Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль и место государственного сектора в экономике

Особенности управления государственными предприятиями

Роль и место государственного сектора в экономике

Развитая рыночная экономика базируется на достаточно отла­женной системе взаимодействия различных форм собственности, среди которых особое место занимает государственная собствен­ность. Государство, с одной стороны, выступает как собственник имущества и предприниматель, а с другой — как регулятор соци­ально-экономических процессов. Государственная собственность является важнейшим инструментом проведения политики госу­дарства. Поэтому первостепенное значение приобретает пробле­ма эффективного управления государственной собственностью. Среди ее разновидностей выделяются собственность государства, находящаяся под его прямым контролем; государственная акци­онерная собственность со 100-процентным участием государства в акционерном капитале; смешанная государственно-частная соб­ственность с контрольным пакетом акций в руках государства; участие государства в капитале частных фирм.

Процесс формирования государственной собственности осущест­вляется, как правило, на основе: 1) национализации государством объектов, находящихся в частной или смешанной собственности; 2) создания новых объектов за счет средств государственного бюд­жета; 3) выкупа государством объектов у частного капитала. Раз­мер государственного сектора в каждой стране различен и опре­деляется рядом взаимосвязанных факторов: исторически сложивши­мися условиями страны, современной стадией ее развития, ее местом в мирохозяйственных связях, конкурентоспособностью националь­ной экономики, социально-экономическими, историческими, куль­турными и другими особенностями. В состав государственной соб­ственности могут входить земельные угодья, промышленные пред­приятия, военные объекты, ресурсы недр, электроэнергетика, транспорт (автомобильные и железные дороги, авиакомпании), связь (телеграф, телефон, почта) и т.п. О неуклонном росте государствен­ных расходов в индустриально развитых странах (в процентах к ВВП) за последние более чем 100 лет свидетельствуют данные табл. 40.1. Масштабы государственной собственности значительно рас­ширились в ряде стран в результате проводимых правительствами мер по спасению от банкротства предприятий, представляющих ин­терес для государства с точки зрения перспективных целей, но име­ющих низкую капиталоотдачу и, следовательно, не представляющих интереса для частных инвесторов. Это также многие крупномас­штабные проекты, имеющие большое социально-экономическое и стратегическое значение для страны, но требующие аккумуля­ции значительных денежных средств. Границы государственной собственности в различных странах постоянно изменяются и за­висят как от исторических условий, так и от современных задач. Соответственно различаются и изменяются методы управления го­сударственной собственностью В странах с развитой рыночной экономикой существуют не­сколько типов государственных предприятий. В первую очередь это собственно государственные предприятия, находящиеся под пря­мым контролем государственных органов управления (табл. 40.2). Высшее руководство таких предприятий назначается правитель­ством, а их доходы и расходы непосредственно включаются в го­сударственный бюджет. Широкое распространение получают предприятия смешанной частно-государственной формы, где го­сударству принадлежит часть акций компании или их конт­рольный пакет. Кроме того, государство посредством заключения договорных отношений с предприятиями частного сектора связы­вает эти предприятия соответствующими обязательствами и тем самым устанавливает отношения формальной субординации с негосударственным сектором экономики.

 

 

 

 

В августе 2002 г. в России насчитывалось 9810 федеральных го­сударственных унитарных предприятий. Концепция управления государственным имуществом, одобренная Правительством РФ, определила принципы и приоритеты в области управления и рас­поряжения государственным имуществом, усиления контроля и регулирования в государственном секторе экономики. По данным Госкомстата России, в 1999 г. доля государственного сектора в общем объеме производства промышленной продукции составляла 10,2%, сельскохозяйственной продукции — 14,3%. Доля государ- ственных предприятий в общем объеме перевозок грузов автомо­бильным транспортом достигала 9%, морским — 1,4, внутренним водным — 14,7, воздушным — 18,7 и только железнодорожным — 100%.

Отсутствие достаточно детализированной и обоснованной сис­темы требований к задачам государственного сектора обусловило непоследовательность правительственной политики по управлению государственной собственностью. А это, в свою очередь, негатив­но влияет на инвестиционную привлекательность предприятий государственного сектора, обусловливает импульсивность прини­маемых решений, в том числе и по замещению руководящих долж­ностей. Конфликт предпринимательских и общественных инте­ресов в ходе деятельности государственных предприятий и учреж­дений затрудняет оценку качества менеджмента. Крайне сложно определить, является ли плохое финансовое состояние предпри­ятия следствием обязательного соблюдения общественных инте­ресов или низкой квалификации менеджеров.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Занятия обычно строятся по следующему плану | Особенности управления государственными предприятиями
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.