Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И интермодальных перевозок. Показатели качества транспортного обслуживания грузовладельцев




 

В настоящее время вопросу развития комбинированных перевозок прежде всего на основе широкого применения перевозок крупнотоннажных контейнеров уделяется первостепенное внимание. В этом главный резерв повышения конкурентоспособности железной дороги, увеличения объемов перевозок и в конечном итоге залог финансово-экономической стабильности отрасли. Обострение конкуренции на рынке транспортных услуг, стремление Казахстана к интеграции в мировую транспортную систему стимулирует внедрение новых технологий перевозок грузов, позволяющих увеличить объем перевозок и успешно конкурировать с другими видами транспорта. Как известно технология комбинированных перевозок как вид смешанной перевозки первоначально получило распространение на Европейском континенте как реакция на запрещение грузовых автоперевозок в экологически охраняемых зонах. В дальнейшем при государственной поддержке в различных странах комбинированные перевозки оказались эффективным средством преодоления конкурентных отношений и перевод их в отношения сотрудничества между предприятиями железнодорожного и других видов транспорта. Одним из приоритетных направлений в этом процессе является разви­тие прогрессивных комбинированных перевозок грузов: железнодорожно-автомобильных, железнодорожно-морских, автомобильно-морских.

Основой планово-экономической координации работы разных видов транспорта является единая система перевозок, позволяющая правильно распределять их по каждому виду транспорта с выделением перевозок в смешанных сообщениях с участием нескольких видов транспорта.

При смешанных перевозках доставка груза осуществляется последовательно несколькими видами транспорта с передачей груза в пунктах пе­ревалки с одного вида транспорта на другой. Несмотря на достаточно ши­рокое развитие смешанных перевозок, в транспортной системе только относительная небольшая их часть учитывается статистикой как фактически смешанная и именуется прямыми смешанными перевозками. Прямые смешанные перевозки оформляются одним перевозочным документом - накладной на весь путь следования. При этом от клиентуры не требуется переоформления документов, сокращаются сроки хранения грузов в пунктах перевалки. При выборе интермодального маршрута доставки груза грузоотправи­телю (товаропроизводителю или потребителю или его агенту - экспедито­ру) приходится давать стоимостную и качественную оценку следующим факторам: сроку доставки, степени сохранности, условиям страхования и финансирования, фрахтовую, маркетинговую политику отраслей транспорта и терминалов, условия и стоимость хранения, контрактные графики постав­ки.

Мировая практика свидетельствует: перспективное развитие - это переход от конкуренции между отдельными видами транспорта к интермодальным, комбинированным перевозкам, к обслуживающим их крупным транспортным системам с единым центром организации и управления процессом доставки грузов. В таких транспортных системах резко возрастает роль оператора как организатора перевозок и функционирования мощных товаропроводящих систем.

Под интермодальными перевозками можно подразумевать последовательную перевозку грузов несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки самого груза при его перевалке на другой вид транспорта. Большая часть интермодаль­ных перевозок приходится на перевозку контейнеров.

Технология комбинированных перевозок позволяет удовлетворить

спрос грузовладельцев на ускоренную доставку грузов и доставку грузов в точно установленный срок. Следует отдать предпочтение 2-м основным технологическим схемам комбинированных перевозок. Первая схема предусматривает перевозку контейнеров на расстояние до 300км автомобильным транспортом на базовые терминалы железных дорог от грузовладельцев и соответственно в обратном направлении. Во второй схеме предусматривается перевозка автопоездов, полуприцепов, съемных кузовов между крупными грузообразующими центрами международным и внутренним сообщением железнодорожным транспортом. Такая перевозка может рассматриваться как новый вид транспортной услуги автоперевозчика, реализуемой - силами железных дорог.

Эффективность первой схемы комбинированных перевозок достигается за счет сгущения слабых контейнеропотоков для отправки контейнерными поездами на выделенных направлениях транспортных коридоров. В целях более полного удовлетворения интересов и потребностей грузовладельцев при контейнерных перевозках, сокращение сроков доставки грузов и обеспечение их сохранной перевозки необходимо увеличить количество направлений для курирования специализированных контейнерных поездов. Для реализации второй схемы комбинированных перевозок необходимо прежде всего реконструировать или построить действующий контейнерный и специализированные терминалы для переработки грузовых единиц комбинированных перевозок, создать, закупить специализированный подвижной состав за счет значительных инвестиций. К такому специализированному подвижному составу относятся: скоростные специализированные платформы для перевозки контейнеров, что позволит обеспечить удовлетворение самых высоких требований грузоотправителей и грузополучателей по скорости и срочности доставки; платформы с раздвижными колесными парами для перевозки автопоездов и контрейлеров, конструкция которых позволит существенно сократить продолжительность смены тележек в пунктах перестановки с широкой на узкую колею и наоборот, ускорит доставку грузов к грузополучателю. Конструкция специализированных платформ позволяет осуществлять 2 варианта ее загрузки и разгрузки: самозаезд автомобилей и механизированную загрузку-разгрузку полуприцепов. В рамках ОСЖД действует соглашение по комбинированным перевозкам сообщением Европа-Азия, которое с января 1997 года открыто для подписания желающими членами ОСЖД. Развитие комбинированных перевозок вызывает необходимость решения и других задач, неразрывно связанных с реализацией тех преимуществ, которые эти перевозки дают для улучшения качества обслуживания грузополучателей и грузоотправителей.

Также необходимо обновить парк погрузо-разгрузочных машин и механизмов и грузозахватного оборудования для переработки 40-футовых контейнеров и контрейлеров. Необходимость решения этой проблемы связана с тем, что традиционная технология работ контейнерных терминалов на железных дорогах предусматривает переработку контейнеров козловыми кранами. В связи с ростом объемов перевозок грузов в 40-футовых контейнерах требуется модернизация кранового хозяйства. Немаловажную роль играет создание и внедрение автоматизированных систем слежения за контейнерами на всем пути следования при комбинированных перевозках. Внедрение ее обеспечит представление пользователям услуг смешанных перевозок оперативную информацию о местонахождении контейнеров в пути следования. Это позволит наиболее эффективно осуществлять контроль за выполнением срока доставки. Особенно это важно при реализации таких услуг, как доставка в обусловленное договором на перевозку время отдельных грузов строго по расписанию. Внедрение безбумажной технологии, также будет распространяться и на комбинированные перевозки. Это позволит существенно ускорить процесс оформления перевозочной и другой документации, исключить рутинные операции при их оформлении, повысить сохранность перевозимых грузов, исключить негативные факторы, как утеря перевозочных документов а также упростить существующую громоздкую систему документооборота.

Необходимо внедрить автоматизированную систему процесса считывания и регистрация информации о номерах вагонов и контейнеров и другой информации. Все это позволит казахстанским перевозчикам соответствовать требованиям Международных стандартов ИСО «Грузовые контейнеры» и «Автоматическая идентификация».

Необходима гармонизация правил перевозок, перевозочной документации и других нормативных правовых документов по комбинированным перевозкам, действующих в различных странах Восточной и Западной Европы, принадлежащих к различным транспортным системам. По моему мнению некоторые из перечисленных задач, в том числе и нерешенных или находящихся в стадии решения, актуальны не только для казахстанских железных дорог. Поэтому для скорейшего их решения, дальнейшего прогресса достижения единых целей всех транспортников - увеличения объемов перевозок и удовлетворения потребности клиентов в перевозках, необходимо перейти к конструктивному сотрудничеству. У контейнерных перевозок, которые обеспечивают технологическое единство различных видов транспорта, огромное будущее. Очевидно, что для наиболее эффективного развития этого вида перевозок необходимо вне­дрение логистических центров и гибкая тарифная система.

Под качеством транспортного обслуживания клиентуры по контейнерным перевозкам обычно подразумевают полноту, скорость, своевременность или равномерность доставки и сохранность гру­зов, безопасность перевозок, а также комплексность, доступ­ность и культуру обслуживания потребителей транспортных ус­луг. При этом, в отличие от пассажирских перевозок, мероприя­тия по обеспечению качества перевозок контейнеров направлены не только на объект или предмет перевозки, но и на их собственни­ков, т. е. грузовладельцев.

Следует учитывать, что в условиях усиливающейся конкурен­ции между видами транспорта повышение качества транспортно­го обслуживания грузовладельцев становится одним из главных путей завоевания или расширения транспортного рынка. Для этого необходимо хорошо знать запросы потребителей транс­портных услуг, возможности конкурентов и свои собственные, правильно определять маркетинговую стратегию транспортного обслуживания конкретных грузовладельцев и умело ее реализовывать. Эта стратегия должна прежде всего предусматривать высокий уровень качества предлагаемых транспортных услуг, спо­собных удовлетворять потребности грузовладельцев лучше, чем у конкурента. Следовательно, качество транспортных услуг, как и любой другой продукции, — понятие относительное и может быть измерено количественно с помощью определенных показа­телей (измерителей).

Основными показателями качества транспортного обслужива­ния грузовладельцев являются: степень удовлетворения спроса по объему перевозок контейнеров за определенный период времени (год, квартал, месяц и более короткие сроки); степень ритмично­сти или регулярности перевозок контейнеров; выполнение установлен­ных сроков доставки контейнеров; степень сохранности перевозимых грузов. Важным качественным показателем на транспорте явля­ется также уровень безопасности перевозок, который частично учитывается в показателе «сохранность грузов».

В настоящее время значение показателя объема перевозок несколько повысилось, достаточно точно его определить довольно сложно. В процессе производства по вине грузовладельцев бывают случаи непредъявления груза по плану погрузки из-за технологических сбоев, непоступления сырья, неплатежей или по другим причинам. Одновременно возможен и сверхплановый спрос на перевозки. Следовательно, значения планового спроса должны корректироваться (уменьшаться или увеличиваться) в согласо­ванные грузовладельцами и транспортом сроки. В связи с этим большое значение имеет проведение маркетинговых исследова­ний для определения оптимального значения планового спроса на перевозки контейнеров тем или иным видом транспорта. Эти иссле­дования должны предусматривать экономическое обследование районов тяготения транспортных предприятий, определение уровня транспортной обеспеченности грузовладельцев и макси­мальный учет их интересов. В условиях конкуренции выигрывает тот субъект транспортного рынка (вид транспорта), который предложит грузовладельцам лучшее качество в их транспортном обслуживании и приемлемую цену перевозки.

Нормативный интервал поставок продукции устанавливается в заключении договора или согласовании заявок на перевозки между грузовладельцами и транспортными органами. Этот ин­тервал устанавливается в определенном диапазоне времени (min—max) в сутках в расчете на производственные и страховые запасы предприятий. При выявлении нарушения нормативного интервала поставок очень важно установить причину этого от­клонения (не предъявление груза отправителями согласно плану перевозок или несвоевременная подача подвижного состава под погрузку).

Показатель регулярности перевозок грузов характеризует как качество работы транспор­та, так и равномерность производства и предъявления грузов к перевозке и в значительной мере зависит от рода перевозимой продукции.

Показатель уровня выполнения установленных сроков доставки контейнеров иногда определяют соотношением средних фактических и нормативных сроков доставки грузов. При этом средний фактический срок доставки определяется как частное от деления суммы контейнеро-суток на количество отправленных контейнеров. Одна­ко следует учитывать существенные различия между результата­ми соотношений средних значений и соблюдением установлен­ных сроков доставки по конкретным отправкам (корреспонденциям) контейнеров. Транспортная услуга, как правило, не взаимозаме­няема. И тот факт, что одному клиенту груз доставлен значительно быстрее установленной нормы, не восполняет потерь, ко­торые понесет другой клиент, получивший груз с просрочкой времени доставки.

Ускорение доставки контейнеров и соблюдение установленных сро­ков доставки имеют большое экономическое значение для грузо­владельцев, так как оказывают прямое влияние на размеры оборотных средств. В связи с этим транспорт выплачивает со­лидные штрафы за превышение сроков доставки грузов. Размеры этих штрафов в расчете на 1 т перевезенных грузов и количество грузов, срок доставки по которым выше нормативного, в значительной мере характеризуют качество работы той или иного вида транспорта.

В размеры потерь продукции в процессе перемещения, как правило, включаются только потери грузов сверх установленных норм естественной убыли, разработанных по родам грузов на всех видах транспорта. К сожалению, систематический учет этих потерь не налажен. Причинами потерь грузов являются недостатки в подго­товке груза и подвижного состава к перевозкам, нарушения в технологии грузовых работ и перевозок контейнеров, аварии и порча грузов в процессе транспортиров­ки. Транспорт выплачивает грузовладельцам значительные сум­мы штрафов за несохранность грузов. Однако эти штрафы часто не покрывают и половины нанесенного ущерба. Ведь безвозврат­но теряется фактически произведенная и оплаченная продук­ция, наносится существенный материальный и экономический ущерб грузоотправителю, в том числе и транспорту.

Кроме прямых (текущих) потерь грузов, целесообразно учи­тывать и косвенные потери народного хозяйства из-за недоста­точного развития транспортной инфраструктуры в стране (не­хватка благоустроенных автодорог, низкая транспортная обес­печенность многих районов, не комплексность транспортного об­служивания и т. п.). По некоторым оценкам эти потери намного превосходят стоимость текущих потерь грузов на транспорте.

Таким образом, запросы потребителей по качеству транспорт­ного обслуживания удовлетворяются на 80—82%. Отметим, что речь идет только о наиболее очевидных текущих показателя, качества транспортных услуг без учета косвенных потерь от некачественного (недостаточного) транспортного обслуживания. Кроме того, здесь не учитывались и другие количественно трудноопределяемые оценки, как, на­пример, уровень культуры обслуживания, быстрота выполнения заказов (заявок) и оформления перевозочных документов, гиб­кость тарифной политики, уровень транспортно-экспедиционного обслуживания и комплексность транспортных услуг с достав­кой контейнеров «от двери до двери» и «точно в срок» и т. п. С учетом этих оценок общий уровень качества транспортного обслужива­ния клиентуры будет значительно ниже.

Конкурентоспособностью товаров и услуг называется их спо­собность отвечать качественным требованиям конкурентного рынка в данный момент времени и превосходить по потреби­тельским свойствам подобные товары и услуги конкурентов. Для обеспечения таких качественных требований потребителей транспортных услуг, как правило, требуются затраты, и порой значительные, например для ввода специализированного под­вижного состава. Поэтому конкурентоспособность транспорт­ных услуг определяется не только натуральными, но и стоимост­ными показателями и прежде всего их эффективностью, т. е. со­отношением результатов и затрат.

Таким образом, предприятиям транспорта, независимо от форм собственности, чтобы успешно работать на транспортном рынке, необходимо обеспечить высокий уровень показателей качества транспортного обслуживания клиентуры, эффектив­ность транспортного производства и надлежащую конкуренто­способность транспортных услуг

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.