КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И интермодальных перевозок. Показатели качества транспортного обслуживания грузовладельцев
В настоящее время вопросу развития комбинированных перевозок прежде всего на основе широкого применения перевозок крупнотоннажных контейнеров уделяется первостепенное внимание. В этом главный резерв повышения конкурентоспособности железной дороги, увеличения объемов перевозок и в конечном итоге залог финансово-экономической стабильности отрасли. Обострение конкуренции на рынке транспортных услуг, стремление Казахстана к интеграции в мировую транспортную систему стимулирует внедрение новых технологий перевозок грузов, позволяющих увеличить объем перевозок и успешно конкурировать с другими видами транспорта. Как известно технология комбинированных перевозок как вид смешанной перевозки первоначально получило распространение на Европейском континенте как реакция на запрещение грузовых автоперевозок в экологически охраняемых зонах. В дальнейшем при государственной поддержке в различных странах комбинированные перевозки оказались эффективным средством преодоления конкурентных отношений и перевод их в отношения сотрудничества между предприятиями железнодорожного и других видов транспорта. Одним из приоритетных направлений в этом процессе является развитие прогрессивных комбинированных перевозок грузов: железнодорожно-автомобильных, железнодорожно-морских, автомобильно-морских. Основой планово-экономической координации работы разных видов транспорта является единая система перевозок, позволяющая правильно распределять их по каждому виду транспорта с выделением перевозок в смешанных сообщениях с участием нескольких видов транспорта. При смешанных перевозках доставка груза осуществляется последовательно несколькими видами транспорта с передачей груза в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой. Несмотря на достаточно широкое развитие смешанных перевозок, в транспортной системе только относительная небольшая их часть учитывается статистикой как фактически смешанная и именуется прямыми смешанными перевозками. Прямые смешанные перевозки оформляются одним перевозочным документом - накладной на весь путь следования. При этом от клиентуры не требуется переоформления документов, сокращаются сроки хранения грузов в пунктах перевалки. При выборе интермодального маршрута доставки груза грузоотправителю (товаропроизводителю или потребителю или его агенту - экспедитору) приходится давать стоимостную и качественную оценку следующим факторам: сроку доставки, степени сохранности, условиям страхования и финансирования, фрахтовую, маркетинговую политику отраслей транспорта и терминалов, условия и стоимость хранения, контрактные графики поставки. Мировая практика свидетельствует: перспективное развитие - это переход от конкуренции между отдельными видами транспорта к интермодальным, комбинированным перевозкам, к обслуживающим их крупным транспортным системам с единым центром организации и управления процессом доставки грузов. В таких транспортных системах резко возрастает роль оператора как организатора перевозок и функционирования мощных товаропроводящих систем. Под интермодальными перевозками можно подразумевать последовательную перевозку грузов несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки самого груза при его перевалке на другой вид транспорта. Большая часть интермодальных перевозок приходится на перевозку контейнеров. Технология комбинированных перевозок позволяет удовлетворить спрос грузовладельцев на ускоренную доставку грузов и доставку грузов в точно установленный срок. Следует отдать предпочтение 2-м основным технологическим схемам комбинированных перевозок. Первая схема предусматривает перевозку контейнеров на расстояние до 300км автомобильным транспортом на базовые терминалы железных дорог от грузовладельцев и соответственно в обратном направлении. Во второй схеме предусматривается перевозка автопоездов, полуприцепов, съемных кузовов между крупными грузообразующими центрами международным и внутренним сообщением железнодорожным транспортом. Такая перевозка может рассматриваться как новый вид транспортной услуги автоперевозчика, реализуемой - силами железных дорог. Эффективность первой схемы комбинированных перевозок достигается за счет сгущения слабых контейнеропотоков для отправки контейнерными поездами на выделенных направлениях транспортных коридоров. В целях более полного удовлетворения интересов и потребностей грузовладельцев при контейнерных перевозках, сокращение сроков доставки грузов и обеспечение их сохранной перевозки необходимо увеличить количество направлений для курирования специализированных контейнерных поездов. Для реализации второй схемы комбинированных перевозок необходимо прежде всего реконструировать или построить действующий контейнерный и специализированные терминалы для переработки грузовых единиц комбинированных перевозок, создать, закупить специализированный подвижной состав за счет значительных инвестиций. К такому специализированному подвижному составу относятся: скоростные специализированные платформы для перевозки контейнеров, что позволит обеспечить удовлетворение самых высоких требований грузоотправителей и грузополучателей по скорости и срочности доставки; платформы с раздвижными колесными парами для перевозки автопоездов и контрейлеров, конструкция которых позволит существенно сократить продолжительность смены тележек в пунктах перестановки с широкой на узкую колею и наоборот, ускорит доставку грузов к грузополучателю. Конструкция специализированных платформ позволяет осуществлять 2 варианта ее загрузки и разгрузки: самозаезд автомобилей и механизированную загрузку-разгрузку полуприцепов. В рамках ОСЖД действует соглашение по комбинированным перевозкам сообщением Европа-Азия, которое с января 1997 года открыто для подписания желающими членами ОСЖД. Развитие комбинированных перевозок вызывает необходимость решения и других задач, неразрывно связанных с реализацией тех преимуществ, которые эти перевозки дают для улучшения качества обслуживания грузополучателей и грузоотправителей. Также необходимо обновить парк погрузо-разгрузочных машин и механизмов и грузозахватного оборудования для переработки 40-футовых контейнеров и контрейлеров. Необходимость решения этой проблемы связана с тем, что традиционная технология работ контейнерных терминалов на железных дорогах предусматривает переработку контейнеров козловыми кранами. В связи с ростом объемов перевозок грузов в 40-футовых контейнерах требуется модернизация кранового хозяйства. Немаловажную роль играет создание и внедрение автоматизированных систем слежения за контейнерами на всем пути следования при комбинированных перевозках. Внедрение ее обеспечит представление пользователям услуг смешанных перевозок оперативную информацию о местонахождении контейнеров в пути следования. Это позволит наиболее эффективно осуществлять контроль за выполнением срока доставки. Особенно это важно при реализации таких услуг, как доставка в обусловленное договором на перевозку время отдельных грузов строго по расписанию. Внедрение безбумажной технологии, также будет распространяться и на комбинированные перевозки. Это позволит существенно ускорить процесс оформления перевозочной и другой документации, исключить рутинные операции при их оформлении, повысить сохранность перевозимых грузов, исключить негативные факторы, как утеря перевозочных документов а также упростить существующую громоздкую систему документооборота. Необходимо внедрить автоматизированную систему процесса считывания и регистрация информации о номерах вагонов и контейнеров и другой информации. Все это позволит казахстанским перевозчикам соответствовать требованиям Международных стандартов ИСО «Грузовые контейнеры» и «Автоматическая идентификация». Необходима гармонизация правил перевозок, перевозочной документации и других нормативных правовых документов по комбинированным перевозкам, действующих в различных странах Восточной и Западной Европы, принадлежащих к различным транспортным системам. По моему мнению некоторые из перечисленных задач, в том числе и нерешенных или находящихся в стадии решения, актуальны не только для казахстанских железных дорог. Поэтому для скорейшего их решения, дальнейшего прогресса достижения единых целей всех транспортников - увеличения объемов перевозок и удовлетворения потребности клиентов в перевозках, необходимо перейти к конструктивному сотрудничеству. У контейнерных перевозок, которые обеспечивают технологическое единство различных видов транспорта, огромное будущее. Очевидно, что для наиболее эффективного развития этого вида перевозок необходимо внедрение логистических центров и гибкая тарифная система. Под качеством транспортного обслуживания клиентуры по контейнерным перевозкам обычно подразумевают полноту, скорость, своевременность или равномерность доставки и сохранность грузов, безопасность перевозок, а также комплексность, доступность и культуру обслуживания потребителей транспортных услуг. При этом, в отличие от пассажирских перевозок, мероприятия по обеспечению качества перевозок контейнеров направлены не только на объект или предмет перевозки, но и на их собственников, т. е. грузовладельцев. Следует учитывать, что в условиях усиливающейся конкуренции между видами транспорта повышение качества транспортного обслуживания грузовладельцев становится одним из главных путей завоевания или расширения транспортного рынка. Для этого необходимо хорошо знать запросы потребителей транспортных услуг, возможности конкурентов и свои собственные, правильно определять маркетинговую стратегию транспортного обслуживания конкретных грузовладельцев и умело ее реализовывать. Эта стратегия должна прежде всего предусматривать высокий уровень качества предлагаемых транспортных услуг, способных удовлетворять потребности грузовладельцев лучше, чем у конкурента. Следовательно, качество транспортных услуг, как и любой другой продукции, — понятие относительное и может быть измерено количественно с помощью определенных показателей (измерителей). Основными показателями качества транспортного обслуживания грузовладельцев являются: степень удовлетворения спроса по объему перевозок контейнеров за определенный период времени (год, квартал, месяц и более короткие сроки); степень ритмичности или регулярности перевозок контейнеров; выполнение установленных сроков доставки контейнеров; степень сохранности перевозимых грузов. Важным качественным показателем на транспорте является также уровень безопасности перевозок, который частично учитывается в показателе «сохранность грузов». В настоящее время значение показателя объема перевозок несколько повысилось, достаточно точно его определить довольно сложно. В процессе производства по вине грузовладельцев бывают случаи непредъявления груза по плану погрузки из-за технологических сбоев, непоступления сырья, неплатежей или по другим причинам. Одновременно возможен и сверхплановый спрос на перевозки. Следовательно, значения планового спроса должны корректироваться (уменьшаться или увеличиваться) в согласованные грузовладельцами и транспортом сроки. В связи с этим большое значение имеет проведение маркетинговых исследований для определения оптимального значения планового спроса на перевозки контейнеров тем или иным видом транспорта. Эти исследования должны предусматривать экономическое обследование районов тяготения транспортных предприятий, определение уровня транспортной обеспеченности грузовладельцев и максимальный учет их интересов. В условиях конкуренции выигрывает тот субъект транспортного рынка (вид транспорта), который предложит грузовладельцам лучшее качество в их транспортном обслуживании и приемлемую цену перевозки. Нормативный интервал поставок продукции устанавливается в заключении договора или согласовании заявок на перевозки между грузовладельцами и транспортными органами. Этот интервал устанавливается в определенном диапазоне времени (min—max) в сутках в расчете на производственные и страховые запасы предприятий. При выявлении нарушения нормативного интервала поставок очень важно установить причину этого отклонения (не предъявление груза отправителями согласно плану перевозок или несвоевременная подача подвижного состава под погрузку). Показатель регулярности перевозок грузов характеризует как качество работы транспорта, так и равномерность производства и предъявления грузов к перевозке и в значительной мере зависит от рода перевозимой продукции. Показатель уровня выполнения установленных сроков доставки контейнеров иногда определяют соотношением средних фактических и нормативных сроков доставки грузов. При этом средний фактический срок доставки определяется как частное от деления суммы контейнеро-суток на количество отправленных контейнеров. Однако следует учитывать существенные различия между результатами соотношений средних значений и соблюдением установленных сроков доставки по конкретным отправкам (корреспонденциям) контейнеров. Транспортная услуга, как правило, не взаимозаменяема. И тот факт, что одному клиенту груз доставлен значительно быстрее установленной нормы, не восполняет потерь, которые понесет другой клиент, получивший груз с просрочкой времени доставки. Ускорение доставки контейнеров и соблюдение установленных сроков доставки имеют большое экономическое значение для грузовладельцев, так как оказывают прямое влияние на размеры оборотных средств. В связи с этим транспорт выплачивает солидные штрафы за превышение сроков доставки грузов. Размеры этих штрафов в расчете на 1 т перевезенных грузов и количество грузов, срок доставки по которым выше нормативного, в значительной мере характеризуют качество работы той или иного вида транспорта. В размеры потерь продукции в процессе перемещения, как правило, включаются только потери грузов сверх установленных норм естественной убыли, разработанных по родам грузов на всех видах транспорта. К сожалению, систематический учет этих потерь не налажен. Причинами потерь грузов являются недостатки в подготовке груза и подвижного состава к перевозкам, нарушения в технологии грузовых работ и перевозок контейнеров, аварии и порча грузов в процессе транспортировки. Транспорт выплачивает грузовладельцам значительные суммы штрафов за несохранность грузов. Однако эти штрафы часто не покрывают и половины нанесенного ущерба. Ведь безвозвратно теряется фактически произведенная и оплаченная продукция, наносится существенный материальный и экономический ущерб грузоотправителю, в том числе и транспорту. Кроме прямых (текущих) потерь грузов, целесообразно учитывать и косвенные потери народного хозяйства из-за недостаточного развития транспортной инфраструктуры в стране (нехватка благоустроенных автодорог, низкая транспортная обеспеченность многих районов, не комплексность транспортного обслуживания и т. п.). По некоторым оценкам эти потери намного превосходят стоимость текущих потерь грузов на транспорте. Таким образом, запросы потребителей по качеству транспортного обслуживания удовлетворяются на 80—82%. Отметим, что речь идет только о наиболее очевидных текущих показателя, качества транспортных услуг без учета косвенных потерь от некачественного (недостаточного) транспортного обслуживания. Кроме того, здесь не учитывались и другие количественно трудноопределяемые оценки, как, например, уровень культуры обслуживания, быстрота выполнения заказов (заявок) и оформления перевозочных документов, гибкость тарифной политики, уровень транспортно-экспедиционного обслуживания и комплексность транспортных услуг с доставкой контейнеров «от двери до двери» и «точно в срок» и т. п. С учетом этих оценок общий уровень качества транспортного обслуживания клиентуры будет значительно ниже. Конкурентоспособностью товаров и услуг называется их способность отвечать качественным требованиям конкурентного рынка в данный момент времени и превосходить по потребительским свойствам подобные товары и услуги конкурентов. Для обеспечения таких качественных требований потребителей транспортных услуг, как правило, требуются затраты, и порой значительные, например для ввода специализированного подвижного состава. Поэтому конкурентоспособность транспортных услуг определяется не только натуральными, но и стоимостными показателями и прежде всего их эффективностью, т. е. соотношением результатов и затрат. Таким образом, предприятиям транспорта, независимо от форм собственности, чтобы успешно работать на транспортном рынке, необходимо обеспечить высокий уровень показателей качества транспортного обслуживания клиентуры, эффективность транспортного производства и надлежащую конкурентоспособность транспортных услуг
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |