Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о развитии

Лекция №11.

Форма модели ССП

 

Направление Стратегические цели Индикаторы (КР1) Оценка
Внутренние процессы      
Обучение и инновации      
Клиенты      
Финансы      

ССП включает в себя ряд подпроцессов, таких как:

• перевод инновационной политики и стратегии инновационного раз­вития в форму определенных критериев и оценочных коэффициен­тов, используемых в рамках тактического управления компанией;

• детализация стратегии на конкретные цели для каждого ниже­стоящего уровня иерархии управления;

• отражение стратегических целей в основных планах компании (бюджетных, финансовых);

• контроль выполнения планов, достижения целевых значений;
• обратная связь.

Процесс реализаиии инновационной политики путем разработки и внедрения ССП состоит из четырех этапов:

разработка сбалансированной системы показателей — трансфор­мирование перспективных планов и стратегии долгосрочного развития в совокупность целей и мероприятий. После заверше­ния разработки система становится одним из звеньев в управ­ленческом процессе;

сцепление — налаживание четких взаимосвязей между различными иерархическими уровнями (высшими управленческими звеньями и вспомогательными звеньями) путем организации и налаживания стратегических коммуникаций, формирования системы соответст­вующих целей и показателей;

планирование — определение направлений развития и путей дости­жения поставленных целей и результатов путем осуществления конкретных программ и плановых мероприятий;

обратная связь и обучение ~ проверка и тестирование теоретической основы стратегий; обновление и корректировка выработанной стра­тегии с учетом полученных знаний и практического опыта.

I. Развитие как разновидность движения.

II. Философские подходы к развитию.

III. Принципы и законы диалектики.

IV. Детерминизм: сущность и виды.

I. Предметом философии является мир и место человека в нём, которые она объединяет понятием «бытие». Но при этом перед философом, как только он указал основные характеристики бытия, сразу же становится важная проблема. Ведь мир подвержен постоянному движению и вполне возможно, что незыблемые в данный момент принципы в следующий миг перестанут функционировать вообще. Поэтому философия уделяет большое внимание процессам движения и развития, стремясь прогнозировать состояние бытия в будущем.

В обыденной речи под движением обычно понимается механическое изменение положения тел в пространстве. Философия подразумевает под движением любые изменения вообще, то есть вполне может быть механическое, химическое, биологическое, социальное и духовное движение. Однако не каждое движение является развитием, хотя всякое развитие по своей сути – движение.

Развитие – это движение, отличающееся необратимостью и направленностью. Направлений развития может быть только два: прогресс (усложнение субъекта) и регресс (упрощение субъекта). При этом процесс развития можно замедлить, но нельзя остановить: как только завершается движение в одном направлении, то в тот же момент начинается обратное движение. Но развитие необратимо, и «откат» представляет собой не возврат на исходную позицию, а образование нового, третьего качества: не то, «что было», не то, «что стало», а нечто третье.

Бытие непрерывно развивается и не может быть понято как статичный объект. Поэтому проблематике развития философия уделяет достаточно большое внимание.

II. К развитию как процессу существуют три противоположных подхода: метафизика, эклектика и диалектика.

Метафизика видит развитие как увеличение или уменьшение количества чего-либо и изменение места и роли того или иного объекта в бытии. Но, по мнению представителей данного учения, никакие сущностные изменения ни отдельных объектов, ни мира в целом невозможны.

Эклектика предполагает хаотичное развитие как бытия, так и его фрагментов. С позиции данного учения в любой момент может измениться что угодно и как угодно, так как свойства объектов причудливо переплетаются между собой, и изменение одного объекта может повлечь за собой изменение любых других объектов. Но эклектика не выводит закономерности развития, объявляя только, что оно возможно по любой схеме и непредсказуемо.

И метафизика, и эклектика в наши дни признаны устаревшими методами понимания мира, хотя они имеют долгую историю. Совершенно иначе смотрит на мир диалектика.

Диалектика – это учение о всеобщей связи и развитии, считающее источником изменений противоположности, имеющие общий источник. Выделяют три типа диалектики: античная, идеалистическая и материалистическая.

Античная диалектика берёт начало в философии Гераклита Эфесского и воспринимает мир только с точки зрения связей между объектами. Меняются связи, значит, меняются и сами объекты. «Мы входим и не входим в одну реку дважды, мы те же самые и не те же самые», - учил Гераклит. Однако необратимые изменения мира не мог представить себе ни один греческий или римский философ, потому что античная картина мира полагала бытие замкнутым и неизменным. Количественные характеристики могли пребывать и убывать, но сущность мира должна была оставаться прежней всегда.

Идеалистическая диалектика начинается в христианстве и особенно разворачивается в работах немецких классических философов И. Фихте и Г. Гегеля. По их мнению, идеальное начало (в гегельянстве - Абсолютный Дух) противопоставляет себя самому себе, вступает в противоречие с самим собой, а решается это противоречие уже на следующем этапе развития.

Материалистическая диалектика берёт начало в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. С этой точки зрения, диалектические противоположности являются неотъемлемой частью объекта, и поэтому для развития не нужен внешний источник. Противоположности, имеющие общий источник, находятся в постоянной борьбе между собой, и разрешиться их противоречие может только вместе с изменением всей системы. Маркс называл такие противоположности антагонизмами, а их противостояние – антагонистическим.

III. В основе диалектики, как и любого другого учения, лежит ряд смыслообразующих идей и установок, которые именуются принципами. К ним относятся принципы субстанциального единства мира; развития; детерминизма; системности. То есть бытие едино независимо от того, какая именно субстанция доминирует, оно представляет собой целостное образование и находится в постоянном развитии, которое подчиняется причинно-следственным связям.

Также диалектика формулирует 3 закона, которым подчиняется любое развитие:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2.Закон перехода количественных изменений в качественные.

3.Закон отрицания отрицания.

Первый закон диалектики раскрывает причину развития, видя её в борьбе противостоящих друг другу сторон одного и того же объекта. Такое антагонистическое противоречие может разрешиться только в случае изменения системы, перехода её на иной уровень, при котором изменятся и сами противоположности. Примеры действия этого закона Маркс видел в социальном развитии, указывая на противоположность положения и интересов «эксплуатируемых и эксплуататоров».

Второй закон диалектики раскрывает механизм развития. Согласно ему, количественные изменения можно наращивать бесследно для системы до тех пор, пока не будет перейдена мера, некий порог, за которым начинаются необратимые изменения качества. Примером может служить нагревание воды в чайнике: переход от 98 к 99 градусам тепла для системы не имеет большого значения, но переход к 100 градусам качественно меняет систему.

Третий закон диалектики иллюстрирует, что развитие «на пустом месте» невозможно. При переходе на каждый следующий этап развития положительное содержание предыдущего этапа с необходимостью усваивается. В противном случае развитие пойдёт по кругу, и вместо сменяющих друг друга циклов его объект окажется в круговороте.

IV. Детерминизм представляет собой учение о всеобщей взаимной обусловленности. Согласно данному учению, любые изменения в мире подчинены причинно-следственным связям, и поэтому ничего не происходит случайно. Само понятие «случайности» в различных видах детерминизма воспринимается по-разному.

«Жёсткий» (лапласовский) детерминизм (П. Лаплас) отрицает саму возможность случайности. Данное учение настаивает, что любые явления имеют причины, следовательно, они закономерны, и при этом каждое явление оказывается причиной для другого явления. В такой картине мира ничего не может произойти «просто так». На «жёстком детерминизме» базируется механическая картина мира.

Синергетический детерминизм (Н.А. Мещерякова) признаёт роль случайности в развитии, поскольку развитие не является развертыванием какой-то одной, заранее установленной сущности. С позиций синергетики возможна самоорганизация, в которой случайность оказывается фундаментом необходимости. Пока не возникнет новая форма, не может быть никаких закономерностей её развития.

Альтернативой детерминизму выступает индетерминизм (А. Шопенгауэр) – концепция, которая либо отвергает причинность вообще, либо отрицает ее всеобщий характер. Сторонники индетерминизма утверждают, что развитие, равно как и любые другие изменения, происходят только случайно, а закономерности представляют собой лишь человеческое объяснение происходящих случайностей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Реализация инновационной политики. Инновационная политика компании реализуется через систему сбалансированных показателей (ССП) | Тема 9. Экономико-психологическая адаптация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.