Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основными элементами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления

Единство чувственного и рационального в познании.

Это результат воздействия внешних факторов на центральную нервную систему.

Философия, точнее гносеология, рассматривает те же явления, но в другом ракурсе, а именно: в плане отношения познания к объективной реальности, к истине, то есть гносеологии

я устанавливает, насколько верно знание этого объекта, насколько оно соответствует истине. Для гносеологии важен и социокультурный аспект деятельности человека, для психологии же этот аспект является не главным.

В философии принято выделять два основных уровня познания: чувственное (эмпирическое) и рациональное.

Эмпиристы – это Бэкон, Локк, Юм, Кондильяк. По их мнению, нет ничего в познании, чего ранее не было в ощущениях, чувствах.

Чувственное познание – это непосредственное познание, поскольку чувства прямо связывают нас с окружающим миром, предполагая тесный контакт с ним.

Ощущение – это простейший, исходный элемент чувственного познания. Внешний мир оказывает воздействие на органы чувств, вызывая ответную реакцию, которая и есть ощущение.

Восприятие обеспечивает формирование целостного образа объекта. Это не простая сумма ощущений, а их синтез, в котором объединяются разные проявления объекта. В процессе восприятия человек ведет себя значительно активнее, расширяются возможности его творчества, фантазии.

Представление – это уже обобщенный образ одного или многих объектов, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия реальных предметов и явлений на органы чувств по памяти. Как гласит латинская пословица: знаем столько, сколько удерживается в памяти.

Но чувства могут ошибаться, обычно на уровне представлений появляются иллюзии, заблуждения, фантазия.

Чувственное знание не дает полного знания объекта. Оно обеспечивает знание лишь отдельных сторон изучаемых объектов и выявление внешних, на поверхности лежащих связей между ними. Если ощущение и восприятие существуют лишь при непосредственном контакте человека с предметом и не возникают вне такого контакта, то представление возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Образ воздействующего предмета кодируется в механизмах памяти уже в отсутствие предмета, через определенное время, когда о нем вспоминают, этот образ воспроизводится. Как гласит латинская пословица: знаем столько, сколько удерживается в памяти.

Чувственные формы отражения дают нам сведения о единичных предметах, их конкретных свойствах и изменениях.

Однако чувственное познание является ограниченным в силу ряда причин. Во-первых, сами возможности органов чувств человека не беспредельны, они ограничены. Для каждого из органов чувств имеется свой порог воспринимаемости. Они способны отображать окружающие воздействия в определенных диапазонах. Так, зрительный орган способен непосредственно отображать сравнительно небольшой диапазон электромагнитных колебаний, воспринимаемых как видимый свет, с длиной волн от 0,4 микрона, до 074 микрона. За границами этого интервала находятся, с одной стороны, ультрафиолетовые и рентгеновские лучи, а с другой – инфракрасное излучение и радиоволны. Ни те, ни другие не воспринимают непосредственно наши органы зрения. Органы слуха позволяют ощущать звуковые волны от нескольких десятков герц до 20 килогерц. Колебания более высокой частоты (ультразвуковые) или более низкой частоты (инфразвуковые) наше ухо непосредственно не может ощущать.

А чтобы получить полную информацию, точнее, представление об объекте, мы должны рассмотреть его со всех сторон, заглянуть внутрь, собрать раздраженные ощущения, представляя в единый целостный образ. Но сделать это не под силу только человеческому познанию, которое исчерпав свои возможности, «передает эстафету» рациональному познанию.

Рациональное – рацио – разум. Рационалисты – Декарт, Спиноза, Лейбниц, Фихте, Шеллинг, Гегель. Они убеждены, что главным элементом познания является человеческий разум.

Рациональное познание – это наиболее высокая ступень познавательной деятельности, связанная с развитием мышления и приносящая опосредованное знание.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблема истины в познании. Критерии истины | Истинное знание ценно тем, что оно обладает достаточной обоснованностью и выступает как адекватное отображение объективной реальности, соответствует ей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.