иму­щественных комплексов; доход от неоперационных курсовых разниц и прочие доходы, которые возникают в процессе обыч­ной деятельности, но не связаны с операционной деятельностью предприятия.

В статье "Финансовые затраты" отображаются затраты на проценты и прочие затраты предприятия, связанные с при­влечением заемного капитала.

В статье "Потери от участия в капитале" отображается убыток, вызванный инвестициями в ассоциированные, дочерние или совместные предприятия, учет которых осуществляется по методу участия в капитале.

В статье "Прочие затраты" отображаются себестои­мость реализации финансовых инвестиций, необоротных ак­тивов, имущественных комплексов; потери от неоперацион­ных курсовых разниц; потери от уценки финансовых инвестиций и необоротных активов; прочие затраты, которые возникают в процессе обычной деятельности (кроме финансовых затрат), но не связаны с операционной деятельностьюпредприятия.

Прибыль (убыток) от обычной деятельности до налого­обложения определяется как алгебраическая сумма прибыли(убытка) от операционной деятельности, финансовых и
прочих доходов (прибылей), финансовых и прочих затрат (убытков).

В статье "Налоги на прибыль" отображается сумма налогов на прибыль от обычной деятельности, определенная в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 17 "Налог на прибыль".

Прибыль от обычной деятельности определяется как разница между прибылью от обычной деятельности до налогообложения и суммой налогов на прибыль. Убыток от обычной деятельности равняется убытку от обычной деятельности до налогообложения и сумме налогов на прибыль.

В статьях "Чрезвычайные доходы" и "Чрезвычай­ные затраты" отображаются соответственно: невозмещенные потери от чрезвычайных событий (стихийного бед­
ствия, пожаров, техногенных аварий и т.п.), включая затраты на предотвращение возникновению потерь от сти­хийного бедствия и техногенных аварий, которые определе­
ны за вычитанием суммы страхового возмещения и покры­тия потерь от чрезвычайных ситуаций за счет других источников; доходы и потери от других событий и опе­раций, которые отвечают определению чрезвычайных собы­тий, приведенному в этом Положении (стандарте). Потери от чрезвычайных событий отображаются за вычитанием суммы, на которую уменьшается налог на прибыль от обычной дея­тельности вследствие этих потерь. Содержание и стоимостную оценку доходов или затрат от каждого чрезвычайного события следует отдельно раскрывать в примечаниях к финансовым
отчетам.

В статье "Налоги на чрезвычайную прибыль" отобра­жается сумма налогов, которая подлежит уплате с прибыли от чрезвычайных событий.

Чистая прибыль (убыток) рассчитывается как алгебра­ическая сумма прибыли (убытка) от обычной деятельности и чрезвычайной прибыли, чрезвычайного убытка и налогов на чрезвычайную прибыль.

 

Учетные регистры и формы бухгалтерского учета

С целью хронологического, систематического или комбини­рованного накопления, группирования и обобщения информа­ции о хозяйственных операциях, которые содержатся в приня­тых к учету первичных документах, используются учетные регистры (книги, ведомости, журналы и пр.).

Исходя из этого, можно отметить, что учетный регистр пред­ставляет собой способ группирования информации из первич­ных документов, который отображает изменения в структуре объектов бухгалтерского учета за определенный промежуток времени.

Учетные регистры составляются ежемесячно, подписывают­ся исполнителями и главным бухгалтером или лицом, на кото­рое возложено ведение бухгалтерского учета предприятия Ведение учетных регистров и контирование документов пер­вичного учета осуществляются с применением, по меньшей ме­ре, кода класса счетов и кода синтетического счета.

Разрез (детализация) аналитической информации в регист­рах бухгалтерского учета предприятием может расширяться, из­меняться, в зависимости от конкретных потребностей.

Аналитические данные в учетных регистрах должны согла­совываться с данными синтетического учета на последнее число месяца.

Хозяйственные операции отображаются в учетных регист­рах во время поступления первичных документов или итогами за месяц, в зависимости от характера и содержания операций. Информация в учетные регистры переносится после проверки первичных документов по форме и содержанию.

Итоговые записи в регистрах сверяются с данными пер­вичных документов, которые были основанием для записей в них.

На документах, данные которых включены в учетные реги­стры, отмечают номера соответствующих учетных регистров и порядковые номера записей в них (номер строки). По докумен­там, данные которых отображены в учетных регистрах общим итогом, номер регистра и номер записи указывают на отдель­ном листе, который прилагается к сброшюрованным докумен­там.

В учетных регистрах, показатели которых переносят в Глав­ную книгу или в другие учетные регистры, делают соответству­ющую пометку об этом в соответствующей строке регистра.

Предприятия для проверки правильности составления учет­ных регистров могут применять оборотную ведомость по счетам бухгалтерского учета, которая состоит из данных оборотов на счетах бухгалтерского учета Главной книги после занесения в нее оборотов из всех журналов. Обороты по дебету счетов и кре­диту счетов также должны быть равными.

Информация о хозяйственных операциях предприя­тия за отчетный период (месяц, квартал, год) из учетных ре­гистров используется для составления финансовой отчет­ности.

Регистры бухгалтерского учета построенные согласно кор­респонденции счетов бухгалтерского учета, которая установле на Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных опе­раций предприятий и организаций, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 30 ноября 1999 г. № 291.

В свою очередь, форма бухгалтерского учета выступает как определенная система регистров бухгалтерского учета, по­рядка и способа регистрации и обобщения информации в них. Она избирается предприятиями самостоятельно с соблюдени­ем единых основ бухгалтерского учета и с учетом особеннос­тей своей деятельности и технологии обработки учетных дан­ных.

Исходя из практики, наиболее распространенными форма­ми бухгалтерского учета на данное время есть журнально-ордерная форма, упрощенная и автоматизированная (компьютерная) формы бухгалтерского учета.

Итак, рассмотрим детально указанные формы бухгалтерско­го учета.

Журнально-ордерная форма учета

Приказом Министерства финансов Украины № 356 от 29.12.2000 г. были утверждены "Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета".

Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета направлены па обобщение в регистрах бухгалтерского учета (кроме регистра внебалансового учета) методом двойной записи информации о наличии и движении активов, капитала, обязательств и факты финансово-хозяйст­венной деятельности предприятий, организаций и других юри­дических лиц (кроме банков и бюджетных учреждений), их фи­лиалов, отделений, представительств независимо от форм собственности, организационно-правовых форм и видов дея­тельности, на накопление аналитических данных о составе и движении активов, капитала и обязательств, доходов, затрат, финансовых результатов.

 

Организация документооборота и хранения документов

Все документы с момента их создания до передачи в архив проходят определенный путь.

Процесс от сосавления бухгалтерского документа или полу­чения документа от другого предприятия до его сдачи в архив называется документооборотом.

Документооборот можно поделить на четыре этапа:

1) составление документов в первичных подразделениях;

2) передача оформленных документов для проверки и обра­ботки в бухгалтерию предприятия;

3) движение документов при обработке и осуществлении на их основании учетных записей;

А) движение документов от места обработки к месту хране­ния - архива.

Следует отметить, что эффективность принятых управлен­ческих решений на предприятии прямо зависит от оперативнос­ти (скорости) организованного документооборота. Для получе­ния своевременной и качественной информации необходимо организовать такую систему сбора и обработки документов, ко­торая бы обеспечивала ускорение документооборота.

С целью упорядочения движения и своевременного получе­ния первичных документов для записей в бухгалтерском учете

приказом руководителя предприятия, учреждения устанавлива­ется график документооборота, в котором указываются дата со­здания или получения от других предприятий и учреждений до­кументов, передача в обработку и о архив.

График документооборота на предприятии, в учреждении должен обеспечивать оптимальное количество подразделений и исполнителей, через которых проходит каждый первичный до­кумент, определять минимальный срок его нахождения в под­разделении, а также оказывать содействие улучшению учетной работы, усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышению уровня его механизации и автоматизации.

График документооборота оформляется в виде схемы или перечня работ по создаилю, проверке и обработке документов, которые выполняются каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаи­мосвязи и сроков выполнения работ.

Работники предприятия, учреждения создают и подают пер­вичные документы, которые относятся к сфере их деятельности, ергласно графика документооборота. Для этого каждому исполни­телю выдастся выписка из графика. В ней приводится перечень до­кументов, оформление которых относится к функциональным обя­занностям исполнителя, сроки их представления и подразделения предприятия, учреждения, в которые передаются эти документы.

Контроль за соблюдением исполнителями графика доку­ментооборота на предприятии, в учреждении осуществляется главным бухгалтером. Требования главного бухгалтера относи­тельно порядка предоставления в бухгалтерию или на вычисли­тельную установку необходимых документов и сведений есть обязательными для всех подразделений и служб предприятия.

Исходя из указанного, отметим, что отсутствие надлежащего порядка при составлении и обработке документов есть главной при­чиной несвоевременногх) предоставления финансовой отчетности, и, как следствие, и отставания при принятии необходимых управлен­ческих решений, осуществлении полноценного контроля и аудита.

Хранение документов

 

Требования относительно хранения на предприятиях бух­галтерских документов изложены в Положении о документаль­ном обеспечении записей бухгалтерского учета (приказ Минис­терства финансов Украины № 88 от 24.05.1995 г.).

Первичные документы и учетные регистры, которые прошли обработку, бухгалтерские отчеты и балансы подлежат обязательной передаче в архив, а к моменту передачи должны храниться в бух­галтерии в специальных помещениях или закрытых шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером.

Бланки строгой отчетности должны храниться в сейфах, ме­таллических шкафах или специальных помещениях, которые обеспечивают их сохранность.

Порядок хранения документов на машиносчитываемых но­сителях определяется указаниями по организации бухгалтерско­го учета с использованием вычислительной техники.

Первичные документы текущего месяца, которые прошли об­работку ручным способом и относятся к соответствующему учет­ному регистру, комплектуются в хронологическом порядке, нуме­руются, переплетаются и сопровождаются справкой для архива.

Срок хранения первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов в архиве предприятия, учреж­дения определяется в соответствии с "Перечнем типовых доку­ментов, которые создаются в процессе деятельности органов государственной представительной и исполнительной власти и местного самоуправления, других учреждений, организаций и предприятий" утвержденным Главным архивным управлением при Кабинете Министров Украины № 41 от 20.07.1998 г.

Хранение первичных документов и учетных регистров, кото­рые прошли обработку и были основанием для составления от­четности, а также бухгалтерских отчетов и балансов, оформле­ние и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер предприятия, учреждения.

Выдача первичных документов, учетных регистров, бухгал­терских отчетов и балансов из бухгалтерии и из архива предпри­ятия, учреждения работникам других структурных подразделе­ний может проводиться только по решению главного бухгалтера.

Изъятие первичных документов, учетных регистров, бухгал­терских отчетов и балансов у предприятий, учреждений может быть осуществлено только по постановлению органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судов, государст­венной контрольно-ревизионной и налоговой служб в соответст­вии с действующим законодательством Украины. Изъятие оформляется протоколом (актом), копия которого вручается под

расписку соответствующему должностному лицу предприятия, учреждения.

С разрешения и в присутствии представителей органов, ко­торые осуществляют изъятие, соответствующие должностные лица предприятия, учреждения могут спять копии и составить реестр документов, которые изымаются, с указанием оснований и даты их изъятия.

Если изымаются тома документов, которые недооформле-ны (не переплетены, не пронумерованы и т.п.), то с разрешения и в присутствии представителей органов, которые проводят изъятие, соответствующие должностные лица предприятия, уч­реждения могут дооформить эти тома (сделать описание, про­нумеровать листы, прошнуровать, опечатать, удостоверить своей подписью и печатью).

Органы, которые изъяли документы, обеспечивают пред­приятиям, упреждениям по их письменным обращениям воз­можность сделать выписку, извлечение, копию документов для выдачи справок по обстоятельствам в соответствии с законода­тельством.

В случае возвращения указанными органами документов, которые были раньше изъяты, такие документы принимаются под расписку соответствую)ним должностным лицом предприя­тия, учреждения и вместе с решением о возвращении подшива­ются к тем же томам, из которых были изъяты и в которых на­ходятся постановления об изъятии, реестре и копиях таких документов.

В случае пропажи или уничтожения первичных докумен­тов, учетных регистров и отчетов руководитель предприятия, уч­реждения письменно сообщает об этом правоохранительные ор­ганы и приказом назначает комиссию для установления перечня отсутствующих документов и расследования причин их пропа­жи или уничтожения.

Для участия в работе комиссии приглашаются представите­ли следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.

Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем предприятия, учреждения. Копия акта направляется органу, в сфере управления которого нахо­дится предприятие, учреждение, а также государственной нало­говой инспекции - предприятиями и местному финансовому органу - учреждениями в 10 дневный срок.

 

 

РАЗДЕЛ 2.СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

«АУДИТ»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.