КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Размер фирм отрасли
Число фирм в отрасли Много ◄------------------------------------------------------------------► Мало Совершенная Монопо- Олигополия Монополия конкуренция листическая конкуренция Малый ◄----------------------------------------------------------------► Большой
Итак, структура рынка (модель рынка) в той или иной стране может быть достаточно сложной и включать даже нерыночные элементы. Однако в ней присутствуют характерные принципиальные черты, позволяющие провести классификацию.
Первая и последняя модели представляют собой два противоположных полюса, две крайности, между которыми расположены промежуточные формы – монополистической конкуренции и олигополии, называемыми несовершенной конкуренцией. Строго говоря, монополия также относится к несовершенной конкуренции, хотя многие исследователи расценивают ее как отсутствие конкуренции вообще.
Определяющими характеристиками рынка совершенной конкуренции являются: - атомизация рынка, свидетельствующая о присутствии такого большого числа покупателей и продавцов при столь малых рыночных долях каждого, что субъекты рынка полностью подчинены влиянию рыночных сил и не могут оказывать воздействия на рыночные цены; - стандартизация продукции, означающая такую однородность продукции фирм, что потребители не отличают продукт одной фирмы от продукта другой, в силу чего эти продукты являются абсолютными заменителями, а спрос на продукт отдельной фирмы становится абсолютно эластичным; - прозрачность рынка - подразумевает то, что отрасль характеризуется свободным и бесплатным доступом к информации о ценах и альтернативах, а участники рынка располагают полной рыночной информацией; - свободный вход в отрасль и выход из нее, что означает отсутствие каких-либо препятствий для того, чтобы помешать новым фирмам начать производство, а действующим фирмам — прекратить рыночные операции; - автономность поведения фирм, свидетельствующая о том, что на отраслевом рынке отсутствует стратегическое взаимодействие продавцов и фирмы, принимая решения, не учитывают реакцию своих конкурентов; - отсутствие рыночной власти у продавцов.
Основными характеристиками рынка монополистической конкуренции являются: - дифференциация продукта, означающая, что продукт каждой фирмы обладает отличительными особенностями, которые, однако, не препятствуют замещению продукта одной фирмы продуктом другой фирмы; - сегментация отраслевого рынка, выражающаяся в том, что рыночный спрос реализуется в виде обособленных кривых спроса на продукт каждой отдельной фирмы, но при сохранении высокой перекрестной эластичности в отношении продуктов этих фирм; - большое число продавцов, достаточное для того, чтобы отрасль была конкурентной, однако меньшее, чем при совершенной конкуренции и при большей рыночной доле каждой фирмы, что обусловливает способность фирмы оказывать влияние на рыночный спрос; - большое число покупателей, достаточное для того, чтобы исключить возможность для отдельного покупателя или даже какой-то их группы оказывать влияние на условия рыночных сделок; - отсутствие барьеров входа, но при более высоких в сравнении с совершенной конкуренцией издержках проникновения в отрасль, обусловленных дифференциацией продукции (лояльность потребителя торговой марке); - отсутствие стратегического поведения из-за большого количества продавцов; - наличие рыночной власти, являющейся следствием дифференциации продукции, и при ее степени, определяемой уникальностью свойств продукта производителя. Особенность данного рынка заключается в том, что для него характерна как ценовая, так и неценовая конкуренция, интенсивность которой будет зависеть от степени дифференциации продукции. Данный тип рынка наиболее часто встречается на практике: рынки одежды, обуви, предметов домашнего обихода, ресторанный бизнес.
Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизированным (чистая олигополия), так и дифференцированным (дифференцированная олигополия) продуктом. Важнейшими его характеристиками являются: - ограниченное число фирм, поделивших между собой отраслевой рынок; - высокая степень концентрации рыночного предложения у отдельных фирм, что делает каждую фирму большой относительно совокупного рыночного спроса. Данная характеристика указывает на то, что в условиях ограниченного по объему рыночного спроса даже небольшие по абсолютным размерам фирмы могут выступать в качестве олигополистов; - большое число покупателей; - затрудненный доступ на отраслевой рынок из-за высоких отраслевых барьеров, которые являются результатом как нестратегических (эффект масштаба, вертикальная интеграция, патенты и лицензии), так и стратегических (взаимодействие функционирующих на отраслевом рынке фирм) факторов; - стратегическое поведение продавцов, являющееся отличительной характеристикой олигополистического рынка, означает, что осознающие свою взаимозависимость фирмы строят свою конкурентную стратегию с учетом возможной реакции конкурентов на предпринимаемые ими действия. Суть его сводится к тому, чтобы, координируя свои действия, максимизировать отраслевую прибыль и избежать ценовой конкуренции между собой. Особенность этого типа рыночной структуры состоит в том, что применение фирмами разных моделей поведения (конкурентных стратегий) порождает возможность существования не единственности рыночного равновесия. Рыночные структуры этого типа обычно характерны для отраслей с высокой капиталоемкостью и сложностью технологических процессов: рынки автотранспортных средств, бытовой радиотехники, авиа- и морских судов, лекарственных препаратов, многих сырьевых продуктов (нефть, металлы).
Отличительными особенностями рынка чистой монополии являются: - концентрация всего отраслевого предложения у единственного продавца, олицетворяющего собой отрасль; - множество мелких покупателей, действующих независимо друг от друга; - отсутствие товарных заменителей, так как единственность продавца обусловливает уникальность его продукта; - запретительно высокие барьеры входа, которые являются следствием действия технологических (эффект масштаба и вертикальная интеграция), экономических (низкий объем отраслевого спроса), институциональных (исключительные права) факторов и фактически блокируют проникновение новых фирм на отраслевой рынок; - отсутствие стратегического поведения. Специфика этого типа рыночной структуры заключается в том, что фирма обладает высшей степенью власти над рынком и почти всегда имеет возможность выбрать объем предложения, который обеспечит ей получение экономической прибыли. При анализе рынка со стороны спроса выделяются следующие типы рыночных структур.
Основными характеристиками монопсонии являются: - концентрация рыночного спроса у одного покупателя; - наличие большого числа продавцов, каждый из которых обладает небольшой долей рыночного предложения; - высокая степень стандартизации продукта, обусловливающая высокую эластичность спроса покупателя в отношении продуктов отдельных продавцов; - полная информированность покупателя о рыночном предложении, цене и возможных альтернативах; - отсутствие стратегического взаимодействия продавцов; - концентрация рыночной власти у покупателя, которая реализуется им в виде установления более благоприятных для себя условий рыночной сделки, принимающих форму предоставляемых продавцом скидок, отсрочки оплаты, продажи в кредит и т. п. Данный тип рыночной структуры — практически зеркальное отражение монополии, только проявляющейся со стороны покупателя. Поэтому отличительными особенностями данного рынка будут, во-первых, отсутствие у монопсониста кривой спроса, во-вторых, извлечение дополнительного дохода монопсонистом благодаря перераспределению в свою пользу части излишка производителя. Чаще всего рынки подобного типа встречаются в сферах, где покупателем выступает государство (рынок вооружений и социальных услуг), а также на рынках производственных ресурсов (рынок комплектующих, рынок труда в случае градообразующего предприятия).
8.2. Рынок совершенной конкуренции
Ранее уже были названы отличительные особенности рынка совершенной конкуренции. Напомним их. Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими признаками. Во-первых, на рынке действуют продавцы, рыночная доля каждого из которых столь мала, что хозяйственные решения отдельного участника не оказывают влияния на условия рыночного равновесия. Во-вторых, представленный на рынке продукт является настолько однородным (стандартизированным), что спрос на продукт отдельного продавца является абсолютно эластичным. В-третьих, отраслевые барьеры входа на рынок и выхода из него столь низки, что любая фирма может беспрепятственно войти на рынок и выйти из него без потерь, а производственные ресурсы обладают абсолютной мобильностью. В-четвертых, рынок характеризуется совершенством информации, т. е. продавцы и покупатели полностью осведомлены о ценах и имеющихся у них альтернативах. Наконец, для рынка характерно отсутствие взаимодействия между фирмами, и каждая из них принимает решения, не учитывая реакцию своих конкурентов. В силу названных рыночных условий, в которых действует совершенно конкурентная фирма, главное заключается в том, что: а) она не способна оказывать влияние на рыночную цену, поэтому является ценополучателем; б) суть ее поведения сводится к приспособлению к рыночной ситуации.
Перед фирмой, действующей на совершенно конкурентном рынке, возникают три ключевых вопроса: 1) оставаться на отраслевом рынке или уйти с него; 2) если остаться, то осуществлять производство или временно прекратить его; 3) если производить, то, каким должен быть объем ее выпуска. Ответы на эти вопросы и составляют суть анализа поведения конкурентной фирмы. Спрос на продукт отдельной фирмы является частью рыночного спроса. Между тем, между рыночным спросом и спросом на продукт отдельной фирмы существует не только количественное, но и качественное различие, которое является следствием влияния специфических признаков рыночной структуры. Продукт совершенно конкурентной фирмы является стандартизированным, то есть он ничем не отличается от продуктов других, действующих на данном рынке фирм. В этом случае спрос на продукт отдельной фирмы будет совершенно эластичным, а кривая спроса на него (d) примет вид горизонтальной прямой линии, как показано на рисунке 8.2, б. Следует иметь в виду, что речь идет не о том, что на совершенно конкурентном рынке спрос является совершенно эластичным. Рыночный спрос формируется в соответствии с законом спроса, и выражающая его линия (D) будет отрицательно наклонена (рис. 8.2, а). Спрос совершенно эластичен только в отношении продукта отдельной фирмы, действующей на совершенно конкурентном рынке.
Рис. 8.2. Рыночный спрос (а) и спрос на продукт совершенно конкурентной фирмы (б) Форма линии спроса на продукт совершенно конкурентной фирмы позволяет сделать два важных вывода. С одной стороны, она говорит о том, что совершенно конкурентная фирма может продать любое количество продукции (q) по равновесной рыночной цене (Р *) или ниже ее. Однако фирма ничего не продаст, если установит цену на свой продукт выше равновесной рыночной цены, о чем свидетельствует вертикальная часть ее линии спроса. С другой стороны, она указывает на то, что равновесная рыночная цена не зависит от объема выпуска фирмы. Таким образом, равновесная рыночная цена является для отдельно взятой совершенно конкурентной фирмы величиной, задаваемой извне, рынком. Поэтому часто совершенно конкурентную фирму и называют фирмой—ценополучателем. Учитывая, что для совершенно конкурентной фирмы рыночная цена ее продукции задается извне, то при принятии фирмой текущих решений цена считается постоянной величиной (Р = const). В этом случае средняя и предельная выручки фирмы равны рыночной цене: ARf = MRf = Р. Это обстоятельство указывает на то, что для совершенно конкурентной фирмы условие максимизации прибыли (MR = МС) трансформируется в форму Р * = МС, поскольку для данного типа фирм MR = Р*.
Данное равенство является частным случаем общего принципа. При этом общая прибыль будет определяться как: π = TR(q) – TC(q) или π =[P* – AC(q)]∙q. Графическая интерпретация этих зависимостей приведена на рисунке 8.3. Так как для совершенно конкурентной фирмы цена на ее продукт является величиной заданной, то линия цены Р есть линия ее средней (AR) и предельной (MR) выручки фирмы. Совершенно очевидно, что при этом величина общей выручки (TR) будет зависеть только от объема реализации (q) и изменяться пропорционально росту этого объема. Графически она примет вид прямой возрастающей линии TR. При этом прибыль максимизируется при объеме выпуска, для которого ATC/∆q = ATR/∆q или, что то же самое, МС = MR. Важно понимать не только общую тенденцию, но и особенности поведения фирмы, в данном случае совершенно конкурентной, в краткосрочном и долгосрочном периодах. Предложение фирмы в краткосрочном периоде. Так как совершенно конкурентная фирма не способна оказывать влияние на рыночную цену, то для нее реализация принципа максимизации прибыли связана с выбором объема предложения. Он должен быть таким, чтобы предельные издержки производства равнялись рыночной цене единицы продукции. Учитывая, что в рамках применяемой фирмой технологии уровень предельных издержек определяется особенностями производственной функции, становится очевидным, что объем предложения фирмы будет зависеть от уровня рыночной цены. Рассмотрим случай максимизации прибыли. Поскольку для фирмы цена на ее продукт является величиной неизменной (Р* = const) (рис. 8.4), то в этом случае цена будет и предельной выручкой: Р* = MR. Если фирма реализует объем продукции q1 то при цене Р*, ее убытки будут максимальными. При объеме выпуска q2 фирма сможет только возмещать издержки производства, так как TR(q) = TC(q). При объеме выпуска q3 она получит прибыль π1.
Рис.8.3. Выручка и прибыль совершенно конкурентной фирмы И хотя в этом случае средние издержки производства будут минимальными (АС = МС), валовая прибыль не максимизируется. Она может быть увеличена за счет расширения продаж, так как рыночная цена Р* превышает предельные издержки производства (МС) фирмы. Прибыль фирмы будет увеличиваться вплоть до объема q4, при котором достигается максимальная прибыль π3. Приращение прибыли по сравнению с π2 составит величину, равную площади заштрихованной фигуры. Но, как видно из рисунка 8.4, при любом превышении объема q4 предельные издержки фирмы будут превышать уровень цены, а валовая прибыль начнет уменьшаться, например при q5 до π2. Так как любое изменение объема в сторону уменьшения или увеличения оборачивается снижением величины валовой прибыли, то можно сделать вывод, что прибыль максимизируется при объеме реализации, для которого цена равна предельным издержкам производства и составляет величину (затемненный прямоугольник): π = {Р* – AC(q4)}q4.
Говоря об условиях максимизации прибыли, следует обратить внимание на ряд важных обстоятельств: 1) прибыль максимизируется фирмой при объеме выпуска, для которого средние издержки не являются минимальными; 2) максимизация прибыли не означает получения максимальной прибыли на единицу продукции; 3) показатели уровня прибыли и издержек на единицу продукции не являются критериями получения максимальной прибыли; 4) критерием максимизации прибыли является точка пересечения линии цены с восходящим участком кривой предельных издержек (при q4), в то время как пересечение ее нисходящим участком МС (при q1) отражает объем выпуска с наибольшими убытками. Рассмотрим вариант деятельности фирмы на принципе самоокупаемости. Так как совершенно конкурентная фирма является «ценополучателем», то возможен случай, когда уровень рыночной цены снизится до уровня ее минимальных средних издержек, то есть когда Р* = АС (рис. 8.5). Каким в этом случае будет выбор фирмы? Во-первых, фирма будет оптимизировать свой выпуск, руководствуясь принципом Р* = МС, так как только в этом случае, осуществляя выпуск q2, она обеспечивает безубыточность производства. При любом другом объеме производства, меньшем или большем q2, ее средние издержки будут превышать цену, и фирма будет нести убытки (ТС > TR). Таким образом, точка равенства цены и минимальных значений средних издержек (Р * = ACmin) есть точка безубыточности производства. Во-вторых, хотя при объеме выпуска q2 и цене Р* экономическая прибыль фирмы становится нулевой (при Р* = AC(q2), π = { Р * – AC(q2)}q2.= 0), фирма не прекратит производство. Аргументация тому простая. Поскольку в структуру экономических издержек включена нормальная прибыль, то это означает, что, функционируя на принципе безубыточности (самоокупаемости) и не получая экономической прибыли, фирма фактически будет иметь некоторую бухгалтерскую прибыль. Следовательно, фирма всегда осуществляет выпуск, при котором обеспечивается безубыточность производства. Учитывая, что в краткосрочный период издержки фирмы подразделяются на постоянные и переменные, точка безубыточности, отражая минимальный объем производства, при котором фирма не имеет ни прибыли, ни убытка, определяется соотношением общих постоянных издержек (TFC) и разницы цены единицы продукции и средних переменных издержек - (P – AVC): Qmin = TFC / P – AVC.
Рис. 8.4. Максимизация прибыли совершенно конкурентной фирмы Каждая последующая единица продукции, произведенная сверх безубыточного объема, принесет фирме прибыль, равную цене продукции. Графически безубыточный объем производства можно определить по точке пересечения выручки (TR) и общих издержек (TC). Рассмотрим условие прекращения производства. Если рыночная цена упадет ниже средних издержек (Р 2 < AC(q2)), то фирма будет нести убытки, равные площади темноокрашенного прямоугольника, как показано на рисунке 8.6. Но и в этом случае она не должна прекращать производство. Дело в том, что производственные издержки, которые несет фирма, складываются, напомним, из переменной и постоянной частей. Постоянная их часть не может быть изменена фирмой в рамках краткосрочного периода. Поэтому если фирма прекратит производство, то величина ее убытков будет равняться величине постоянных затрат {ATC(q2) – AVC(q2)}q2, которая на графике отражена в виде суммы площадей светло- и темноокрашенного прямоугольников.
Рис. 8.5. Случай безубыточного производства Так как цена превышает средние переменные издержки, то каждая произведенная единица продукции позволяет фирме возмещать не только величину этих издержек, но еще и часть средних постоянных издержек. Продолжая производство (q2), фирма сможет компенсировать часть постоянных затрат (светлоокрашенный прямоугольник), минимизируя тем самым размер убытков. Однако возможность минимизировать убытки существует до тех пор, пока цена не упадет до уровня минимальных значений средних переменных издержек (Р1 = AVCmin). При падении цены ниже минимальных средних переменных издержек (Р < AVCmin), фирма должна немедленно прекратить выпуск, так как при таком соотношении цены и издержек производства она не сможет возмещать даже переменных издержек, и при продолжении производства убытки будут только возрастать. Единственный способ минимизировать потери — это прекратить производство. Следовательно, уровень минимальных средних переменных издержек (AVCmin = Р) является пределом минимизации убытков, а значит, и продолжения выпуска. Это точка закрытия, или банкротства, фирмы. Следовательно, фирма минимизирует убытки в краткосрочном периоде путем остановки производства, если цена падает ниже минимальных значений средних переменных издержек. Анализ поведения совершенно конкурентной фирмы подводит к выводу о том, что состояние производства, для которого выполняется условие равенства предельных издержек производства рыночной цене продукта, всегда является оптимальным для фирмы, а фирма будет стремиться к сохранению этого состояния, тогда она оказывается в положении равновесия. Поскольку все фирмы будут оптимизировать выпуск при тех же условиях, то в равновесии будет находиться и отраслевой рынок.
Содержательный момент равновесного конкурентного состояния заключается в том, что в этом случае обеспечивается эффективное распределение ресурсов, поскольку равенство рыночной цены продукта и предельных издержек его производства фиксирует равенство предельной полезности продукта и стоимости примененных для его производства ресурсов. Другими словами, распределение производственных ресурсов соответствует предпочтениям потребителей. Будет ли фирма в действительности извлекать прибыль или нести убытки — зависит от соотношения между рыночной ценой (рис. 8.7) и средними издержками производства фирмы (рис. 8.8). Однако независимо от того, максимизирует фирма прибыль или минимизирует убытки, решение об объеме предложения она будет принимать, руководствуясь одним и тем же принципом — равенством цены предельным издержкам производства (МС = Р). Естественно, что в этом случае все точки, определяющие оптимальный для фирмы объем выпуска, будут лежать на кривой ее предельных издержек (МС), как это показано на рисунке 8.8. Рис.8.6. Условия минимизации убытков и прекращения выпуска При этом фирма будет рассматривать в качестве оптимизирующих ее выпуск только те из них, которые лежат на восходящем участке кривой предельных издержек и выше минимальных значений средних переменных издержек. Поскольку каждая лежащая на этой части кривой точка отражает связь между ценой и выбираемым фирмой объемом выпуска, то весь участок кривой будет показывать предлагаемое фирмой количество продукта для каждого данного уровня цены. Это означает, что она становится кривой предложения совершенно конкурентной фирмы. Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы для краткосрочного периода представлена частью восходящего отрезка кривой ее предельных издержек, лежащей выше точки ее пересечения с кривой средних переменных издержек. График кривой предложения совершенно конкурентной фирмы зависит от действия факторов, определяющих положение кривой предельных издержек: а) количества фирм в отрасли; б) среднего размера фирмы; в) цен переменных ресурсов; г) применяемой технологии. Обратим внимание на то, что эта кривая, во-первых, «наклонена» вверх, поскольку предельные издержки растут по мере увеличения производства, а во-вторых, дает представление о доле фирмы в рыночном предложении, которая при каждом уровне цены будет тем больше, чем более пологой будет кривая предельных издержек фирмы.
Рис. 8.7. Спрос и предложение Рис. 8.8. Кривая предложения
Предложение фирмы в долгосрочном периоде. В долгосрочном периоде (LR) фирма, как известно, может изменить все факторы производства. Этим обусловливается ряд специфических особенностей в ее поведении. Во-первых, изменяется критерий продолжения деятельности. В долгосрочном периоде все затраты становятся переменными, а издержки производства принимают форму переменных издержек. Следовательно, уровень затрат, приходящихся на единицу продукции, будет характеризоваться только показателями средних издержек (LRAC) без подразделения на средние постоянные и средние переменные издержки. Это говорит о том, что при любом значении рыночной цены ниже средних долгосрочных издержек фирма будет нести чистые убытки, так как не сможет получить экономии за счет возмещения постоянных издержек, как это было в краткосрочном периоде. Поэтому в долгосрочном периоде условием продолжения фирмой производства является его безубыточность. Это означает, что экономическая прибыль фирмы должна быть не меньше нулевой, а рыночная цена продукта — не ниже средних долгосрочных издержек, минимальные значения которых являются границей закрытия фирмы. Во-вторых, поскольку фирма имеет возможность изменять все параметры производства, а значит, и его размеры, то суть ее поведения сводится к выбору оптимальных производственных мощностей (рис. 8.9). При цене продукта Р * в долгосрочном периоде фирма может выбрать производственные мощности q1, оптимизируя выпуск при MR = МС1. Однако в этом случае она обеспечит себе нулевую экономическую прибыль, так как Р* = LRAC. Фирма может увеличить производственные мощности до q2, для которых долгосрочные и краткосрочные средние издержки являются минимальными. Но данный объем выпуска, хотя и приносит фирме экономическую прибыль, не является оптимальным ни с точки зрения краткосрочной прибыли (Р * ≠ МС 2), ни, тем более, долгосрочной (Р * ≠ LRMC). Лишь увеличив мощности до q3, фирма сможет оптимизировать выпуск, так как при данном объеме выпуска выполняются условия максимизации прибыли для краткосрочного и долгосрочного периодов: Р * = МС3 = LRMC. В-третьих, кроме возможности изменять размер производственных мощностей у фирмы в долгосрочном периоде также имеется возможность выхода из отрасли. Это обстоятельство позволяет понять, почему в долгосрочном периоде фирма минимизирует убытки путем прекращения производства. Это происходит потому, что у фирмы достаточно времени для того, чтобы избежать убытков посредством перенесения своей деятельности на более доходный отраслевой рынок. Вывод: поскольку фирма всегда будет оптимизировать свои производственные мощности по принципу равенства долгосрочных предельных издержек рыночной цене продукта, то все оптимизирующие ее выпуск точки будут лежать на кривой долгосрочных предельных издержек. Так как точкой закрытия фирмы в долгосрочном периоде является точка минимальных значений долгосрочных средних издержек, то и кривая долгосрочного предложения совершенно конкурентной фирмы представлена частью восходящего отрезка кривой ее долгосрочных предельных издержек (LRMC), лежащей выше пересечения с кривой долгосрочных средних издержек (LRAC). Рис. 8.9. Оптимизация производственных мощностей фирмы в долгосрочном периоде
Еще одним важным обстоятельством является то, что, имея возможность изменять все факторы производства, фирма в долгосрочном периоде более чувствительна к изменению рыночных условий, а главное, способна более гибко реагировать на эти изменения. Это находит свое отражение в том, что кривая предельных издержек долгосрочного периода является более эластичной в сравнении с кривыми краткосрочных предельных издержек (рис. 8.10). Следовательно, кривая предложения совершенно конкурентной фирмы для долгосрочного периода (SLR) будет более эластичной, чем для краткосрочного (SSR) Рис 8.10. Линии краткосрочного и долгосрочного предложения Рассмотрим далее взаимоотношение и взаимовлияние совершенно конкурентной фирмы и отрасли с моделью совершенной конкуренции.
Равновесие фирмы и отрасли. Равновесие — это состояние субъекта или явления, при котором отсутствуют внутренние тенденции к изменению этого состояния. Следовательно, когда речь идет о равновесии фирмы и отрасли, то, тем самым, фиксируются условия, при которых каждая отдельная фирма не имеет побудительных мотивов к изменению объема выпуска, а численность действующих на отраслевом рынке фирм остается неизменной. Формирование долгосрочного равновесия на совершенно конкурентном рынке базируется на предпосылке об отсутствии отраслевых барьеров. Любая фирма может уйти с рынка без потерь, а новые фирмы могут беспрепятственно войти на рынок. Предположим, отраслевой спрос на продукт увеличился с D до D1 (рис. 8.11). При отраслевом предложении S новое краткосрочное рыночное равновесие достигается при Р 3 и Q 1, как показано на рисунке 8.11,а. В этом случае действующие на отраслевом рынке фирмы будут оптимизировать свой выпуск при объеме q1 в соответствии с Р 3 = МС (рис. 8.11,б). Поскольку уровень цены Р 3 превышает средние долгосрочные издержки (LRAC), то фирмы отрасли будут получать экономическую прибыль. Наличие экономической прибыли в долгосрочном периоде, несомненно, станет фактором привлечения в отрасль новых производителей.
Рис. 8.11. Условия долгосрочного равновесия: а) отрасли б) фирмы
При отсутствии препятствий для проникновения в отрасль увеличение числа производителей приведет к расширению отраслевого предложения до S1 В результате рыночная цена упадет до Р1 и станет ниже минимальных долгосрочных средних издержек (рис. 8.11,б). Производство станет убыточным и многие фирмы уйдут из отрасли, что приведет к сокращению отраслевого предложения и росту рыночной цены. Как бы долго не происходили связанные с изменениями цены изменения отраслевого предложения, в конечном счете оно стабилизируется в положении S2, при котором достигается рыночное равновесие при цене Р2 и объеме Q*. Данный уровень цены совпадает с уровнем минимальных значений долгосрочных средних издержек фирм. Следовательно, каждая фирма будет оптимизировать выпуск при объеме q* (рис. 8.11,б). Поскольку любое отступление от этого объема выпуска приведет к возникновению убытков, фирма будет сохранять выпуск неизменным, то есть находиться в состоянии равновесия. Хотя фирма не получает экономической прибыли, поскольку πэк = { Р * – LRAC(q*)}q* = 0, сложившееся положение ее вполне устраивает, так как обеспечивает получение бухгалтерской прибыли в долгосрочном периоде. Это — важное обстоятельство. Оно указывает на то, что при однородности фирм отраслевая экономическая прибыль также становится равной нулю. Отсутствие экономической прибыли сделает отрасль непривлекательной для инвестиций, и приток в нее новых фирм прекратится. В то время, как фирмы, имеющие средние долгосрочные издержки производства не выше уровня равновесной рыночной цены, не будут уходить из отрасли, довольствуясь получением бухгалтерской прибыли и сохраняя неизменным объем выпуска. Фирма и отрасль оказываются в положении долгосрочного равновесия.
Рост объема отраслевого предложения с Q1 до Q* означает, что в отрасли появилось некоторое количество новых фирм, равное (Q * – Q1)/q*. Допущение об установлении долгосрочного равновесия при нулевой экономической прибыли следует рассматривать скорее как тенденцию, а не как факт хозяйственной практики. В связи с этим возникает два вопроса. Суть проблемы в том, что установление долгосрочного равновесия — это результат беспрепятственного входа-выхода фирм, то есть действия механизма, регулирующего количество фирм на отраслевом рынке. Однако в действительности на рынках действуют факторы, затрудняющие действие этого механизма. Далее рассмотрим поведение и состояние отрасли с моделью совершенной конкуренции.
Предложение совершенно конкурентной отрасли. Отраслевое (рыночное) предложение представляет собой объем выпуска, обеспеченный всеми фирмами на отраслевом рынке. Объем предложения каждой отдельной фирмы отрасли в краткосрочном периоде будет представлен кривой ее предельных издержек (МС). Это означает, что для краткосрочного периода предложение отрасли будет равняться сумме предложений действующих фирм для каждого уровня рыночной цены, то есть будет определяться путем горизонтального суммирования, как это имело место и в случае с определением рыночного спроса (рис. 8.12). Если, например, на отраслевом рынке действуют три фирмы, индивидуальные кривые предложения которых выглядят как МС1, МС2 и МС 3, то при рыночной цене продукта ниже Р1 ни одна из фирм не будет осуществлять выпуск, и рыночное предложение будет равно нулю. При цене Р1 только фирма 1 будет осуществлять предложение в объеме 10 единиц. Следовательно, вплоть до цены Р 2 рыночное предложение будет представлено частью ее кривой предельных издержек MC1. При цене Р 2 предложение фирмы 1 возрастает до 15 единиц. Фирма 2 также включается в предложение с 20 единицами, а фирма 3 — с 30 единицами. Таким образом, при цене Р 2 рыночное предложение составит: S = q1(P2) + q2(P2) + q3(P2) = 15 + 20 + 30 = 65. Определив по тому же принципу объем рыночного предложения для любой более высокой цены и соединив найденные точки, получим кривую рыночного предложения (Sотp). Кривая краткосрочного рыночного предложения совершенно конкурентной отрасли является суммой краткосрочных кривых предложения отдельных фирм. При этом следует иметь в виду, что принцип горизонтального суммирования кривых предложения отдельных фирм для определения кривой отраслевого предложения применим лишь в случае неизменности цен на используемые фирмами ресурсы.
Рис. 8.12. Формирование кривой рыночного предложения Кривая предложения отрасли долгосрочного периода не может быть определена путем горизонтального суммирования хотя бы по той причине, что изменяется количество фирм, действующих на отраслевом рынке. Можно лишь сказать, что в случае роста рыночной цены производственные мощности в отрасли будут увеличиваться, что приведет к сдвигу кривой рыночного предложения вправо, а при снижении цены они будут сокращаться, и кривая рыночного предложения будет смещаться влево. При этом расширение или сокращение отрасли в долгосрочном периоде не повлияет на уровень равновесной цены, поскольку она неизбежно должна возвращаться к уровню минимальных долгосрочных средних издержек. Это означает, что кривая долгосрочного отраслевого предложения является совершенно эластичной и должна быть представлена горизонтальной линией. Однако такое допущение справедливо лишь при условии неизменности цен факторов производства. И если в рамках краткосрочного периода оно вполне приемлемо, то вероятность его выполнения в долгосрочном интервале резко снижается, так как существенно по сравнению с краткосрочным периодом увеличиваются возможности производителей расширять предложение. Расширение производства приведет к увеличению спроса на ресурсы, а значит, и к росту цен на них, что, в свою очередь, вызовет рост предельных издержек производства. Таким образом, положение долгосрочной кривой предложения отрасли будет зависеть от того, в какой степени изменение отраслевого объема производства повлияло на цены используемых отраслью производственных ресурсов.
В зависимости от характера этого влияния различают отрасли: а) с постоянными издержками; б) растущими издержками; в) снижающимися издержками.
8.3. Эффективность совершенно конкурентного рынка
Поведение фирмы, как уже было отмечено, напрямую связано с результатами ее деятельности и эффективностью, как самой фирмы, так и отрасли в целом. Каждая модель рынка стремится к эффективности. Рассмотрим, насколько эффективен рынок совершенной конкуренции.
Оптимальное размещение ресурсов достигается тогда, когда их распределением по отраслям обеспечивает производство такого набора благ, который соответствует структуре спроса, то есть конечных потребностей потребителей. Ценность продуктов для потребителей выражена в их рыночных ценах, ценность используемого ресурса — предельными издержками. Следовательно, соизмерение этих показателей будет отражать степень соответствия распределения ресурсов потребностям общества, то есть оптимальности их распределения. Оптимальное распределение ресурсов будет достигаться тогда, когда предельные издержки производства продукта будут равны его рыночной цене (МС = Р), так как в этом случае ценность последней единицы продукта для покупателя равна ценности ресурсов, необходимых для ее производства. Эффективное использование ресурсов достигается тогда, когда производство включенных в оптимальный набор благ осуществляется при наименьших для существующих технологий издержках производства. Это означает, что в качестве показателя эффективности использования ресурсов должен быть принят уровень долгосрочных средних издержек, а сама производственная эффективность достигается в случае установления долгосрочного рыночного равновесия при минимальных средних долгосрочных издержках.
В какой степени рынок способен обеспечить движение к равновесному состоянию, при котором выполнялись бы указанные требования, зависит от структурных особенностей рынка и поведения его участников. Как мы теперь знаем, совершенно конкурентный рынок характеризуется такими структурными особенностями (стандартизация продукта, незначительность доли отдельной фирмы в рыночном предложении, беспрепятственный вход-выход), что фирмы всегда осуществляют предложение в соответствии с принципом: МС = Р, а в условиях долгосрочного рыночного равновесия производят продукт с минимальными средними издержками: Р = LRACmin. Поэтому в рамках долгосрочного периода точка отраслевого равновесия совершенно конкурентного рынка соответствует положению: LRMC = Р = LRACmin (рис. 8.13).
Рис. 8.13 Условия эффективности совершенно конкурентного рынка Иначе говоря, в случае достижения долгосрочного равновесия на рынке совершенной конкуренции обеспечивается оптимальное распределение ресурсов, а производство осуществляется с минимальными средними долгосрочными издержками. Следовательно, для данного типа рынка выполняются оба условия эффективности, и он является экономически эффективным.
Поскольку к этому эффекту будут стремиться все производители, рано или поздно на всех предприятиях издержки будут минимизированы, и необходимые обществу товары будут производиться самым дешевым способом. Итак, рынок совершенной конкуренции обладает рядом преимуществ: - он способен к саморегулированию; - является достаточно гибким; - обладает высокой адаптивной способностью; - развивает в обществе инициативу, ответственность предпринимательскую инициативу; - способствует минимизации издержек. Однако экономическую эффективность совершенно конкурентного рынка не следует рассматривать в качестве некоего абсолюта, к которому следует стремиться. Здесь имеются свои ограничения: — во-первых, указанная эффективность достижима лишь при условии полной стандартизации продукции, а это не только ведет к сужению товарного ассортимента, а значит, и к снижению благосостояния потребителей, но и противоречит условию рационального распределения ресурсов; — во-вторых, функционируя при нулевой экономической прибыли, фирмы оказываются лишенными источника развития, что становится препятствием на пути научно-технического прогресса; — в-третьих, при высокой капиталоемкости производства, изначально обусловливающей крупный размер фирмы, обеспечение атомистичности рынка становится технически неосуществимым; — в-четвертых, в случае наличия значительного положительного эффекта масштаба, когда расширение производственных мощностей приводит к существенному снижению средних издержек производства, совершенная конкуренция становится нежелательной по самому критерию экономической эффективности. В силу этих обстоятельств даже самый конкурентный рынок не является идеальным общественным устройством и имеет целый ряд недостатков и соответственно отрицательных последствий. Прежде всего, конкурентный механизм обеспечивает «естественный отбор» экономических агентов и ведет к экономической дифференциации населения, глубокому имущественному неравенству. Это не только подрывает социальную стабильность, но и становится мощным фактором усиления неэффективности экономики. Рыночный механизм ведет к концентрации производства и капитала и, тем самым, способствует появлению монополистических тенденций. Рынок не всегда поощряет технические и технологические новшества. Это связано с тем, что достигаемый в результате нововведений экономический и конкурентный выигрыш является временным, появляется стремление «заморозить» нововведение, не дать ему распространиться среди конкурентов, монополизировать его использование. Существует достаточно большая группа товаров и услуг, производство которых невозможно в чисто конкурентной среде. Это так называемые общественные блага – национальная оборона, общественный порядок, сейсмологические услуги, спасение людей в чрезвычайных ситуациях и т.п. Такие товары и услуги могут быть предоставлены только государством. Чисто конкурентная система рынка сама по себе не обеспечивает устранения побочных эффектов производства товаров и услуг – загрязнения окружающей среды. Товаропроизводители думают лишь о росте дохода. Эту задачу также может решить только государство. Таким образом, реально существующие рыночные системы представляют собой модели несовершенной конкуренции, различные варианты смешанной экономики с включением государства в хозяйственную жизнь.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |