Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антимонопольная деятельность государства




Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает, как мы видим, менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери. При этом необходимо иметь в виду, что плоха не монополия сама по себе, а устранение или предотвращение конкуренции.

В целях поддержки конкурентного механизма рынка как самой эффективной и рациональной формы использования ограниченных ресурсов государство проводит антимонопольную политику.

Антимонопольная политика представляет собой систему мер контроля над крупными компаниями, монополизировавшими рынок, направленную на ограничение их практической деятельности.

Родиной антимонопольного законодательства является США. В 1980 году был принят закон Шермана, который являлся первым антитрестовским законом. Он признавал незаконным и уголовно наказуемым монополизацию торговли, объединение предприятий с целью установления контроля в отрасли, сговор о ценах. С тех пор в США и других странах с рыночной экономикой было принято множество законов, ограничивающих власть монополий.

В России в 1991 году был принят «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», и для проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создано Антимонопольное министерство. В 1995 году был принят Федеральный закон «О естественных монополиях».

Согласно российскому законодательству средства, ограничивающие деятельность монополий, применяются в следующих случаях:

- если фирма контролирует чрезмерно большую долю рынка. Как правило, под пристальное внимание государства попа­дают фирмы, доля которых на рынке превышает 35 % от общего объема продаж. Согласно антимонопольно­му законодательству, если эта доля превышает порого­вые 60 %, компания административным путем реорга­низуется в несколько децентрализовано управляемых предприятий-конкурентов;

- если предприятия, функционирующие на данном рынке, принимают согласованные решения о едином для всех участников уровне цен и объемах производства – так называемое фиксирование цен. Это означает, что несколько фирм работают как одна фир­ма-монополист;

- если слияние компаний ведет к ослаблению конку­ренции на рынке и служит средством установления ры­ночной власти. Поэтому для крупного экономического объединения нескольких фирм необходимо разрешение Государственного комитета по антимопольной политике, который в случае опасности монополизации рынка может наложить вето на подобное объединение;

- если во главе нескольких компаний стоят одни и те же хозяйствующие субъекты – переплетающиеся дирек­тораты, то существует опасность тайного коммерчес­кого союза между ними, предполагающего проведение единой политики и в области ценообразования, и в об­ласти сбыта продукции;

- в случае проведения ценовой дискриминации, под которой понимается продажа одинаковых товаров раз­ным покупателям по разным ценам. Речь идет о диф­ференциации цен на однородную продукцию, являющей­ся результатом установленного контроля над ценами;

- в случае, если фирма диктует условия заключения сдел­ки, навязывая исключительные контракты, она про­являет себя как монополист, стремящийся утвердить свое господствующее положение. Условием исключительных контрактов могут быть всякого рода ограничения: покупка товара становится возможной только при приобретении покупателем дополнительно какого-либо иного товара или в контракте оговаривается запрет по­купателю на приобретение аналогичного товара у кон­курента. Все эти сделки свидетельствуют о дискрими­нации покупателя и с точки зрения антимонопольного законодательства трактуются как противозаконные.

Заключение

Таким образом, целью антимонопольного регулирования является обеспечение эффективной работы рыночного механизма, что предполагает обеспечение равных возможностей хозяйственной дея­тельности для всех рыночных субъектов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.