Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главные направления современной экономической мысли




ПСКОВ

ПСКОВ

 

  ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПСКОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
 
  ЭКОНОМИКА  
Курс лекций (для неэкономических специальностей вузов)  
 
 


 


Экономика: Курс лекций / Составители: К.В. Степанов, Ю.Н. Дятлов. – Псков: Псковский юридический институт ФСИН России, 2007. – 217 с.

 

 

Курс лекций подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и рабочей учебного программой. Он включает основные темы из вводного раздела экономической теории, микроэкономики и макроэкономики. В отдельных лекционных темах рассмотрены проблемы функционирования мирового хозяйства, переходной и теневой экономики.

Рекомендуется для студентов (курсантов) очной и заочной формы обучения неэкономических специальностей вузов.

 

Рецензенты:

И.А. Дагаева – к.э.н., доцент кафедры экономики и управления на предприятии Псковского государственного политехнического института;

С.Д. Гринько – к.ю.н., начальник кафедры управления в УИС и информационных технологий Псковского юридического института ФСИН России.

 

© Псковский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Лекция 1. Экономическая наука и её функции. Этапы развития экономической теории 7

1. Возникновение экономической теории и основные этапы её эволюции.. 7

2. Главные направления современной экономической мысли.. 11

3. Предмет и функции экономической теории.. 14

4. Методы исследования экономических явлений.. 16

5. Понятие экономической системы и её типы... 17

Лекция 2. Общественное производство и ресурсное ограничение в экономике.. 20

1. Потребности общества и их безграничность. 20

2. Экономические ресурсы и их виды... 21

3. Общественное производство и его фазы. Границы производственных возможностей.. 24

4. Собственность как экономическая категория.. 31

Лекция 3. Становление и сущность товарного производства.. 37

1. Товарное производство, условия его возникновения и характерные черты... 37

2. Товар и его свойства.. 38

3. Деньги их происхождение, сущность и функции. Денежное обращение и его законы... 39

Лекция 4. Рынок: сущность, функции и структура.. 43

1. Сущность рынка и условия его возникновения.. 43

2. Функции рынка.. 45

3. Классификация рынков. 47

4. Субъекты рынка. Кругооборот ресурсов, продуктов и доходов. 49

5. Конкуренция, её формы и методы. Модели рыночной конкуренции.. 50

Лекция 5. Рыночный механизм. Спрос, предложение, цена.. 60

1. Полезность, ценность (стоимость) и цена товара.. 60

2. Спрос и закон спроса. Неценовые факторы изменения спроса. 64

4. Предложение и закон предложения. Неценовые факторы изменения предложения.. 67

3. Рыночное равновесие и рыночная цена.. 69

3. Эластичность спроса и предложения.. 72

Лекция 6. Предпринимательская деятельность.. 76

1. Предпринимательство как экономический ресурс.. 76

2. Фирма как субъект рынка. Цели и функции фирмы... 77

3. Организационные формы предпринимательства.. 79

Лекция 7. Теория издержек.. 82

1. Понятие издержек производства.. 82

2. Издержки производства в краткосрочном периоде. 83

3. Издержки производства в долгосрочном периоде. 88

4. Доходы предприятия.. 90

Лекция 8. Рынок факторов производства, их виды и функционирование в процессе производства.. 93

1. Труд как фактор производства. Рынок труда.. 93

2. Капитал как фактор производства. Рынок капитала.. 96

3. Земля как фактор производства. Рынок земли.. 98

Лекция 9. Заработная плата наемных работников, доходы собственников и предпринимателей 100

1. Экономическая природа прибыли.. 100

2. Понятие и формы заработной платы... 101

3. Процент как цена за использование капитала. Ставка процента. 103

4. Рента цена за использование земли.. 104

ЛЕКЦИЯ 10. Основы макроэкономики. Макроэкономические параметры... 106

1. Макроэкономика: понятие, цели и инструменты... 106

2. Воспроизводственная и отраслевая структура национальной экономики.. 109

3. Метод "затраты-выпуск" и модель межотраслевого баланса в анализе и прогнозировании структурных взаимосвязей в экономике. 111

4. Основные макроэкономические показатели.. 113

5. Методы измерения ВНП.. 115

ЛЕКЦИЯ 11. Экономическое развитие, рост и циклы... 118

1. Экономическое развитие и его уровень. 118

2. Структурные изменения в экономическом развитии.. 119

3. Экономический рост, его измерение и государственное регулирование. 120

4. Экономические колебания как форма экономического роста.. 122

5. Экономический цикл и его фазы... 124

Лекция 12. Совокупный спрос и совокупное предложение.. 128

1. Совокупный спрос. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса.. 128

2. Совокупное предложение, классический и кейнсианский подход. Факторы совокупного предложения. 130

3. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос – совокупное предложение 132

Лекция 13. Безработица и инфляция.. 135

1. Безработица и ее причины. Виды безработицы... 135

2. Инфляция и её социально-экономические последствия.. 139

3. Кривая Филлипса.. 143

Лекция 14. Финансовая система.. 145

1. Государственные финансы... 145

2. Государственный бюджет. Бюджетная система.. 146

3. Принципы и задачи налогообложения. Виды налогов. 149

4. Кредит: сущность и функции.. 153

5. Кредитно-банковская система.. 155

6. Денежный рынок и денежно-кредитная политика.. 158

Лекция 15. Роль и функции государства в рыночной экономике.. 165

1. Сущность государственного регулирования экономики.. 165

2. Направления и формы государственного регулирования экономики.. 168

3. Доходы населения и их измерение. 173

4. Государственная политика доходов. 174

5. Социальная политика государства.. 177

Лекция 16. Мировое хозяйство. Интеграционные процессы в экономике.. 179

1. Этапы формирования, сущность и структура мирового хозяйства.. 179

2. Развитие международного разделения труда и интеграционных процессов в мировой экономике 181

3. Мировая торговля.. 185

4. Международное движение капитала.. 188

5. Международная миграция рабочей силы... 191

Лекция 17. Международная валютно-финансовая система.. 193

1. Национальные и мировая валютные системы... 193

2. Валютные курсы и конвертируемость. 194

3. Факторы, определяющие валютные курсы... 196

Лекция 18. Экономическая политика в переходной экономике.. 198

1. Понятие переходной экономики.. 198

2. Содержание рыночных реформ.. 199

3. Средства государственного регулирования в переходной экономике. 201

4. Сущность приватизации.. 204

лекция 19. Теневая экономика как экономическая категория.. 207

1. Сущность теневой экономики и основные формы ее проявления.. 207

2. Механизм функционирования теневой экономики.. 209

3. Пути декриминализации экономики.. 213

ЛИТЕРАТУРА.. 217

 


Лекция 1. Экономическая наука и её функции. Этапы развития экономической теории

 

 

1. Возникновение экономической теории и основные этапы её эволюции

 

Истоки экономической науки прослеживается уже в учениях мыслителей древнего мира. Так, в древнеиндийских “Законах Ману” (IV - III вв. до н.э.) отмечается существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

В трудах Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.) прослеживается различие умственного и физического труда; причем, по убеждению мыслителя, первый - монополия высших слоев общества, второй - удел простолюдинов.

Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта (430 - 345 гг. до н.э.), Платона (427 - 347 гг. до н.э.), Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.) - можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки, так как в них содержатся следующие важные положения:

- идея о полезности как основе ценности благ,

- оценка стоимости продукта также и трудом;

- рассмотрение товарного обмена как обмена эквивалентов.

Термин “экономия” (oikonomia) был введен в оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческие хозяйства. “Ойкос” - дом, хозяйство; “номос” - учение, закон. Сегодня в русском языке понятие “экономия” используется в другом значении, оно замещено термином “экономика”, используемым в следующих значениях:

- хозяйство (страны, района, группы стран);

- научная дисциплина, изучающая хозяйство;

- исторически определенная совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления и образующих определенную экономическую систему.

Все древние мыслители физический, производительный труд считали неприличным занятием для свободного гражданина.

Христианство совершило переворот в общественном взгляде на хозяйственную деятельность. По христианскому учению, труд - необходимое и святое дело. В библии мы можем выделить размышления по поводу принципа справедливой цены, общественной, а не индивидуальной оценки ценности благ, о собственности, о богатстве и др. экономических проблемах. Но все эти взгляды в общей сложности не представляли целостного учения.

Как наука экономическая теория возникла в ХVI-XVIII веках. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, развития общественного разделения труда, формирования внутренних рынков и мировой торговли, интенсификации денежного обращения. В это время создается первая значительная школа в мировой экономической науке - меркантилизм (меркантильный - денежный). Сущность их учения заключается в специфическом определении источника происхождения богатства. Этот источник меркантилисты выводили из сферы обращения, отождествляя богатство с деньгами, первоначально - только с золотом. Решение многих экономических проблем они видели в запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег, поддерживали идею активного торгового баланса. Составляющая меркантилизма - политика протекционизма, направленная на защиту национальной экономики от зарубежных конкурентов.

Наиболее известные меркантилисты - Томас Ман (1571 - 1641 гг.) и АнтуанМонкретьен(1575 - 1621 гг.). Последний ввел в научный оборот термин “политическая экономия”, опубликовавв 1615 г. “Трактат по политической экономии” Первая часть термина проистекает от греческого слова “политейя” - “государственное устройство”. Дословно политэкономия переводится как законы хозяйствования в государстве. Появление термина связано с усилением роли государства в экономической жизни. С тех пор понятие используется с разной интенсивностью как обозначение общей экономической теории.

Англия XVII века была самым экономически развитым европейским государством. Не случайно здесь появилось немало мыслителей - экономистов, среди них - ВильямПетти (1623 - 1686 гг.). Важнейшие его работы: “Трактат о налогах и сборах” (1662 г.), “Политическая арифметика” (1646 г.), “Кое-что о деньгах” (1682 г.).

Французский экономист Франсуа Кенэ (1694 - 1774 гг.) - глава школы физиократов (термин произошел от греческих слов: phisis - природа, kratos - власть). В центре теоретической системы физиократов - сельское хозяйство, производительным они считали лишь земледельческий труд. “Экономические таблицы” (1758 г.) Ф. Кенэ - попытка анализа общественного воспроизводства с позиции установления пропорциональности натуральных и денежных потоков в движении общественного продукта.

Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781 гг.) - французский экономист, финансист, представитель школы физиократов. В настоящее время сохраняет ценность сформулированный им “закон убывающего плодородия”, который расширительно трактуется как “закон убывающей производительности (отдачи)”.

Основоположником классической школы в экономической науке является Адам Смит (1729 - 1790 гг.). Основной его труд - “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776 г.). Центральная идея - либерализм в экономике - минимальное вмешательство государства, рыночное саморегулирование на основе свободного движения цен. Экономические регуляторы Смит назвал “невидимой рукой рынка”. А. Смит считал, что хозяйственная деятельность осуществляется людьми, склонными к реализации, прежде всего, собственной выгоды, и в этой связи ввел термин “экономический человек”. Ориентация на реализацию личного интереса обусловливает, согласно взглядам Смита, упорядоченность в экономических отношениях.

А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения его производительности, четко сформулировал принципы рационального налогообложения.

Давид Рикардо (1772 - 1823 гг.) - другой представитель английской классической политической экономии. Основной труд Рикардо - “Начала политической экономии и налогового обложения” (1817 г.). Отличительная черта его научной системы - признание закона стоимости фундаментом, на котором выстраивается в единое целое теория политической экономии. Рикардо считал, что единственный источник стоимости - труд рабочего, который лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты). Из этого он сделал социальный вывод: прибыль - результат неоплаченного труда рабочего. Рикардо выявил тенденцию нормы прибыли к понижению, раскрыл механизм образования дифференциальной ренты. Принцип сравнительных издержек, выдвинутый Рикардо, и сегодня используется для обоснования эффективности международной специализации и кооперирования производства.

Жан Батист Сэй - французский экономист (1767 - 1832 гг.). Маркс называл его одним из первых представителей вульгарной политической экономии. Сэй - сторонник свободной торговли и невмешательства государства в экономику. Он идеализировал систему свободного рынка, отрицал возможность экономических кризисов, допускал возможность перепроизводства лишь отдельных товаров. Сформулировал так называемый “Закон Сэя”, согласно которому предложение рождает свой спрос. Иными словами, спрос в рыночной экономике, в конченом счете, определяется предложением, следовательно, экономика всегда достигает равновесия.

Джон Стюарт Милль (1806 - 1873 гг.) - английский экономист, философ, общественный деятель. “Основания политической экономии и некоторые приложения ее к социальной философии” - его главная работа, была написана в 1848 г. Милль дал развернутое и систематизированное изложение положений классической школы. Основной формой преодоления пороков капитализма считал реформирование принципа частной собственности путем ограничения права наследования. Считал необходимым ради улучшения капиталистической системы осуществлять перераспределение доходов. Обосновал принципы рационального налогообложения.

Марксизм - направление в теоретической экономике, представляющее собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Карл Маркс (1818 - 1883 гг.) - основоположник марксизма, немецкий ученый, социолог, экономист, общественный деятель. Главный его труд - “Капитал”, первый том которого был издан в 1867 г. Важнейшие открытия:

- учение об общественно-экономических формациях;

- выявление исторически преходящего характера капитализма как социально-экономической системы;

- теория воспроизводства и экономических кризисов;

- учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре; противоречиях товара;

- учение о прибавочной стоимости, выявление сущности наемного труда и капиталистической эксплуатации;

- оригинальный анализ эволюции форм стоимости и истории возникновения денег;

- сущность абсолютной ренты.

Главное внимание К. Маркс уделял социальным аспектам экономических отношений, антагонизму классов. Опирались на исследования Маркса не только его последователи, но и критики. Догматизм “марксистов” оказал не менее негативное влияние на развитие отечественной экономической мысли, чем критика марксизма.

Социальными аспектами экономических отношений современные экономисты - теоретики Запада только начинают активно заниматься. При этом им неизбежно приходится обращаться к истокам - учению К. Маркса.

Теория маржинализмабыла сформулирована во второй половине XIX века. Маржинализм (от английского слова marginal - “предельный”) - теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономических процессы, исходя из использования крайних (предельных) величин и состояний.

Первые попытки введения маржинального анализа были сделаны в середине XIX века французским математиком, философом и экономистом Антуаном Курно (1801-1877 гг.). В 40-е годы XIX века он опубликовал “Исследования математических принципов теории богатства”, где и обозначил основные положения маржинального (предельного) анализа. Работа осталась незамеченной современниками.

Развитие идей маржинализма было осуществлено австрийскими учеными. Укажем их имена и основные работы:

Карл Менгер (1840 - 1921 гг., - основоположник австрийской школы), “Основания политической экономии” - 1871 г.,

его ученики:

Фридрих фон Визер (1851 - 1926 гг., “Теория общественного хозяйства” - 1914 г.),

Евгений Бем-Баверк (1851-1914 гг., “Капитал и прибыль” - 1884-1889 гг.).

Наиболее значимым вкладом “австрийцев” в экономическую теорию было использование принципиально нового - субъективного - подхода к определению стоимости, суть которого - определение стоимости блага с позиций индивидуальной оценки. По теории предельной полезности, ими разработанной, цена блага определяется полезностью последней, имеющейся в наличии, единицы продукта.

Современная экономическая теория в западных странах преимущественно называется “Экономикс” и представляет попытку синтеза маржинализма и классической политической экономии. Название “Экономикс” ввел в научный оборотАльфредМаршалл (1842-1924 гг.), профессор Кембриджского университета. Главный труд А. Маршалла - “Принципы экономикс” (1890 г.), оставался основным учебником по экономической теории в западных странах вплоть до окончания второй мировой войны. Дж.М. Кейнс - ученик А. Маршалла - назвал его величайшим экономистом XIX века. Маршалл пришел к выводу, что ни спрос, ни предложение не имеют приоритета в определении цен; использовал понятие рыночного равновесия для характеристики баланса спроса и предложения, разработал концепцию эластичного спроса.

Эволюция терминов “экономика”, “политическая экономия”, “экономикс” и “общая экономическая теория” обусловлены историческими причинами, но, по-существу, являются названиями одной и той же постоянно развивающейся науки - науки об экономической жизни отдельных людей, групп и общества в целом.

Джон МейнардКейнс (1883 - 1946 гг.) - сторонник “регулируемого капитализма”, его теория служит важнейшим обоснованием государственного регулирования рыночной экономики посредством финансовой и кредитно-денежной политики. С помощью этого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, объемы национального производства, подавлять экономические кризисы. Основной труд Кейнса - “Общая теория занятости, процента и денег”(1936 г.). Эта теория имеет многочисленных сторонников, она послужила основой для выработки экономических политики развитых государств Запада. Кейнса считают основоположником современного макроэкономического анализа. Главный элемент концепции Кейнса - принцип эффективного спроса.

 

Основные направления современной экономической теории:

- кейнсианство (неокейнсианство);

- институционально - социологическое (институционализм);

- неоклассический синтез;

- монетаризм;

- неолиберализм.

Кейнсианство -направление в современной экономической науке, представители которого развивают принципы теории Кейнса. Всем кейнсианцам присуще понимание, что рыночный механизм не является идеальным регулятором, экономические колебания, кризисы - неотъемлемая черта рыночного хозяйства, свидетельство его несовершенства.

Джоан Робинсон (1903-1983 гг.) - английский экономист, последовательница Кейнса, автор теории несовершенной конкуренции. Она показала, что реально имеет место несовершенство конкуренции, при которой фирмы продают свои товары по более высоким ценам, чем при совершенной конкуренции, получают большие прибыли, а потребитель терпит убытки. Это приводит к застойным явлениям в экономике, порождает спад производства и безработицу.

Институционально-социологическое направление (институционализм). Представители: Торстейн Веблен (1857 – 1929 гг.) - основоположник, Уэсли Митчелл (1874 - 1948 гг.) - специалист в области промышленных циклов и др.

Принципы институционализма:

- экономическая наука должна учитывать весь комплекс условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь, - правовых, социальных, психологических, политических. Правила государственного управления оказывают не меньшее влияние на экономику, чем рыночный механизм.

- рынок не является нейтральным (справедливым) механизмом распределения ресурсов. Рынок и государство совместно способствуют обогащению крупных корпораций, монополистов.

- в современных экономических системах диктату предпринимателей необходимо противопоставлять организованные действия профсоюзов и государственных органов

По Веблену, экономическая наука не должна быть только наукой о ценах и рынках. Предметом политэкономии является человеческая деятельность во всех ее проявлениях. На поведение людей оказывают влияние не только рациональные экономические мотивы, но и такие факторы, как мотивы демонстративного престижного потребления, завистливого сравнения, инстинкт подражания, закон социального статуса и пр. склонности. Он считал, что институты, или “принятая в настоящее время система общественной жизни”, определяют непосредственные цели, подчиняющие себе поведение людей.

Согласно взглядам институционалистов, историческая эволюция - это последовательная смена стадий: аграрной, индустриальной, постиндустриальной, информационной. В основе эволюции - изменения в производительных силах. По мнению сторонников институционализма, научно-технический прогресс ведет к преодолению социальных противоречий, к прогрессу общества. Наиболее ярко это прослеживается в трудах Дж. Гэлбрейта, предложившего теорию конвергенции.

Неоинституционализм или новая институциональная экономика представлены в трудах:

Рональда Коуза (р.1910, Великобритания, США). Его основные достижения связаны с развитием экономической теории прав собственности, проблем трансакционных издержек, то есть издержек рыночного обмена, обоснованием природы фирм;

Джеймса Бьюкенена (р.1919, США) - известного американского экономиста и политолога, одного из основателей теории общественного выбора. Предмет этой теории - роль демократического государства в экономике, а конкретнее - государственные финансы, объем и структура которых, по мнению Бьюкенена, определяются не рациональным выбором, а взаимодействием различных общественных групп, выявляемым с помощью голосования. В 1986 году Бьюкенен стал лауреатом Нобелевской премии по экономике за “ исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений”.

Джон Хикс (1904-1989 гг.), Пол Самуэльсон (р.1915) - представители направления неоклассического синтеза. Суть их взглядов состоит в том, что, в зависимости от состояния экономики, предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования экономики, либо классические рецепты. Лучшим регулятором они считают денежно-кредитные инструменты.

Основные достижения школы неоклассического синтеза:

- исследования по проблемам экономического роста;

- развитие теории общего экономического равновесия;

- обстоятельное обоснование современной теории и практики налогообложения.

Монетаризм -теория стабилизации экономики, в которой определяющую роль играют денежные факторы. Влияние государства на экономику монетаристы ограничивают контролем за денежной массой. МилтонФридмен (1912-2006 гг.)- глава новой монетаристской школы. Его рекомендации использовались для обоснования рейгановской экономической политики и для экономической стабилизации в Чили во времена Пиночета.

Экономический либерализм, или неолиберализм - теория, согласно которой вмешательство государства в экономику должно быть минимальным, а предпринимательству должна быть предоставлена максимальная свобода. Основные представители - американский экономист австрийского происхождения Людвиг фонМизес (1881-1973 гг.) и его ученик - Фридрих фон Хайек (1899-1992 гг.). По мнению Мизеса, социалистическая экономика не может функционировать на длительных временных интервалах, так как у нее нет внутренних механизмов развития.

В своей работе “Дорога к рабству” Хайек доказывает, что отказ от экономической свободы, от рыночного ценообразования ведет к диктатуре, рабству. Социалистические идеи регулируемой экономики губительны по своей природе. Хайек отстаивает принцип максимальной свободы человека. По его мнению, со стороны государства не должно быть никакого вмешательства, принуждения. Государство не обязано заниматься ни социальным страхованием, ни просвещением, ни ставками квартплаты. Максимум, что можно допустить - это сохранение пособий по безработице и пенсий по старости.

Основываясь на теории неолиберализма, немецкий теоретик, государственный и политический деятель ФРГ Л. Эрхард (1897-1977 гг.) создал собственную теорию социально ориентированного рыночного хозяйства, воплотил ее на практике в послевоенной Германии. При непосредственном участии Эрхарда был осуществлен переход от централизованной к регулируемой рыночной экономике в этой стране. Основные положения теории Эрхарда: необходимость свободных цен, свободной конкуренции, равновесия в экономике. Государство призвано гарантировать эти условия в рыночном хозяйстве и обеспечить социальную направленность развития.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.