КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №15
Б А
В А – сплошная рама; Б – сквозная рама; В – со сквозным ригелем, одной сквозной и одной сплошной опорой.
Рисунок 3. Схемы сквозных металлических арок.
А – трехшарнирная арка; Б – двухшарнирная арка; В – арка с приподнятой затяжкой.
Рисунок 4. Основные виды оболочек.
а – цилиндрическая длинная; б – цилиндрическая короткая; в – купольная (парусная); г – коноидальная; д – параболическая; е – гиперболическая.
Рисунок 5. Сборные железобетонные купола.
а – с радиальной разрезкой на сборные элементы; б – с радиально – кольцевой разрезкой на сборные элементы; 1 – верхнее опорное кольцо; 2 – нижнее опорное кольцо; 3 – сборные элементы купола.
Рисунок 6. Поперечный разрез здания со складчатым покрытием.
1 – круглые световые проемы; 2 – сборная панель – складка пролетом 18м.; 3 – стропильная железобетонная балка.
Рисунок 7. Конструктивные схемы вантовых покрытий.
а – однопролетные и многопролетные висячие покрытия; б – однопролетные и многопролетные подвесные покрытия.
Рисунок 8. Пример висячего покрытия в виде тонкостенной стальной мембраны.
Рисунок 9. Пример пространственного перекрестно – стержневого структурного покрытия из стали.
а – схема разреза; б – план покрытия по верхнему и нижнему поясу; в – узел соединения стержневых элементов. 1 – стержневой элемент; 2 – узловой элемент; 3 – соединительный элемент.
Скреперные установки План 15.1. Общие сведения. 15.2. Устройство и основные узлы. 15.3. Эксплуатация и охрана труда.
15.1. Общие сведения
Рис. 15.1. Схемы скреперных установок: 1 — скреперная лебедка; 2 — скрепер; 3. — головной канат; 4 — хвостовой канат; 5 — концевой блок; 6 — поддерживающий блок; 7—грохотная решетка; 8 — рудоспуск; 9 — полок; 10 — конвейер. Движение скрепера от забоя (рабочий ход) осуществляется головным канатом, на забои (холостой ход) — хвостовым канатом. При рабочем ходе скрепер, внедряясь в штабель разрыхленной горной массы самозагружается и транспортирует груз волочением по почве до места разгрузки в рудоспуск (см. рис. 15.1, а), в вагонетку через полок при горных работах (рис15.1, б), и в вагонетку или на конвейер при проведении подготовительных выработок (рис. 15.1, б). При доставке горной массы скреперными установками обычно скреперование производят по прямой с использованием двухбарабанной скреперной лебедки (см. рис. 15.1, а—в). Скреперование под углом можно осуществлять с использованием двух скреперных установок с последовательной доставкой горной массы. Возможна доставка горной массы одной скреперной установкой с определенной площади, например из широкой камеры, но в этом случае лебедка должна иметь три рабочих барабана, которые обеспечивают движение скрепера по определенной площади с помощью одного головного и двух хвостовых канатов (рис. 15.1, г). Достоинствами скреперных установок являются совмещение операций по погрузке и доставке, простота конструкции, надежность работы в сложных горно-геологических условиях, возможность транспортирования крупнокусковых скальных пород и крепких руд, работы при различных углах наклона трассы, простое изменение длины доставки. Недостатки скреперных установок: малая производительность, ограниченная длина транспортирования, быстрый износ канатов, высокая энергоемкость, сложность автоматизации ее работы, значительный объем монтажно-демонтажных работ. Производительность скреперной установки составляет в среднем 150—450 т/смену (максимальная до 800 т/смену, рациональная длина транспортирования 20—30 м, максимальная, например при добыче калийных руд, 250—300 м, угол наклона трассы скреперования 35°, максимальная крупность доставляемых кусков 800—1000 мм. Основная область применения скреперных установок — доставка руд черных и цветных металлов и горно-химического сырья по очистному пространству скреперным штрекам или ортам, в которые руда из очистного пространства поступает под действием собственного веса. От выпускных дучек руду скреперными установками доставляют в рудоспуск или загружают в вагонетки (безлюковая погрузка). Скреперные установки на рудных шахтах используют также для подачи закладочных материалов в выработанное пространство и погрузки горной массы при проведении горизонтальных и наклонных выработок. С появлением и широким внедрением самоходных погрузочно-транспортных машин область применения скреперных установок в рудных шахтах сужается. Их целесообразно использовать в условиях залежей небольшой мощности при обособленном их расположении и запасе блока или подэтажа до 50—100 тыс. т, а также при большом горном давлении и малоустойчивой руде, где затруднено поддержание выработок относительно большого сечения, обеспечивающего прохождение самоходных машин. В угольных шахтах скреперные установки применяют при проведении подготовительных выработок, закладочных работах, иногда на очистных работах при отработке крутых пластов щитовым способом.
15.2. Устройство и основные узлы
Скреперные установки могут быть выполнены передвижными и стационарными. В передвижных установках скреперная лебедка смонтирована на самоходном шасси, оборудованном приемным лотком и перегрузочным конвейером. Такие установки называют скреперными грузчиками, они находят сравнительно ограниченное применение. Наибольшее распространение получили стационарные скреперные установки, включающие в себя скрепер, лебедку, канаты и поддерживающие и обводные блоки. Скреперы по конструктивному выполнению разделяют на гребковые, ящичные, гребково - ящичные и совковые. Широко применяют для доставки крупнокусковых абразивных руд скреперы гребковые односекционные односторонние (рис. 15.2, а) и двусторонние (рис. 15.2, б), гребковые многосекционные жесткие или шарнирно-складывающиеся (рис. 15.2, в). Для доставки мелкокусковой горной массы невысокой крепости применяют ящичные скреперы (рис. 15.2, г), средне-кусковой горной массы повышенной влажности — гребково-ящичные скреперы, отличающиеся от односекционных жестких гребковых скреперов наличием боковых стенок небольшой высоты. Скреперы изготовляют литыми, сварными или комбинированными, в зависимости от габаритов они могут быть выполнены неразборными или разборными. Гребковый скрепер (см. рис. 15.2, а) состоит из корпуса, включающего заднюю стенку, рабочая кромка которой армирована зубьями 2 из износостойкой стали, боковых тяг 3 и двух серег 4 и 5 для крепления головного и хвостового канатов. Двусторонние гребковые скреперы (см. рис. 15.2, б) снабжены двумя рабочими кромками, благодаря чему скрепер может работать любой стороной, и, если перевернется, то нет необходимости восстанавливать его в прежнее положение. Многосекционные гребковые скреперы при относительно небольшой ширине обеспечивают большую производительность, чем односекционные, их применяют в выработках шириною 1,6—2 м. Гребковые шарнирно-складывающиеся скреперы имеют шарнирно-закрепленную заднюю стенку, благодаря складыванию которой при холостом ходе обеспечивается прохождение скрепера через небольшой просвет под кровлей выработки у выпускных дучек.
Рис. 15.2. Скреперы: а - гребковые односекционные односторонние; б - двухсторонние; в - гребковые многосекционные жесткие или шарнирно-складывающиеся; г – ящичные.
Ящичные скреперы (см. рис. 15.2, г) кроме задней стенки с ножом для внедрения имеют две боковые стенки, что обеспечивает меньше потери при доставке по сравнению с гребковыми, однако область их применения ограничена доставкой мелкокусковых грузов. Совковые скреперы с нижним захватом примет для доставки мелко- и среднекусковой горной массы в тупиковых выработках. Главным параметром скрепера является его геометрическая вместимость (в кубических метрах). Вместимость односекционных гребковых скреперов 0,16; 0,25; 0,40; 0,60; 1,0 и 1,6 м3; ящичных — 0,25; 0,40; 0,60; 1,0; 1,6 и 2,0 м3. Скреперы имеют буквенные обозначения, например СГ-0,4;-СЯ-0,6. В зависимости от расчетной вместимости V (м3) гребкового или ящичного скрепера (см. рис. 15,2, а) его высота Н, ширина В и длина L обычно относятся как 1:2:2,5 или 1:2:2. Угол внедрения а принимают для мелкой руды равным 25—30°, для крупной. 30—60°. Массу скрепера G0 (кг) верхнего захвата выбирают из условия обеспечения его внедрения в руду:
G0= рВ (15.1)
где: р — масса, приходящаяся на ширину рабочей кромки В, кг/см; для мелкой руды р=1,2ч-2,5 кг/см, для крупной р = 4 - 7 кг/см. Ширина скрепера В (см) ограничивается шириной выработки Вв (м), которая составляет:
В=100 kBв (15.2)
Коэффициент использования ширины выработки k = 0,4 - 0,5 для скреперов верхнего захвата, k = 0,7 - 0,8 — нижнего захвата. Лебедки применяют двух- и трехбарабанные с соосным и параллельным расположением барабанов и двигателя. Конструкции этих скреперных лебедок одинаковы по кинематике и способу включения барабанов и выполнены с использованием широкой унификации деталей. Управление лебедкой может быть ручным, дистанционным или автоматическим. Привод лебедки обычно электрический, реже — пневматический. Скреперная двухбарабанная лебедка (рис. 15.3) состоит из двигателя 1, редуктора с зубчатыми парами 2 и 3, рабочего и холостого барабанов 4 я 5 с планетарными редукторами 6 и 7, тормозного устройства 8 и
Рис. 15. 3. Скреперная двухбарабанная лебёдка.
Вращение от двигателя через редуктор передается на вал 10, на котором жестко закреплена солнечная шестерня 11, находящаяся в зацеплении с сателлитами 12, свободно посаженными на водила 13. С другой стороны сателлиты находятся в зацеплении с коронным колесом 14, наружный обод которого охватывается тормозным устройством 8. Водила 13 жестко скреплены с барабанами, которые свободно посажены на главном валу. Если коронное колесо не заторможено, то оно свободно вращается вместе с корпусом планетарного редуктора, а водила и барабан не вращаются. При затормаживании коронного колеса 14 сателлиты 12, вращаясь относительно солнечной шестерни 11, увлекают во вращение водила 13 вместе с барабаном. Таким образом, при непрерывной работе двигателя обеспечивается переключение направления движения барабанов, а следовательно и скрепера. Лебедка установлена на полозьях 15. На корпусе лебедки закреплены направляющие рамки с роликами 16. Согласно ГОСТ 15035—80 «Лебедки скреперные подземные», мощность двигателя лебедки составляет 10, 17, 30, 55 и 100 кВт. Каждый типоразмер лебедки имеет свое обозначение, например ЗОЛС2СМ, ЗОЛС2ПМ и 55 ЛСЗМ, что означает: первые две цифры — мощность привода в киловаттах, ЛС — лебедка скреперная, следующая цифра — число барабанов, буква С — соосное или П — параллельное расположение барабанов и двигателя, М — модернизированная. Управление тормозными рычагами скреперной лебедки производят вручную или с помощью устройств дистанционного или автоматизированного воздействия на эти рычаги. При ручном управлении машинист скрепера находится постоянно у скреперной лебедки. Дистанционное управление скреперной лебедкой осуществляется машинистом, находящимся у места загрузки скрепера. При дистанционном управлении повышается производительность труда, облегчается труд машиниста скреперной установки. Схема дистанционного управления обеспечивает включение на расстоянии барабанов лебедки и автоматическое переключение на холостой ход после разгрузки скрепера. В лебедках с дистанционным управлением применяют гидроцилиндры, штоки которых соединены с тормозными рычагами лебедки. Управление цилиндрами производится клапанами, переключаемыми с помощью соленоидов, смонтированных в распределительной коробке. Переносной блокпост, с которого машинист скрепера управляет лебедкой, соединен с распределительной коробкой гибким кабелем. Автоматическое управление скреперной лебедкой обеспечивает ее работу без вмешательства машиниста и отключение двигателя при обрыве каната. Переключение хода скрепера в конечных пунктах осуществляется подачей импульсов от датчиков, приводящихся в действие скрепером, канатами скреперной установки, ее барабанами или с помощью реле времени. Канаты, используемые в скреперных установках, должны иметь высокую прочность, эластичность и износоустойчивость. Диаметр канатов, применяемых на скреперных установках соответственно мощности лебедок, составляет 14—28 мм. Канаты используют шестипрядные крестовой свивки. Одним из недостатков скреперных установок является быстрый износ канатов от трения о руду и при навивке на барабаны. Расход канатов составляет обычно 25—40 кг на 1000 т доставленной руды. Блок скреперной установки (рис. 15.4) должен быть удобным для переноски и закрепления, обеспечивать пpocтую правку и снятие каната, обладать малой массой. Обойма блока должна обеспечивать возможность пропуска связанного узлом каната. Крепится блок либо на клиновом штыре, закладываемом в шпур при крепких вмещающих породах, либо на распорной стойке или на крепи. Диаметр блока составляет 200—400 мм и должен быть менее 15—18 диаметров.
Рис. 15.4. Блок скреперной установки.
Минимальную ширину выработки выбирают в зависимости от ширины скрепера. Отношение ширины жесткого скрепера к ширине выработки должно составлять 0,4—0,6, а шарнирно-складывающегося 0,5—0,8 (большие значения относятся к выработкам с бетонной гладкой крепью и незакрепленным выработкам).
15.3. Эксплуатация и охрана труда
При эксплуатации скреперной установки машинист следит за состоянием скреперной лебедки, скрепера и канатов, производит их ежесменный осмотр, проверяет регулировку тормозных лент, наличие масла в редукторе лебедки. Механик или помощник начальника участка ежесуточно производит проверку правильности эксплуатации и технического обслуживания скреперной установки. Плановые текущие ремонты скреперной лебедки производят через каждые 4—6 мес, капитальный ремонт —через 2,5—3 года. Срок службы лебедки до ее списания составляет 6 — 7лет. При эксплуатации скреперной установки нужно строго выполнять правила безопасности: надежно закреплять лебедку и подвесные блоки, не производить работ при отсутствии ограждающих щитов и ограждений на вращающихся деталях, постоянно наблюдать за состоянием заземления корпуса лебедки, обеспечивать хорошее освещение лебедки и дорожки скреперования, своевременно заменять изношенные канаты, а также следить за тем, чтобы в процессе работы не находились люди на дорожке скреперования. Категорически запрещается поднимать и опускать грузы скреперной лебедкой, ремонтировать лебедку при работающем двигателе, одновременно включать рабочий и холостой барабаны, управлять лебедкой без рукавиц и работать без резиновых рукояток, надеваемых на тормозные рычаги.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |