КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3. Виды СПЭ
Различают следующие виды судебно-психологических экспертиз: 1. Единоличная и комиссионная экспертизы (в зависимости от числа экспертов). Данная классификация строится в зависимости от числа экспертов, проводящих экспертное исследование. Единоличная экспертиза проводится одним лицом, обладающим специальными познаниями в области психологии. Комиссионная экспертиза – это экспертиза, проводимая несколькими экспертами одной специальности (или узкой специализации). Обычно такого вида экспертиза требуется в случае ее особой сложности, трудоемкости или значимости по делу. 2. Основная и дополнительная экспертизы. Основной является экспертиза, назначенная для решения поставленных перед экспертами вопросов. Дополнительной по отношению к ней явится новая экспертиза, назначенная в связи с неполнотой или недостаточной ясностью прежнего (основного) экспертного заключения, но при отсутствии сомнений в достоверности его выводов. Дополнительная экспертиза проводится лишь тогда, когда неполноту либо недостаточную ясность основного экспертного заключения нельзя устранить с помощью допроса эксперта и последнему требуются дополнительные исследования. 3. Экспертизы первичные и повторные. Первичная экспертиза проводится впервые по данному делу в отношении данного лица. Повторная экспертиза проводится вторично в отношении данного лица при наличии сомнений в обоснованности или правильности выводов первичной экспертизы. По делу может быть назначено несколько повторных экспертиз, которые по порядку их назначения именуются второй, третьей, четвертой и т.д. Основное отличие между дополнительной и повторной экспертизами состоит в том, что при дополнительной экспертизе решаются вопросы, которые ранее не были разрешены, а при повторной – заново исследуются (перепроверяются) уже разрешенные вопросы. Поэтому дополнительная экспертиза поручается тому же или другому эксперту, а повторная – другому эксперту или другим экспертам. 4. Экспертизы однородные и комплексные. Однородные экспертизы проводятся представителями одной отрасли науки, а комплексные – экспертами – специалистами разных отраслей научного знания. Комплексная экспертиза – это экспертиза, в производстве которой участвуют несколько экспертов различных специальностей либо узких специализаций (профилей), например, психолого-психиатрическая Э, психолого-лингвистическая, психолого-медицинская, психолого-техническая и др. Особенность комплексного исследования заключается в том, что общим для экспертов выступает цель исследования, а способы достижения результатов могут быть различными. Основное назначение комплексной экспертизы – решение вопросов, относящихся к пограничным знаниям экспертов, когда достигаются полиаспектные (целостные) представления об исследуемом объекте. С учетом сказанного комплексные психологические исследования классифицируются на следующие виды экспертиз[21]: - психолого-медицинская (какие особенности психики могут быть обусловлены данным видом заболевания? Могло ли подэкспертное лицо в результате определенной болезни сознавать значение своих действий и руководить ими?); - психолого-психиатрическая (страдает ли испытуемый психическим заболеванием и если да, то каким? Учитывая состояние психического здоровья испытуемого и особенности исследуемой ситуации, в какой мере он мог руководить своими действиями?), - психолого-криминалистическая, - психолого-автотехническая, - психолого-светотехническая, - медико-психологическая, - психолого-вокалографическая, - психолого-искусствоведческая (например, экспертиза печатных изданий эротического и порнографического содержания), - психолого-педагогическая, - психолого-лингвистическая (учитывая уровень интеллектуального развития, особенности устной и письменной речи, индивидуально-психологические особенности и конкретные обстоятельства дела, является ли испытуемый автором исследуемого текста?). 5. Виды СПЭ по процессуальному положению подэкспертных – СПЭ в отношении таких процессуальных лиц, как подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, свидетель и потерпевший. 6. Предметные виды СПЭ (по характеру вопросов, решаемых экспертизой, и юридическому значению экспертных заключений): 6.1. СПЭ способности воспринимать важные для дела обстоятельства Поводом для назначения данной экспертизы могут служить: • принципиальное несовпадение показаний свидетеля или потерпевшего с другими материалами дела; • данные о каком-либо особом психическом состоянии в момент восприятия информации, имеющей значение для дела; • большой срок давности событий, составляющих содержание показаний; • данные о личности свидетеля или потерпевшего (возраст, профессия, уровень интеллектуального развития, низкая степень владения речью и т.д.), основанные на анализе условий восприятия и сомнения в способности конкретного лица воспринимать те или иные обстоятельства; • данные о характере воспринимавшегося раздражителя и т.д. В подобных ситуациях можно рекомендовать следующие типовые вопросы. • Учитывая индивидуальные особенности зрения (или другого органа чувств) свидетеля (потерпевшего) и конкретные условия, в которых происходило событие (указывается какое), мог ли свидетель (потерпевший) правильно воспринимать определенные обстоятельства (указывается какие)? Данный вопрос в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть изменен или разделен на несколько отдельных вопросов, особенно в тех случаях, когда имелись противоречия в показаниях на разных этапах судопроизводства. • Каковы основные индивидуально-психологические особенности свидетеля? • Мог ли свидетель в силу имеющихся у него индивидуально-психологических особенностей правильно воспринимать события преступления (указывается какие) и давать о них правильные показания: а) в период допроса (указывается дата), б) в настоящее время? Основанием для такой дифференциации могут служить сведения об экстремальных условиях восприятия, динамике психического состояния субъекта, стрессовых условиях, в которых были даны первоначальные показания. Более конкретные вопросы могут быть сформулированы следующим образом. • Обладает ли свидетель абсолютной чувствительностью зрительного (или другого) анализатора, необходимой для восприятия раздражителя (указывается какого)? • Обладает ли свидетель разностной чувствительностью зрительного (или другого) анализатора, достаточной, чтобы в имевших место условиях восприятия ощутить изменение в силе раздражителей? Если объектом экспертизы являются несовершеннолетние (малолетние) свидетели или потерпевшие, предметом экспертизы может стать характерная для определенного возраста (и представителей некоторых типов характера) тенденция к фантазированию, результатом которой могут стать показания свидетеля или потерпевшего. Наряду с этим у некоторой части детей одной из ведущих черт характера на определенное время становится повышенная внушаемость. Как правило, это преходящее качество, однако в ряде случаев оно становится устойчивой характерологической чертой и у взрослых. Для установления этих индивидуально-психологических особенностей формулируются следующие вопросы. • Имеются ли у свидетеля признаки повышенной склонности к фантазированию? • Имеются ли у свидетеля признаки повышенной склонности к внушаемости? • Может ли свидетель с учетом выявленного у него уровня развития речи давать правильные показания? • Обладает ли свидетель такими особенностями внимания, памяти и мышления, которые могли способствовать запоминанию им информации (указывается какой) и сохранения ее на протяжении длительного времени (указывается какого)? В необходимых случаях вопросы, направленные на установление способности испытуемого правильно воспринимать обстоятельства преступления, могут сочетаться с другими вопросами: о наличии физиологического аффекта, психологических показателей беспомощного состояния, некоторых особенностей личности и характера и т.д. Объектами данного вида экспертизы могут быть как взрослые, так и дети, являющиеся, как правило, свидетелями и потерпевшими по делу, хотя в некоторых случаях вопрос о способности правильно воспринимать факты и давать о них правильные показания может быть поставлен и в отношении обвиняемого и подсудимого.
6.2. СПЭ физиологического аффекта и других психических состояний Данная экспертиза проводится по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 104, 110 УК РФ, и других насильственных преступлениях, когда имеются основания полагать, что убийство или другое насильственное преступление совершено обвиняемым в состоянии физиологического аффекта или ином конфликтном психическом состоянии, возникшем в результате безнравственных и противоправных действий потерпевшего (его виктимного поведения), под давлением других внешних обстоятельств. Поводами для назначения этой экспертизы являются выявленные в ходе допроса свидетелей, потерпевших и обвиняемого признаки необычного психического состояния или поведения обвиняемого во время совершения инкриминируемого ему деяния: - взрывной характер эмоционально-поведенческих реакций обвиняемого; - нанесение им большого количества ударов потерпевшему; - интенсивность эмоциональных процессов; - частичное ослабление сознательного, волевого контроля за своими действиями; - неадекватность реакций на раздражители; - неполнота восприятия происходящего, частичное запамятование обстоятельств расследуемого события; - изменения в деятельности вегетативной нервной системы (побледнение, покраснение лица, дрожание пальцев рук); - временное нарушение речи и т.п. В подобных ситуациях на разрешение судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены следующие типовые вопросы. • Каковы основные индивидуально-психологические особенности личности обвиняемого (подсудимого) (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы, предрасположенность к аффекту)? • В каком психическом (эмоциональном), психофизиологическом состоянии находился обвиняемый во время совершения инкpиминиpyeмыx ему действий и какими факторами оно было обусловлено (постоянная интоксикация, переутомление, эмоциональное потрясение, бессонница и др.)? • Находился ли обвиняемый во время совершения инкриминируемых ему действий в состоянии физиологического аффекта? • Каков вид воздействия внешнего раздражителя (например, провоцирующих действий потерпевшего и в целом роли окружающей среды)? • Учитывая особенности эмоционального состояния обвиняемого, в какой мере он мог осознавать значение своих действий и руководить ими? Объектом данного вида экспертизы чаще всего являются лица, обвиняемые в убийстве, нанесении тяжких телесных повреждений, реже - потерпевшие по делам об изнасиловании, а также лица, совершившие попытку к самоубийству или завершенный суицид. Однако в практике встречаются случаи, когда экспертиза данного вида назначается по делам иных категорий, например в случаях, когда преступление совершено в каких-либо экстремальных условиях. При установлении в ходе СПЭ других эмоциональных состояний (например, дистресса, кризиса, фрустрации и пр.) эксперт может воспользоваться правом экспертной инициативы, чтобы профессионально квалифицировать и их возможные негативные последствия в плане влияний на способность лица в определенной мере отдавать отчет в своих действиях и сознательно руководить ими.
6.3. СПЭ потерпевших по делам об изнасиловании Объектом данной экспертизы являются, как правило, несовершеннолетние лица женского пола. Но в практике встречаются, случаи, когда экспертиза этого вида назначается в отношении взрослых девушек и женщин в связи с необходимостью решения вопроса о наличии у них в момент совершения в отношении них противоправных действий психологических показателей беспомощного состояния, когда они в силу своего физического и психического состояния не могли понимать характер и значение совершаемых с ними действий или оказывать сопротивление виновному. В редких случаях объектом такой экспертизы бывают мужчины, потерпевшие от половых преступлений. Чаще всего поводом для назначения этого вида экспертизы являются данные о физическом или психическом насилии со стороны обвиняемого и пассивности либо других вариантах неадекватных действий потерпевшей. В подобных ситуациях могут быть поставлены следующие типовые вопросы. • Каковы основные индивидуально-психологические особенности личности потерпевшей? • В каком психическом состоянии находилась потерпевшая во время совершения преступления? • Могла ли потерпевшая, учитывая имеющиеся у нее индивидуально-психологические особенности личности, особенности ее психического состояния в период (указывается какой) совершения преступления, знаний в области интимных отношений, правильно оценить характер совершаемых с нею действий? • Могла ли потерпевшая, учитывая свойственные ей индивидуально-психологические особенности и психическое состояние в момент совершения преступления, оказывать сопротивление обвиняемому? Если сомнения в психическом состоянии потерпевшей подкрепляются данными, указывающими на ее полную заторможенность и пассивность или, напротив, сильное возбуждение в период, относящийся к событию преступления, то следует иметь в виду, что в ситуациях такого рода может возникнуть аффект страха. В подобных случаях может быть поставлен вопрос. • Не находилась ли потерпевшая в период совершения по отношению к ней противоправных действий в состоянии физиологического аффекта или каком-либо другом экстремальном эмоциональном состоянии? Поскольку возникновению беспомощного состояния часто предшествует психическое насилие со стороны виновного, а также прямое или косвенное внушение с его стороны, то перед экспертами психологами могут быть поставлены следующие вопросы. • Являлось ли психическое состояние потерпевшей следствием действий обвиняемого, и если являлось, то каких именно? • Не обнаруживает ли потерпевшая признаков повышенной внушаемости? В необходимых случаях на разрешение данной экспертизы могут быть поставлены и такие вопросы. • Имеются ли у потерпевшей признаки умственной отсталости, не связанной с психическим заболеванием, и если имеются, в чем они выражаются? • Учитывая особенности психического развития потерпевшей, могла ли она в полной мере сознавать значение сложившейся ситуации и предвидеть возможные последствия своего поведения? В результате адекватных ответов на поставленные вопросы жертв изнасилования можно отнести к следующим трем специфическим группам: 1) группе случайных жертв (здесь всегда есть определенная оборонная позиция по отношению к агрессору); 2) группе неосознанно провоцирующих сексуальное поведение преступника (это женщины, легко устанавливающие случайные знакомства, демонстрирующие при общении личную сексуальную опытность, но застигнутые врасплох развитием событий); 3) группе «жертв», сознательно провоцирующих сексуальное поведение преступника с предполагаемой целью в последний момент выйти из сложившейся ситуации (но это им, однако, часто сделать не удается). Психологически обоснованное (после результатов специального обследования) отнесение взрослых потерпевших по делам об изнасиловании к одной из указанных групп предоставляет суду возможность более правильно установить причины и условия, способствующие совершению изнасилования.
6.4. СПЭ индивидуально-психологических особенностей Данный вид экспертизы проводится в тех случаях, когда: а) вызывают сомнения, имеющиеся в деле данные о личности обвиняемого или подсудимого; б) имеются противоречивые оценки индивидуальных особенностей обвиняемого (подсудимого) со стороны разных свидетелей; в) требуется установить особенности ведущих мотивов поведения человека и мотивации конкретных поступков как важных обстоятельств, характеризующих личность; г) необходимо исследовать отдельные психологические особенности личности обвиняемого или подсудимого (такие, например, как повышенная внушаемость, импульсивность, ригидность, преобладающее настроение, темп и характер решения мыслительных задач и т.д.), способных существенно влиять на мотивацию поведения субъекта, в том числе на формирование у него намерения совершить преступление; д) необходимо дать психологическую интерпретацию отдельных действий субъекта с учетом его индивидуально-психологических особенностей. Объектом данного вида СПЭ могут быть обвиняемые и подсудимые. Практика показывает, что если предыдущие виды экспертизы проводятся в основном на предварительном следствии, то СПЭ индивидуально-психологических особенностей - главным образом в судебном заседании. Это понятно, так как судьи бывают крайне заинтересованы в получении квалифицированно составленного «психологического портрета» подсудимого, благодаря которому появляется возможность глубже понять психологический механизм совершения преступления и принять взвешенное, законное и обоснованное решение по делу с учетом индивидуально-психологических особенностей подсудимого. На разрешение данного вида экспертизы могут быть поставлены следующие типовые вопросы. • Каковы индивидуально-психологические особенности личности подсудимого (темперамента, характера, интеллекта, эмоционально-волевой и мотивационной сфер)? • Каковы основные особенности мотивации поведения подсудимого? • Обладает ли подсудимый повышенной внушаемостью (или каким-либо другим качеством, которое интересует суд, например ригидностью мышления, импульсивностью, эмоциональной неустойчивостью и т.д.)? • Обладает ли подсудимый такими индивидуально-психологическими особенностями, которые могли повлиять на формирование у него намерения на совершение инкриминируемого ему деяния (указывается какого)? • Мог ли обвиняемый (подсудимый), учитывая его индивидуально- психологические особенности, правильно воспринимать рассматриваемые в суде события (указывается какие) и давать о них правильные показания (указывается когда)? • Мог ли подсудимый, учитывая его индивидуально-психологические особенности, сознавать значение совершаемых им действий и руководить ими? • Как на основе психологического исследования личности обвиняемого (подсудимого) и его психического состояния в период совершения преступления могут быть объяснены его действия (указывается какие) в определенный период (указывается в какой)? Для характеристики личности подсудимого и его противоправных действий могут иметь значение данные о характере его межличностных отношений с ближайшими родственниками, друзьями и т.д. В этом контексте может быть поставлен, например, такой вопрос. • Учитывая данные психологического исследования, как могут быть охарактеризованы внутрисемейные отношения подсудимого и его жены? Имелись ли в их взаимоотношениях признаки психологической несовместимости? Психологическое исследование индивидуально-психологических особенностей личности проводится и при проведении других видов экспертизы, в том числе и рассмотренных ниже.
6.5. СПЭ несовершеннолетних обвиняемых Основной задачей данного вида СПЭ является установление способности отстающих в развитии, но психически здоровых подростков полностью сознавать значение своих действий и руководить ими. В основе ответа на этот главный вопрос лежит психологическая диагностика уровня психического развития подростка, свидетельствующего о том, достиг ли подросток в своем развитии возраста уголовной ответственности. Главная задача экспертизы в данном случае состоит в установлении индивидуально-психологических особенностей, которые могут оказывать влияние на способность субъекта в момент совершения преступления сознавать значение своих действий и руководить ими. В подобных ситуациях перед экспертами-психологами могут ставиться следующие типовые вопросы. • Имеются ли у подростка признаки отставания в психическом развитии, и если имеются, то в чем они конкретно выражаются? • Учитывая особенности психического развития несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значение своих действий? • Учитывая особенности психического развития несовершеннолетнего, в какой мере он мог руководить своими действиями? При проведении экспертиз данного вида нередко складывается ситуация, когда необходимо применение специальных познаний в области как психологии, так и психиатрии, а также в такой специфической области прикладной психологии, как дефектология. Совместные усилия психологов и психиатров в области экспертизы несовершеннолетних правонарушителей необходимы для решения вопроса о задержках психического развития детей и подростков вследствие олигофрении, причем наибольшие трудности вызывает диагностика ее невыраженной степени - дебильности. В этих случаях необходимо проведение комплексной психологопсихиатрической экспертизы с постановкой перед экспертом вопросов. • Страдал ли ранее и не страдает ли в настоящее время несовершеннолетний психическими заболеваниями? • Обнаруживает ли несовершеннолетний признаки задержки умственного развития, и если обнаруживает, то в чем они выражаются? • Учитывая состояние здоровья несовершеннолетнего и особенности его психического развития, мог ли он полностью сознавать значение своих противоправных действий (указывается какие именно) и в какой мере мог руководить ими? Если же судебно-психиатрическая экспертиза проведена до психологической и ею установлено наличие психического заболевания у подростка в период совершения им инкриминируемых ему деяний, то необходимость в проведении СПЭ чаще всего отпадает. Если же проведенной судебно-психологической экспертизой установлено, что несовершеннолетний не страдал и не страдает каким-либо психическим заболеванием, включая и олигофрению, но у следователя и суда остаются сомнения в отношении его умственного развития, то назначение судебно-психологической экспертизы следует считать обоснованным и даже необходимым. В результате ее проведения в данном случае может быть решен вопрос об уровне (в частности, снижении) психического развития, обусловленном не болезненными процессами, а, например, педагогической запущенностью. 6.6 СПЭ для установления социально-психологической структуры преступной группы Данный вид экспертизы, как правило, назначается в период предварительного расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами в условиях сложившейся неформальной группы с асоциальной или криминальной направленностью. На основе изучения собранных по делу материалов и индивидуально-психологических особенностей участников группы психологи-эксперты могут дать ответы на следующие вопросы. • Кто из обвиняемых имеет психологические особенности личности (какие), позволяющие ему занимать лидирующее положение в данной преступной группе? • Кто из обвиняемых имеет такие особенности личности, как повышенная внушаемость, робость, подчиняемость, слабые волевые качества? • У кого из обвиняемых уровень психического развития (в том числе интеллектуального, эмоционального) значительно снижен по отношению к другим? Могут быть поставлены и другие вопросы, направленные на раскрытие структуры взаимоотношений в преступной группе, в том числе и в отношении совершеннолетних лиц, если имеется возможность провести психологическое изучение личности каждого ее участника (в отдельных случаях - по материалам дела).
6.7. СПЭ по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой Основным объектом данного вида СПЭ являются лица, которые в силу своей профессии или иных причин являются операторами различного профиля: водители автомобилей, железнодорожных составов, летчики, операторы энергетических установок и т.д., по вине или при участии которых произошли какие-либо происшествия (аварии, поломка техники и т.п.). При этом у следователя или суда возникают сомнения в их способности (психофизиологических возможностях) выполнять функции по управлению техникой. В роли экспертов по данному виду экспертизы выступают специалисты в области психологии труда и инженерной психологии. В настоящее время такая экспертиза применяется при расследовании происшествий на всех видах транспорта (железнодорожном, авиационном, автомобильном, морском), хотя, безусловно, наиболее часто экспертов-психологов приглашают для участия в расследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП). СПЭ в данном случае направлена на установление момента, когда водитель, с учетом его индивидуальных психофизиологических возможностей, имел техническую возможность предотвратить данное ДТП. Объектом экспертизы могут быть не только водители, но и потерпевшие и свидетели - очевидцы. Перед экспертами-психологами прежде всего ставится вопрос о том, мог ли водитель (обвиняемый или потерпевший), с учетом его индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей, правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить обстоятельства ДТП в своих показаниях. Кроме того, могут быть поставлены вопросы, направленные на установление психофизиологических особенностей водителя, а также вопрос об оценке его действий (с психологических позиций) в нормальных условиях и тех условиях, в которых произошло ДТП. СПЭ потерпевших компетентна выявить особенности их восприятия, характерные для них особенности формирования оценочных суждений. Конкретные вопросы могут касаться характеристик памяти, внимания, восприятия, времени реакции в условиях, в которых имело место ДТП. Особый интерес представляют выводы экспертов-психологов относительно психического состояния водителя в момент ДТП, поскольку наряду с устойчивыми индивидуально-психологическими особенностями, психическое состояние оказывает влияние на течение всех психических процессов, участвующих в обеспечении деятельности водителя. Перед экспертом в связи с этим могут быть поставлены вопросы о том, не является ли данная ситуация экстремальной, и если является, то какими признаками она характеризуется; не находился ли водитель в каком-либо особом психическом состоянии в момент ДТП (стресса, фрустрации, напряжения, тревоги, страха, утомления и т.д.). Учитывая многообразие ситуаций, в которых происходят происшествия, связанные с управлением различной техникой, представителям правоохранительных органов необходимо иметь в виду, что назначению данного вида СПЭ должна обязательно предшествовать консультация со специалистами в области психологии труда и инженерной психологии, которая позволит правильно сформулировать вопросы, выносимые на разрешение экспертов. 6.8. Посмертная СПЭ Объектами посмертной судебно-психологической экспертизы, как правило, являются: а) лица, совершившие самоубийство; б) погибшие в результате совершения преступления (убийства), в отношении которых для установления истины по делу требуется посмертное исследование их индивидуально-психологических особенностей. В первом случае СПЭ проводится для установления психологических причин, способствовавших совершению самоубийства, что имеет важное значение для исследования вопроса о том, имел ли место факт доведения до самоубийства, во втором случае - для установления личностно-психологических особенностей, важных для оценки отношений между погибшим и обвиняемым. Вопросы, которые ставятся на решение экспертов, во многом совпадают с изложенными выше и направлены на получение ответа о психическом состоянии лица в исследуемый промежуток времени. Так, при расследовании самоубийства могут быть поставлены вопросы. • В каком психическом состоянии находился погибший в период, непосредственно предшествующий самоубийству, и какими факторами оно было обусловлено? • Не находился ли погибший в состоянии стресса, фрустрации, аффекта или ином экстремальном психическом состоянии? • Каковы были основные индивидуально-психологические особенности погибшего и в какой мере они нашли свое выражение в совершении самоубийства? Крайне важна роль данной СПЭ для разграничения случаев инсценировки убийства под самоубийство или суицида от смерти в результате несчастного случая. Для определения суицида и исключения других причин смерти ключевым является такой признак личности, как намерения, который может быть обнаружен как в вербальном, так и в невербальном материале - записных книжках, аудио- и видеозаписях, дневниках, рисунках и т.д. К их числу относятся следующие обстоятельства: 1) неожиданные, не согласующиеся со стилем жизни экспертируемого лица приготовления к смерти. Например, проявления необъяснимой щедрости, неожиданное раздаривание имущества, внезапно возникающая активность по обеспечению будущего детей, любимых животных и т.п.; 2) появление в разговорах тем прощания, неизбежности смерти, желания уйти из жизни (например, высказывания: «Мне уже ничего не мило», «Вам будет грустно без меня», «Вы для меня много значите», «Пусть у вас будет хорошая жизнь»); 3) проявление бессилия, беспомощности; 4) проявление сильной физической или душевной боли, страдания (например: «Эта боль меня убивает. Я не в силах больше ее выносить», «Это выше моих сил», «Я так больше не могу»); 5) интерес к смертоносным средствам и способам ухода из жизни (приобретение оружия, накопление потенциально смертоносных лекарств и т.п.); 6) меры предосторожности, направленные на то, чтобы не помешали совершить суицид, чтобы не могли спасти (выбрано уединенное место, двери заперты и т.п.); 7) указания на то, что покойный знал потенциальные возможности выбранных им средств смерти (например, знал летальную дозу употребленного им ядовитого вещества); 8) попытки и угрозы суицида в прошлом; 9) стрессовые события или ощутимые потери, как состоявшиеся, так и предстоящие (например, потеря близкого, крах карьеры, финансовое банкротство, ожидание неизбежных изменений); 10) тяжелые депрессии или психические расстройства. Под депрессией в данном контексте понимается не кратковременное уныние и упадок настроения, а психическое расстройство, характеризующееся стойкой и всеобъемлющей потерей интереса к жизни на протяжении достаточно длительного времени (от двух недель и более). Дополнительными индикаторами депрессии служат гипертрофированное чувство вины и угрызений совести, общий упадок сил, потеря аппетита, заметное изменение веса тела. Поскольку депрессия относится к категории возобновляющихся (возрастных) заболеваний, наличие депрессии в прошлом свидетельствует о серьезности проблемы. Об ухудшении психического здоровья может свидетельствовать появление признака неопрятности (нежелание и неспособность следить за собой, своим внешним видом), резкое ухудшение взаимоотношений с окружающими, а также предшествующая психиатрическая госпитализация. В случае наступления смерти от передозировки лекарств или наркотиков необходимо выяснить, имел ли покойный представление о потенциальной опасности употребляемых препаратов; как он их приобрел (по рецепту, купил с рук, заранее собирал и накапливал); имелись ли раньше случаи передозировок и какие меры лечения применялись; соблюдались ли неукоснительно предписания и меры предосторожности при употреблении лекарств. Собранные и проанализированные данные психолог представляет в виде письменного заключения. При возникновении сомнений в наличии суицидального намерения у погибшего может быть назначена комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Заключение СПЭ представляет собой исследование, проведенное сведущим лицом – экспертом на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем либо судом будет являться доказательством по уголовному делу. Предметом СПЭ является изучение конкретных процессов, свойств, состояний и механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по уголовному делу. Объектом СПЭ является психическая деятельность здорового человека. Компетенция СПЭ определяется через выделение круга вопросов психологического содержания. СПЭ отличается определенным порядком ее назначения, выбора экспертов, постановкой вопросов и оценкой заключения. Существуют различные виды СПЭ: единоличная и комиссионная экспертизы, основная и дополнительная, первичная и повторная, однородная и комплексная и другие. Особое значение имеет грамотная постановка вопросов следователем при назначении предметных и других видов СПЭ. [1] Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. – М.: УКД «ЗЕРЦАЛО-М», 2006. С. 166. [2] Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2007. С. 224. [3] Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юристъ, 2009. С. 252. [4] Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 8. [5] Там же. С. 8-14. [6] Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 412. [7] Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2007. С. 225. [8] Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 17. [9] Аминов И.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 251. [10] Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2007. С. 225. [11] Аминов И.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 251-253. [12] Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 57. [13] Аминов И.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 254. [14] Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 48. [15] Там же. С. 52. [16] Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2007. С. 225. [17] Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2007. С. 225. [18] Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 51. [19] Там же. С. 79. [20] Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник. – М.: Норма, 2009. С. 187. [21] См. об этом: Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003; Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Практикум по юридической психологии. – Ростов-на-Дону, 2007.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |