КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. по дисциплине «Юридическая психология
План Время: 2 часа Тема № 6 ЛЕКЦИЯ по дисциплине «Юридическая психология (психология в деятельности следователя)»
«Судебно-психологическая экспертиза» (специальность 030501 65 Юриспруденция, специализация – уголовно-правовая, ведомственная специализация - предварительное следствие в органах внутренних дел, очная форма обучения)
Орел Введение Основные вопросы: 1. История становления судебно-психологической экспертизы в России 2. Понятие и общая характеристика судебно-психологической экспертизы (определение, предмет, объект, компетенция, порядок назначения) 3. Виды судебно-психологической экспертизы Заключение
Литература: 1. Аминов И.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 2. Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2007. 3. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник. – М.: Норма, 2009. 4. Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 5. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 6. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юристъ, 2009. 7. Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Практикум по юридической психологии. – Ростов-на-Дону, 2007. 8. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. – М.: УКД «ЗЕРЦАЛО-М», 2006.
Учебное оборудование, демонстрационные материалы и ТСО: мультимедиа-проектор, презентация. Лекция подготовлена доцентом кафедры уголовного права, криминологии и психологии, кандидатом психологических наук, доцентом подполковником милиции С.Е. Борисовой. Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры уголовного права¸ криминологии и психологии 3 февраля 2010г. Протокол № 3. В отдельных случаях при расследовании преступлений по уголовным делам (а также в гражданском и административном процессах) возникают вопросы, для решения которых недостаточно профессиональных знаний сотрудника ОВД (следователя). Поэтому, как справедливо отмечает Г.Г. Шиханцов[1], требуются специальные познания в области психологии. Это относится, главным образом, к изучению особенностей психической деятельности свидетелей, потерпевших, подозреваемых, их эмоциональных реакций, психических свойств, состояний. Для исследования указанных особенностей назначается судебно-психологическая экспертиза, о характеристике которой важно иметь необходимые представления сотруднику ОВД. Цель лекции: раскрыть предназначение и сущность судебно-психологической экспертизы, особенности ее назначения; дать характеристику видам судебно-психологической экспертизы. Вопрос 1. История становления судебно-психологической экспертизы в России Значение психологического знания в целях обеспечения правосудия и других направлений правоохранительной деятельности было осознано в полной мере еще в 19 веке. Первые психологические экспертизы были проведены в начале 20 века западноевропейскими исследователями Ж. Варендонком, А. Бинэ, К. Марбе, В. Штерном[2]. Первая попытка проведения судебно-психологической экспертизы в России относится к 1883 году. Экспертиза, которую мы сейчас называем судебно-психологической, тогда была названа известным юристом А.Ф. Кони «экспертизой чувств и впечатлений». И хотя он не мог не признать ее интересной, отнесся к ней скептически ввиду ее субъективного характера и низкого научного уровня, что определялось общим состоянием развития психологической науки в то время[3]. Первая работа, посвященная экспериментальному судебно-психологическому исследованию, принадлежит В.М. Бехтереву («Об экспериментальном психологическом исследовании преступников», СПб, 1902г.), по инициативе которого и Д. Дриля в России создается Психоневрологический институт (1907г.), где впервые читается курс судебно-психологической экспектизы. А наиболее полный анализ первых опытов судебно-психологической экспертизы был проведен А.Е. Брусиловским в работе «Судебно-психологическая экспертиза: ее предмет, методика и пределы» (Харьков, 1929)[4]. Как отмечает В.В. Нагаев[5], в это время в России наблюдался мощный всплеск интереса к экспериментальной психологии и к психологической экспертизе в частности. Основное внимание в то время уделялось изучению и анализу психики подозреваемых, обвиняемых и свидетелей. Ученые стремились разработать такие методики, которые позволили бы им добытый при экспертном исследовании психологический материал соотнести с юридически значимыми категориями (например, определенное психическое состояние или качество психических процессов с категорией вменяемости или невменяемости подозреваемого либо обвиняемого). В 1925 г. в нашей стране впервые в мире был создан Государственный институт по изучению преступности и преступника, который в течение первых пяти лет своего существования опубликовал множество работ по юридической психологии и психологической экспертизе. Специальные кабинеты по изучению личности преступника и преступности были организованы в Москве, Ленинграде, Саратове, Киеве, Харькове, Минске, Баку и в других городах. В тот период велись работы и в области исследования психологии свидетельских показаний, проведения психологической экспертизы и по другим проблемам. Интенсивные исследования проводились психологом А.Р. Лурия в лаборатории экспериментальной психологии, созданной в 1927 г. при Московской губернской прокуратуре. Изучались возможности применения методов экспериментальной психологии для расследования преступлений и расширения проведения психологических экспертиз. В 1928-1929 гг. было проведено широкое обсуждение методологических ошибок при исследовании личности преступника и причин преступности. Резкая критика этих ошибок привела к их устранению, одновременно были прекращены исследования по некоторым темам юридической психологии, в том числе по психологической экспертизе. Дальнейшее успешное развитие судебно-психологической экспертизы оказалось невозможным. С конца 20-х годов ХХ в. прекратили существование многочисленные лаборатории и бюро судебно-психологических экспертиз, многие видные юристы сочли недопустимым использование экспертизы в судебной практике как ненаучного, субъективного подхода. Следующий этап развития судебно-психологической экспертизы приходится на 60-е годы. В 1965-1966 гг. началось чтение специальных курсов юридической и судебной психологии в юридических вузах Москвы, Ленинграда, Минска и некоторых других городов. В 1966 г. Министерством высшего и среднего образования СССР был проведен всесоюзный семинар по вопросам преподавания юридической психологии и основным проблемам этой науки. Психологическая экспертиза в то время переживала свое второе рождение, но на качественно ином уровне, подготовленном предшествующим развитием общей психологии, накопленным теоретическим и практическим опытом. Пожалуй, первым среди юристов признал необходимость использования судебно-психологической экспертизы Г.М. Миньковский в 1959 г. в связи с делами о преступлениях несовершеннолетних. Освоение данного вида экспертизы в уголовном процессе идет по нарастающей; заключение эксперта-психолога становится полноправным доказательным средством. Были сформированы основы теории судебно-психологической экспертизы, создан ее понятийный аппарат, большое значение придавалось разработке частных предметов экспертизы, конкретных психологических методик. Судебно-психологическая экспертиза получает и официальное признание. Верховный Суд СССР в 1968 г. подтвердил целесообразность привлечения к участию в судебном процессе (по делам о преступлениях несовершеннолетних) специалиста в области психологии в качестве эксперта для определения способности несовершеннолетних, имеющих признаки умственной отсталости, полностью сознавать значение своих действий и руководить ими. В 1978 г. на совместном заседании методического совета Прокуратуры СССР, научно-консультативного совета при Верховном Суде СССР и ученого совета Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности обсуждался доклад известного ученого А.Р. Ратинова «О состоянии и перспективах судебно-психологической экспертизы». Наконец, в 1980 г. в Прокуратуре СССР было разработано и принято методическое письмо под названием: «Назначение и проведение судебно-психологической экспертизы». Оно сыграло (в известной степени) роль нормативной базы для более активного внедрения этого вида экспертного исследования в сферу уголовного процесса. Проблемам судебно-психологической экспертизы по уголовным делам посвящены многочисленные статьи психологов и юристов. Имеется ряд монографий, среди которых можно выделить работы А.Р. Ратинова, М.М. Коченова, И.А Кудрявцева, Н.Н. Станишевской. В настоящее время серьезные исследования отечественных ученых (М.М. Коченова, В.Л. Васильева, В.Ф. Пирожкова, А.В. Дулова, В.Ф. Енгалычева, С.С. Шипшина и др.) позволяют на качественно ином уровне ставить и решать психологические задачи применительно к целям уголовного процесса. Сейчас теория судебно-психологической экспертизы, несмотря на имеющиеся нерешенные проблемы, обладает достаточным арсеналом научных средств, позволяющих использовать достижения психологической науки для решения практических задач в различных сферах юридической деятельности.
Вопрос 2. Понятие и общая характеристика судебно-психологической экспертизы (определение, предмет, объект, компетенция, порядок назначения) Существует несколько определений СПЭ. Приведем некоторые из них. СПЭ является самостоятельным видом судебной экспертизы, состоящим в использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для установления обстоятельств, входящих в процесс доказывания по уголовному (гражданскому) делу [6]. СПЭ представляет собой исследование, проведенное сведущим лицом – экспертом на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем либо судом будет являться доказательством по уголовному делу[7]. СПЭ – исследование, осуществляемое экспертом на основе специальных познаний в области психологии в целях дачи заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. СПЭ – это специальное действие, заключающееся в исследовании сведущим лицом – психологом по заданию следователя или суда предоставленных ему подэкспертных материалов с целью установления фактических данных, имеющих значение для дела и дачи заключения в установленной форме[8]. В настоящее время главное предназначение СПЭ состоит в оказании помощи органам предварительного расследования и суду в более глубоком исследовании специальных вопросов психологического содержания, помогающих установить истину об обстоятельствах, подлежащих доказыванию[9]. Предметом СПЭ является изучение конкретных процессов, свойств, состояний и механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по уголовному делу. Объектом СПЭ является психическая деятельность здорового человека. В центре исследования всегда находится личность подэкспертного (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля) [10]. Компетенция СПЭ определяется с учетом следующих критериев [11]: 1) научно-методического уровня развития современной психологической науки, прежде всего, научно-методическим уровнем развития базовых наук - общей и юридической психологии. На разрешение судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены только такие вопросы, на которые психология в состоянии ответить, Т.е. располагает научно-методической базой для научно обоснованного разрешения определенных вопросов, относящихся к компетенции СПЭ, методикой их правильного разрешения и составления по ним научно обоснованного заключения. Поскольку уровень развития знаний в психологии постоянно повышается, возможности судебно-психологической экспертизы будут расширяться и возрастать, т.е. этот критерий не носит постоянного характера; 2) в компетенцию СПЭ не может входить решение юридических вопросов (оценка юридических признаков субъективной стороны преступления - вины, ее формы, мотива и цели преступления, оценка доказательств, юридическая квалификация деяния, а также нравственная оценка личности и поведения подэкспертного). Последнее положение играет особую роль, поскольку оно включает в себя требования, предъявляемые как к профессиональной квалификации, так и нравственно-этической стороне экспертной работы. Реализация этических правил соответствует интересам как подэкспертного, так и самого эксперта, так как специфика психологического исследования обвиняемого или подсудимого предполагает, в частности, возможность установления психологического контакта с ним только в том случае, когда испытуемый убежден, что сообщение посторонним лицом сведений, которые даются им в ходе СПЭ, запрещено законом. Поэтому не случайно многие юристы и психологи - настаивают на необходимости введения законоположения, гарантирующего сохранение экспертной тайны, а также соблюдение иных требований этического характера. Серьезной проблемой является проведение СПЭ лицами, не имеющими для этого достаточной подготовки, не владеющими методами психологического исследования, правилами составления заключений и т.д. В условиях, когда штатных психологов-экспертов еще не хватает, обращение следственных и судебных органов к психологам, работающим в педагогических институтах, психиатрических больницах и т.п., практически неизбежно. Однако в целях повышения престижа и качества судебно-психологической экспертизы, по-видимому, следует ввести квалификационные экзамены на право заниматься психологической экспертизой в уголовном судопроизводстве. Компетенцию СПЭ можно определить и через выделение круга вопросов психологического содержания, относящихся к компетенции отдельных видов психологической экспертизы. В настоящее время с учетом названных выше критериев и потребностей следственной и судебной практики к компетенции судебно-психологической экспертизы относятся: - установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки не связанного с психическим заболеванием отставания в психическом развитии, полностью сознавать значение своих действий и определение, в какой мере эти несовершеннолетние способны руководить своими действиями; - установление способности психически здоровых свидетелей и потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических, возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания; - установление наличия или отсутствия у субъекта в момент совершения преступления аффекта или иных непатологических эмоциональных состояний, способных существенно влиять на сознание и деятельность человека; - установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании (в первую очередь малолетних) понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказать сопротивление; - установление возможности возникновения у человека в конкретных условиях определенных психических состояний (напряженности, монотонности, стресса и т.д.) и экспертная оценка их влияния на качество выполнения профессиональных функций при -управлении техникой (в авиации, на железнодорожном и автомобильном транспорте, в работе операторов АСУ и т.п.); - определение индивидуально-психологических особенностей человека, включая особенности его личности, характера, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, способных существенно повлиять на поведение субъекта и формирование у него намерения на, совершение преступления; - установление ведущих, упрочившихся мотивов поведения человека и мотивации отдельных поступков как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность; - психологическая диагностика (совместно с экспертами-психиатрами в ходе комплексной психолого-психиатрической экспертизы) структуры и динамики психических нарушений болезненного характера и выявление нормальных (сохранных) сторон психической деятельности у психически больных; - установление неформальной структуры преступной группы, в первую очередь несовершеннолетних, на основе данных о психологических особенностях личности ее участников, позволяющих занимать лидирующее или иное положение в группе. Порядок назначения СПЭ. Уголовно-процессуальным кодексом обозначен круг лиц, имеющих право назначать экспертизу [12]: - следователь; - лицо, производящее дознание; - прокурор; - суд, судья. СПЭ проводится на основании постановления следователя или определения суда. В этих документах: 1) излагаются: основания для назначения судебно-психологической экспертизы; 2) излагаются обстоятельства дела, имеющие отношение к предмету экспертизы; 3) определяется, какие именно факты требуют анализа с применением специальных познаний в области юридической и общей психологии; 4) указывается, кому поручается проведение экспертизы и формулируются вопросы, которые ставятся на разрешение экспертов[13]. В качестве источников информации, предоставленных в распоряжение эксперта, обычно указывают: подэкспертное лицо; уголовное дело; приобщенную к делу медицинскую документацию. В необходимых случаях могут быть предоставлены и другие материалы, имеющие значение для производства СПЭ и приобщенные к уголовному делу: продукты творчества (рисунки, например), письма, дневники, видеозаписи следственного эксперимента, допросов и т.п.[14] При этом вопросы, поставленные перед экспертом-психологом, не должны выходить за пределы его специальных знаний и не должны носить правового характера (например, вопросы о наличии состава преступления, виновности или невиновности и др.)[15]. В целом, вопросы, поставленные на разрешение эксперта-психолога, определяют направление и объем СПЭ. Кроме того, вопросы должны иметь специальный характер, быть четко сформулированы и поставлены в логической последовательности, когда каждый последующий вопрос логически вытекает из предыдущих. Здесь же следует обозначить ошибки, допускаемые следователем при формулировке вопросов психологу[16]: 1. Индивидуально-психологические особенности испытуемого психолог определяет, исходя из фабулы конкретного уголовного дела. Когда вместо обобщенного термина «индивидуально-психологические особенности» следователь использует более узкие понятия, отражающие лишь отдельные стороны или уровни личности человека, это является ошибкой (например, вопросы о чертах личности, характере, типе высшей нервной деятельности, темпераменте и т.п.). 2. Формулировка вопросов, не входящих в компетенцию СПЭ, например, «Какие индивидуально-психологические особенности обвиняемого способствовали совершению преступления?». Данный вопрос неуместен, т.к. моральная оценка личности является прерогативой суда, а не эксперта-психолога; между ценностями, главными мотивами жизнедеятельности человека и его реальным поведением существует лишь вероятностная связь - между направленностью личности и ее проявлением в поступках в конкретных ситуациях находится очень много опосредующих звеньев. Также очень важен грамотный выбор следователем эксперта или экспертного учреждения. При этом решающими критериями выбора являются компетентность, объективность и незаинтересованность эксперта в исходе дела. Как отмечает Т.А. Бондаренко[17], экспертом-психологом может быть назначен только специалист, имеющий высшее психологическое или медицинское образование. Отказ от проведения экспертизы должен быть принят, если поставленные перед экспертизой вопросы не соответствуют профессиональной специализации данного лица. Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов, - они определены законом. В своей познавательной деятельности эксперт самостоятелен и независим. СПЭ может проводить и экспертная комиссия в составе 2-3 специалистов. Предпочтение при этом следует отдавать научным и научно-педагогическим работникам, лицам, работающим в области психологии в учебных или научно-исследовательских учреждениях не менее 5 лет и имеющим научные публикации по психологии[18]. СПЭ состоит из следующих этапов или стадий: - участие эксперта в исследовании доказательств, - выяснение обстоятельств, имеющих значение для заключения экспертов, - проведение экспериментального исследования, - составление заключения, - оглашение заключения и - допрос экспертов[19]. Как разъясняет М.И. Еникеев[20], заключение судебно-психологической экспертизы, как источник доказательства, должно быть изложено письменно и в требуемом законом порядке, предусматривающем определенную его форму, структуру и содержание. Заключение должно быть написано понятным языком, а научные термины должны быть разъяснены. Заключение должно состоять из трех частей: 1) вводной, 2) исследовательской и 3) заключительной. Во вводной части указываются время и место составления заключения, сведения об эксперте, правовое основание проведения экспертизы, название исходного процессуального документа. Здесь же указываются вопросы, поставленные перед экспертизой (без изменения возможных неточностей и терминологических ошибок). В исследовательской части описываются все использованные диагностические методы, методики и процедуры, прилагаются протоколы их проведения. В заключительной части даются ясные и четкие ответы на поставленные вопросы. Невозможность получения информации или точного ответа должна быть обоснована. Если однозначный ответ невозможен, он может быть и вероятностным. Ответы на поставленные вопросы и являются выводами экспертизы. Если получение ответа требует знаний специалистов из смежных отраслей науки, в заключении указывается на необходимость назначения психолого-психиатрической, медико-психологической, инженерно-психологической или другой экспертизы. В заключении комплексной экспертизы указывается, какие исследования проведены раздельно и совместно, и приводятся соответствующие результаты. Ответы в заключительной части могут быть даны как по нескольким видам экспертизы, так и раздельно. Эксперт-психолог не дает юридической оценки исследуемых обстоятельств. Эксперт может быть допрошен следователем или судом. Заключение экспертизы подлежит их оценке. Следователь, суд, другой полномочный орган или должностное лицо определяют обоснованность заключения и его значение в системе доказательств. Необоснованное заключение может быть отвергнуто. При этом назначается дополнительная экспертиза. Заключение судебно-психологической экспертизы может оцениваться и другими участниками уголовного процесса, которые могут ходатайствовать о повторной экспертизе.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |