Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность рынка и условия его возникновения




Товарное производство является основой современной рыночной экономики. Еще в XVIII в. А. Смит, размышляя о механизмах координации эконо­мики, показал, что каждый производитель стремится только к собственной выгоде, но обстоятельства всякий раз поворачиваются так, что, преследуя собственный интерес, он одновременно реализует интересы всего общест­ва. Словно невидимая рука правит миром, заставляя действовать в соответствии с неким идеальным планом развития экономики. «Невидимая рука» заставляющая предпринимателей производить нужные обществу товары, и есть рыночный механизм.

По мере разложения натурального хозяйства и развития произ­водства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Рынок - сложное образование, которое трудно охарактеризовать од­ним исчерпывающим определением. Существуют различные концепции рынка, созданные учеными разных эпох и школ.

Первоначально рынок рассматривался как базар - место, площадь, отведенные под торговлю. Такое понимание рынка сложилось в период разложения первобытно-общинного строя, когда обмен начинал носить относительно регулярный характер и проходил в определенных местах и в определенное время.

Впоследствии по мере углубления общественного разделения труда термин «рынок» стал приобретать другое значение. Рынок - это не какое-то место, считал французский ученый Антуан Курно (1801-1877 гг.), где осуществляются продажи и покупки, а вся территория, части которой свя­заны отношениями свободной торговли таким образом, что цены быстро и легко выравниваются. В дальнейшем с развитием товарно-денежных отношений в литературе получило распространение определение рынка как формы товарно-денежного обращения.

С ростом производства и появлением в качестве товара рабочей силы рынок все больше проникает в само производство, поэтому под рынком на­чинают понимать и обмен, и производство. С этого момента рынок предста­ет как определенная форма функционирования экономики, как сложная система, обеспечивающая взаимодействие продавцов и покупателей.

В экономической теории и в настоящий время термин «рынок» имеет несколько значений, нет четкого и однозначного определения термина «рынок». Имеется несколько вариантов этого понятия:

Рынок - это место, где каждый день миллионы продавцов и покупателей встречаются и договариваются друг с другом о ценах на все товары, которые покупаются и продаются.

Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений обмена.

Рынок - сфера обмена, связывающая между, собой производителей и потребителей продукции.

Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов.

Рынок - это экономические отношения, связанные с производством и обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена.

Из этих определений можно сделать вывод, что рынок есть механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу производства и обмена товаров и услуг при помощи денег.

Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и по­требление. Для производства рынок поставляет необходимые ре­сурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и заку­пок товаров и услуг. Для распределения он является тем механиз­мом, который определяет размеры доходов для владельцев ресур­сов, продающихся на рынке. Для потребления рынок - это тот канал, через который потребителю поступает основная часть не­обходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок - это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Исторические условия, сделавшие рынок объектив­но необходимым:

Первое условие — разделение труда, которое ведет к спе­циализации и обмену. Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблю­дениям этнографов, на о. Калимантан и территории нынешней Малайзии это происходило так «продавцы», положив свои про­дукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупате­лям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приоб­рести предложенные им предметы, они оставляли свои и удаля­лись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забира­ли оставленные предметы, взамен оставив свои. Здесь мы наблюдаем зародыш бартера — одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

Развитие обмена привело к появлению денег, которое расши­рило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное произ­водство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изде­лий, которые нужны их производителю не для собственного по­требления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего полу­чить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными слова­ми, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

Второе условие — самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хо­зяйствующих субъектов. Товарный обмен обязательно предпола­гает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограничен­ности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обо­собленность) исторически возникает на базе частной собствен­ности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локаль­ным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предпри­ятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

Третье условие — свобода предпринимательст­ва. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институ­ты — это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противо­действующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

На первый взгляд кажется, что на рынке господствует анархия и хаос. На деле же рынок обладает определенным порядком и способен саморегулироваться и самонастраиваться. Рыночный механизм характеризуется тем, что он состоит, как бы, из трех относительно самостоятельных механизмов.

1) механизма экономических связей между субъектами рынка;

2) механизма формирования цен, распределения ресурсов и доходов;

3) механизма конкуренции или борьбы (соперничества) за достижение больших выгод и преимуществ.

Особое место в рыночном механизме принадлежит конкуренции. Благодаря конкуренции непрерывно осуществляется поиск неиспользуемых факторов производства создание новых жизненных благ, повышается качество товаров и услуг, снижаются цены.

Конкуренция не только выявляет будущие потребности и эффективные технологии, но и ставит всех, чьи доходы зависят от рынка перед выбором, опередить тех, кто добился большего успеха, либо частично или полностью лишился своего дохода, а возможно и исчезнуть с рынка. Механизм конкуренции заставляет людей перестраивать свой тип экономического поведения.

Центральным моментом в рыночном механизме являются отношения между продавцами и покупателями. Именно они совершают процесс купли-продажи товаров и услуг. Между этими участниками рыночного обмена стоят посредники, без которых невозможны сделки между продавцами и покупателями.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.