КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
План анализа текста
План. Литературные направления, течения, школы Тема: Стиль. Творческий метод. Литературный процесс. Лекция № 16 1. Стиль. Литературная эпоха – направление - течение - школа. 2. Творческий метод. 3. Динамика и чередование реалистических и нереалистических творческих методов в мировой культуре в течение всех культурных эпох 4. Общая схема курса. Опорная схема приемов литературоведческого анализа: от набора инструментов к целостной интерпретации текста. 5. План литературоведческого анализа художественного текста.
Вопрос 1. Стиль Стиль – это человек. Стиль – это совокупность элементов художественной формы, которая придает произведению искусства определенный эстетический вид, стойкое единство образной системы. Стиль художественного произведения: может быть разным в разных произведениях одного и того же автора. Например, А. Пушкин, «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин». Стиль писателя: у каждого автора есть свои стилевые особенности. По которым мы можем узнать данного автора. Например, стиль Андрея Платонова. Стиль литературной эпохи, течения, направления: общие элементы, которые сознательно или несознательно использую авторы одного исторического периода. Например, стиль эпохи – стиль эпохи просвещения, стиль направления – стиль романтиков, стиль течения – стиль народно-песенной лирики, стиль литературной школы – стиль группы «проклятых поэтов» и т.п. Система стилей: І. По выразительности: - нейтральный стиль - экспрессивный стиль ІІ. По тематике и содержанию: - научный - публицистический - канцелярский - правовой - деловой - стиль радио и телевидения - стиль публичных выступлений – ораторский стиль - стиль художественной литературы ІІІ. По эмоциональной окраске: - торжественный - официальный - интимно-лирический - юмористический - сатирический
Литературная эпоха – определенный период в истории развития культуры человечества, отличающийся характерными общими чертами формы и содержания всех видов искусства. Историко-культурные эпохи: - Первобытная культура - Культура древних цивилизаций - Античная культура - культура Средневековья - культура Возрождения - культура барокко и классицизма – 17 век - Эпоха Просвещения - культура 19-го века – эпоха критического реализма - культура 20-го века – эпоха модернизма Литературное направление - эстетическая категория, характеризующая определенный этап литературной жизни. Когда писатели пользуются примерно одинаковыми художественными приемами познания мира и моделирования действительности. Принадлежность к одному литературному направлению предполагает: общее и различное. Общее: культурно-эстетическая традиция; однотипность мировосприятия авторов; общая социальная и культурно-историческая ситуация. Различное: личное отношение автора к общим общественно-этическим проблемам; идеалы каждого автора; художественные концепции. Литературное течение - образование внутри литературного направления, которое объединяет произведения, родственные в своем ракурсе восприятия жизни, общим духовно-эстетическим содержанием. Например, авангард внутри модернизма. Литературная школа - группа писателей, объединенных общими идейно-эстетическими принципами, взглядами на жизнь и творчество; предполагает существование общей творческой программы – Манифеста. Например, футуризм, символизм, акмеизм.
Вопрос 2. Творческий метод писателя. Творческий метод – это определенный способ художественного познания и отражения действительности. Творческий метод – это особый тип образного видения мира (внешнего и внутреннего), позволяющий определенный образом отбирать и обобщать жизненный материал. Творческий метод – это общий подход писателя к действительности. Творческий метод – это тип духовно-практического освоения мира, который составляет определенный этап в историко-культурном развитии человечества. Творческий метод иногда отождествляют с художественной системой, художественной эпохой, течением, направлением, школой. Все творческие методы и художественные системы, стили, направления, течения, школы можно разделить на две группы: реалистические и нереалистические. Вот некоторое формулы, упрощенно определяющие разные творческие методы: Реализм – типичный герой в типичных обстоятельствах Романтизм – необыкновенный герой в необыкновенных обстоятельствах Сентиментализм – идеальный герой в идеальных обстоятельствах Классицизм – схематичный герой в схематичных обстоятельствах на основе трех единств Модернизм – символико-космический герой в символико-космических обстоятельствах.
Вопрос 3. Динамика и чередование реалистических и нереалистических творческих методов в мировой культуре в течение всех культурных эпох Схема исторической смены культурных эпох и чередования реалистического и нереалистического творческого методов:
Вопрос 4. Общая схема курса. Опорная схема приемов литературоведческого анализа: от набора инструментов к целостной интерпретации текста. Курс «Ведение в литературоведение» состоит из таких разделов: 1) Литература как искусство 2) Литературоведение как наука 3) История развития литературоведения как одной из гуманитарных наук. 4) Основные литературоведческие школы 19 - 20-го веков. 5) Литературно-художественный образ. 6) Законы типического. 7) Литературное произведение как художественная целостность образной системы. 8) Содержание и форма в литературе. 9) Тема - проблема – идея литературного произведения 10) Конфликт. Пафос 11) Сюжет и фабула литературного произведения. 12) Композиция литературного произведения. 13) Язык художественной литературы: 4 пласта художественного языка. 14) Стиховедение и основы стихосложения. 15) Роды и жанры литературы. 16) Творческий метод. Стиль. Литературная эпоха, направление, течение, школа. 17) Литературный процесс.
Набор инструментов для поэтапного литературоведческого анализа произведения: - литературная эпоха, творческий метод, стиль - род и жанр, жанровая разновидность - тема – проблема – идея – конфликт – пафос - фабула как схема сюжета - элементы сюжета - части композиции (внешней) и приемы композиции (внутренней), внесюжетные приемы композиции - художественное пространство и время - форма повествования Образы произведения – согласно всем классификациям образов: - образы – персонажи, литературные герои, система образов – персонажей - образы по роду и жанру литературы - образы по форме - образы по степени обобщенности - образы по 4-м пластам художественной речи Если произведение стихотворное – то добавляем: - все основы стихосложения
Вопрос 5. Краткий план литературоведческого анализа текста – основа работы с текстом.
1. Автор, эпоха, история создания, литературный контекст. 2. Творческий метод. Стиль. 3. Род. Жанр. Вид. 4. Тема – проблема – идея. Конфликт. Пафос. 5. Сюжет. 6. Композиция. 7. Образы – персонажи. 8. Образная система произведения. 9. Хронотоп. 10. Если поэтическое произведение – то все элементы стихосложения. 11. Вывод: личное отношение, личное открытие, личное впечатление. Роль и значение данного текста в вашей внутренней культуре.
Привести по 1 примеру литературных произведений- NB всех реалистических и нереалистических направлений в мировой культуре, согласно изложенной в лекции Таблице
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |