Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание на уровне разума




Все данные синтетичны и рассудок не способен подвести всё под свои категории (познать всё). Рассудок работает на грани опыта и предела опыта, а далее à Разум (за пределами опыта). Метафизика является областью действия разума.

В разделе «Трансцендентальная диалектика» Кант рассматривает проблему трансцендентального разума (чистого). Разум закладывает предельные координаты, в которых находится любое познание. Для разума существует своя система понятий – ИДЕИ (у рассудка – категории). Это те состояния разума, которые принципиально не возможны в опыте (базовые метафизические понятия). Разум образует три идеи:

• идею о душе как безусловной целостности всех психических явлений;

• идею о мире как безусловной целостности бесконечного ряда причин и следствий;

• идею о Боге как безусловной причине всех обусловленных явлений.

Работа разума – это абстрагирование, выявление принципов (извлекаемых из себя самого) и понятий. Таким образом, Разум всегда может находиться в двух «мирах»: в трансцендентном и в трансцендентальном, таково его устройство.

Трансцендентный мир – мир абсолютно вне опытный: идеи бога, абсолюта.

Трансцендентальный мир – это мир «привязанный» к опыту, предшествующий или выходящий за рамки опыта. Объясняется всегда по отношению к опыту. Это наше сознание по отношению к познанию (априорно). Например, число 5 – трансцендентально, а идея числа 5 – трансцендентна (где предмет адекватный этому числу? нет чувственного аналога).

Таким образом, разум по природе двойственен, поэтому всякое знание, продуцированное им тоже двойственно (знание может уходить в область чистой бесконечности). Т.е. человек способен познавать как окружающий его мир, так и моделировать различные фантастические, абстрактные реальности (фантазия, творчество), он так устроен! Поскольку разум изначально противоречив, возможно диалектическое познание.

Вывод: трансцендентная философия Канта предполагает осмысление границ познания, приходит к синтезу рационализма и эмпиризма.

Критика практического разума: этика Канта, учение о категорическом императиве. Человек – априори нравственное существо. Нравственность – есть область трансцендентального априори, она устойчива, поскольку изначально дана человеку. Мораль – сумма норм, выработанных в обществе (изменчива). Практический разум – это «чистая воля». Практический разум – это воля человека, способность поступать согласно представлению о законах.

Склонности человека:

1.инстинкты à счастье, удовольствия (когда воля подчинена чувствам);

2.добродетели à мораль (когда воля подчинена разуму).

Следовательно, мораль и счастье НЕСОВМЕСТИМЫ.

Кант говорил о независимой, «чистой» воле, которая существует не ради какой-либо пользы, а сама по себе. Чистая воля – это моральный долг. Чистая воля автономна, априорна, является регулятором поведения человека на основе высшего морального закона (категорического императива), который находится в разуме априори. Это область нравственности. Императив – это нравственный закон добровольного ограничения свободы человека. Свобода – атрибут человека разумного. Человек стремится к свободе и ставит себе сам границу. «Могу ли я быть безгранично свободным? Нет. Чтобы реализовать свою нравственную цель, человеку нужен либо Бог, либо императив. Нравственная свобода – это добровольное ограничение своей индивидуальной свободы (самоограничение).

Высший моральный закон (2 формулировки):

1. «Поступай согласно такой максиме (мотив поведения), руководствуясь которой можно пожелать, чтобы она стала всеобщим законом», т.е. «Относись к другому так, как хотел, чтобы относились к тебе».

2. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда как к средству». Т.е. Каждый человек – личность, достойная уважения.

Критика способности суждения это эстетика Канта. Производится в работе критический анализ суждений, при помощи которых Кант пытался связать два мира: мир опыта и мир нравственности. «На что я смею надеяться?» - на единство воли и природы, а значит гармонии, т.е. через мир красоты лежит путь к высшему благу – счастью человека.

Эстетическое суждение у Канта – суждение рефлексивное, априорное и субъективное. Пространство, время и причина тоже априорны, но есть разница между двумя типами априорности: пространство, время и причина входят в субстанцию природы, эстетическое априорное суждение всегда субъективно. Это наименование того удовольствия, которое испытываем мы сами, оно не может относиться к чему-то лежащему вне нас. Способность испытывать бескорыстное эстетическое удовольствие есть чистое суждение вкуса. «Суждение вкуса есть созерцательное… суждение». „Суждение о красоте, к|до| которому|какому| примешивается малейший интерес… не есть чистое суждение вкуса|смака|”. Таким образом, по Канту, вкус есть способность представлять предмет на основе чувства удовольствия или неудовольствия, это способность суждения о предмете по отношению к свободной закономерности воображения. А суждения эстетического вкуса, основаны на чувстве удовольствия или неудовольствия.

Таким образом, Кант рассматривал общие способности человеческого разума:

1. теоретический разум (познавательные способности) à познание природы, истины;

2. практический разум (способности желания) àнравственность, свобода и необходимость человека в обществе;

3. способности суждения àэстетический вкус и восприятие прекрасного и возвышенного.

Вывод: Противоречивость философии Канта породила множество последователей и критиков его учения. В ХIХ в. рождается неокантианство, оказавшее неоценимую роль в развитии философии ХХ века.

2.Философия Ф. Шеллинга (1775-1854):

В творчестве Шеллинга принято выделять пять периодов развития: натурфилософия, трансцендентальный идеализм, философию тождества, философию свободы, философию откровения. Как Платон и Кант он обращался к проблеме раздвоенности мироздания.

НЕПОЗНАВАЕМЫЙ ОБЪЕКТИВНЫЙ МИР

МОЩНЫЙ РАЗУМ

ТОЖДЕСТВО БЫТИЯ И МЫШЛЕНИЯ

Это первый исходный тезис философской системы Шеллинга. Суть: нет ничего в бытии, чего бы не было в мышлении. «Мыслить можно только то, что объективно есть в бытии». Это методологическое основание единства мира, т.е. мир един и познаваем (àГегель).

Второй исходный тезис Шеллинга: бытие изначально имеет духовное начало. Бытие имеет смысл.

Логика Шеллинга: мир объединен духовным началом, однако в мире существуют три самостоятельные сферы (физический мир – природа, общество, человек). Должна быть некая возможность объединения этих сфер? Это Дух. Духовное начало проявляется на различных уровнях развития каждой из этих сфер.

1. Диалектическая натурфилософия: Природа и Дух представляют собой определенное единство. Шеллинг идею о «чистой активности» как «сущности» Духа переносит на Природу. Она становится у него деятельной и развивающейся тем самым Шеллинг закладывает основы учения об объективной диалектике.

Природа реально и объективно существует, она есть нечто единое и целое, продукт «бессознательного разума», «некий застывший разум в бытии». Этот разум действует внутри Природы и проследить его можно благодаря целесообразности его действия. Причем высшей целью ее развития является порождение сознания, и тем самым пробуждение разума.

Природа – тождество реального и идеального, некий организм, идеальная форма, стремящаяся к материальному воплощению. Природа есть проявление бессознательной жизни разума, проходящего ряд этапов (от низших – неорганическая природа – к высшим – органическая природа и разумный человек).Таким образом, Шеллинг утверждал идеальную сущность природы как абсолютное тождество идеального и реального.

Особенность природы: вечное развитие и становление.

Источник развития природы: противоречие.

Впервые установил стадии развития противоречий в природе:

На 1 ст. «магнетизм» - противоречия находятся внутри одного и того же тела, они нерасчленимые;

На 2 ст. «электричество» противоположности разделяются и распределяются на различных телах, противостоящих друг другу;

На 3 ст. «химизм» объединение магнетизма и электричества, их взаимодействие.

Эти три стадии образуют три степени восходящего ряда потенций (возможностей) динамического процесса. Следовательно, любое развитие, согласно утверждению философа, в природе возникает в результате борьбы противоположностей.

2. Система трансцендентального идеализма.

В этот период Шеллинг приходит к выводу, что проделанная им ранее работа, в которой было показано то, как развитие Природы приводит к появлению Духа (Разума), только наполовину решает задачу построения философской системы. Вторая половина работы состоит в том, чтобы показать, каким путем к Природе может прийти Разум.

Шеллинг рассуждает следующим образом. 1. Дух, Разум, «Я» есть изначальная активность, воля, располагающая себя в бесконечности. Деятельность «Я» состоит в мышлении, предметом мышления для него может быть только оно же само. Но для того, чтобы возник продукт такой деятельности, «Я» должно что-то себе противопоставить, положив тем самым себе пределы. Сталкиваясь с таким пределом («не-Я»), активность становится сознательной; ее Шеллинг называет «идеальной деятельностью». Построение философии, исходящей из деятельности субъекта (т.е. «Я», которое создает свою противоположность, свой предел («не-Я»), приводит нас к субъективному идеализму. 2. Построение философии, исходящей из реального существования Природы, т.е. «не-Я», заставляет нас сделать вывод о независимости «не-Я» от «Я» и приводит к философии, которую Шеллинг называет «реализмом». 3. Если же мы учитываем обе возможности, то тогда возникает синтез субъективного идеализма с реализмом, т.е. «трансцендентальный идеализм».

Изначальная деятельность, будучи сознательной и бессознательной одновременно, присутствует как в Духе, так и в Природе, порождая все существующее. Шеллинг трактует эту бессознательно-сознательную активность как эстетическую. Лучшие произведения человеческого искусства создаются по тем же закономерностям, содержат в себе тот же шифр, что и произведения космических сил, т.е. Природы. Отсюда, ключом к познанию бытия является философия искусства, а само искусство оказывается «единственным и вечным Откровением». Философия как особый вид интеллектуальной деятельности доступна единицам, а искусство открыто любому сознанию. Поэтому именно через искусство все человечество сможет достичь высшей истины.

Философия искусства – завершающий раздел системы. «…лишите искусство объективности, и оно перестанет быть тем, что оно есть, и превратиться в философию; придайте философии объективность, и она перестанет быть философией и превратится в искусство». Искусство приводит к познанию всего человека. «Вся система заключена между двумя полюсами, из которых один определяется интеллектуальным, другой – эстетическим созерцанием». Основные положения:

· Искусство – высшая форма познания, искусство не подчинено ни пользе, ни науке, оно выше;

· Искусство отражает тождество сознательной и бессознательной деятельности. В нем преодолевается противоречивость природы и свободы, сознательного и бессознательного => гармония, идеал;

· Художник создает свои произведения на основе бессознательного вдохновения;

· Искусство в процессе развития рождает всю культуру: Поэзия – философия отдельные науки;

· Искусство – «высочайшее единение свободы и необходимости». Это то, в чем, совершив полный круг, находит свое завершение сознательно творческая природа человека.

3. Философия тождества

Если ранее мысль о тождестве Духа и Природы была предпосылкой философских построений Шеллинга, то в период философии тождества она становится основной проблемой всей философии. Исходным здесь оказывается понятие «Абсолюта», в котором неразличимы субъект и объект. В этом Абсолюте совпадают все противоположности, но в нем же содержится начало дифференциации и обособления этих противоположностей; и этот Абсолют есть Бог. Тем самым Шеллинг оказывается на позиции пантеизма, который можно назвать «эстетическим пантеизмом».

4. Философии свободы Центральной проблемой данного периода стал вопрос о порождении мира из Абсолюта, о причинах нарушения равновесия идеального и материального, субъективного и объективного. Абсолюту (Богу) изначально присуща важнейшая способность воля с ее свободой.

В Абсолюте есть как темное слепое начало (Бездна) иррациональная воля, так и светлое рациональное; конфликт между ними изначален, а борьба между ними и есть жизнь Бога. Победа светлого, доброго начала и приводит к образованию Божественной личности, а все негативное, преодолеваемое Богом, изгоняется им в сферу небытия. В человеке также присутствуют начало сознательное и бессознательное, свобода и необходимость, добро и зло. Обнаружив в себе эти два начала, мы начинаем строить свою личность сознательно развивая в себе все лучшее и изгоняя из себя темное, приближаясь тем самым к Божественной личности.

5. Философии откровения Изначальная божественная воля, выступающая как «иррациональное хотение», является непостижимой для человеческого разума. Но она в определенной степени постигается человеком в «опыте», т.е. в мифологии и во всех религиях. Через них Бог открывает себя людям. Поэтому путь к постижению Бога лежит через понимание этого ряда Откровений. Здесь философия Шеллинга, с одной стороны, сливается с теологией, а с другой закладывает философский фундамент для будущих культурологических исследований.

Вывод: Шеллинг – создатель гениальной диалектической системы тождества. Философские идеи Шеллинга оказали большое влияние на немецких романтиков, на философию жизни (особенно на Ницше), на экзистенциализм, а также на развитие философии культуры. Но особенно влиятельным оно было по отношению к теории Гегеля. Необходимо также отметить, что учение Шеллинга оказало значительное влияние на многих русских философов, и прежде всего на Соловьева и Флоренского.

3. Философия Г. В. Ф. Гегеля: (1770-1831 г.):

Гегель – вершина немецкой классической философии. Христианский философ – протестант (интеллектуальная вера). Признавал:

ДУХОВНОЕ НАЧАЛО = РАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Следовательно, возможно рациональное осмысление всего! Это панлогизм. Создал самую крупную систему объективного идеализма и теорию диалектики (более 100 томов). Труды: «Феноменология Духа», «Наука логика», «Энциклопедия философских наук»,«Философия истории», «Лекции по эстетике», др.

Гегель создал уникальную философскую систему (=построил самостоятельно собор), в которой было учтено абсолютно все! Он создал гигантское пространство, в котором учтены все причинно-следственные связи с точки зрения историко-диалектической методологии. Гегель – великий систематизатор научного знания. Досконально проанализировал отношение Человек – Мир с точки зрения базовых отношений по всем аспектам (природы, истории, общества, права, морали, науки, искусства, религии и т.д.) Гегель структурирует все поле философии как единой Логики. Что объединяет все аспекты? Дух! à СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ИСТОРИИ АБСОЛЮТНОГО ДУХА (сценарий жизни и творчества Бога!).

Центральное понятие Абсолютная идея, которая развёртывается в мире в процессе самоотчуждения, порождает природу, общество, человека. Исходный тезис: Бытие тождественно мышлению.

Отчуждение – это творение из себя самого. У А.Д. ничего нет кроме самого себя. Он отчуждает себя в природу, общество, в человека, à природа состоит «из того же» из чего состоит Дух, но при этом имеет свои автономные (индивидуальные черты), то же с обществом и человеком. Таким образом, А.Д. как единое – раздваивается, т.е. развивается. Ситуация обретения нового – развитие. Следовательно, отчуждение есть диалектическое развитие (отрицание отрицания: А.Д. и он и не он после отчуждения). Поэтому все что существует – продукты развития А.Д. Он может существовать только через развитие и саморазвитие. Стадии развития Абсолюта:

 

3 этапа развёртывания абсолютной идеи:

1. Логика (чистое мышление, соотношение логических понятий), стихия чистого мышления. Это бытие-в-себе Абсолютного Духа. Идея раскрывает свое содержание в системе взаимосвязанных и переходящих друг в друга логических категорий. Логика – «слепок» логики А.Д. Он не может мыслить бесцельно, его цель – познание самого себя! Его самопознание и саморазвитие бесконечно! Все сущее – продукты мышление А.Д. Гегель создает диалектическую логику, являющуюся одновременно онтологией и гносеологией. В ней 3 учения:

учение о бытии, о сущности, о понятии. Это метафизика. Важнейшие категории этого учения: качество, количество, мера, скачек (триады категорий). Здесь разработаны законы диалектики: взаимоперехода количества и качества; единства и борьбы противоположностей; закон отрицания отрицания. А.Д. мыслит триадно (противоречие – основа развития). Все эти триады имеют одинаковую структуру: тезис антитезис синтез, повторяющую общую структуру Абсолюта. Первой триадой (элементарной, или первого порядка), представляющей собой абсолютное начало, является:

Начиная мыслить бытие как «чистое бытие», т.е. обладающее только свойством «быть», мы тем самым вынуждены мыслить это нечто и как определенное, т.е. как то, что отлично от Ничто. Таким образом, чистое бытие порождает свою противоположность, свое отрицание (тезис порождает антитезис). Но при этом Бытие и Ничто (тезис и антитезис) существуют только в единстве, взаимоограничивая и взаимоопределяя друг друга. Их взаимодействие, их борьба друг с другом в рамках исходного единства приводит к синтезу — появлению нового члена триады (в данном случае – «Становление»).

Т.О.: Развитие идеи происходит в стихии чистого мышления.

2. Философия природы, развитие Идеи в форме инобытия, т.е. в форме природы. Природа служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий. Гегель стремился проследить, каким образом природа, будучи инобытием идеи, становится духом. Разработал классификацию естественных наук (от низших к высшим):

механика (материя, движение, падение, др.);

физика (свойства материи – вес, звук, тепло; аналитика химических процессов);

органическая физика (геологическая природа, растительная природа, животный организм, т.е. история жизни на планете);

Т.О.: Целью природы есть создание разумного духовного существа – человека.

3. Философия духа: это «бытие-в-себе-и-для-себя» Духа. Т.е. развитие Идеи в сознании, праве, нравственности, всемирной истории, т.е. в Духе. Человек является синтезом природы и общества, биосоциальное существо, обладающее новым качеством à триадное мышление.

· субъективный дух – познание индивидуального сознания;

· объективный дух (социально-историческая жизнь общества, право, мораль, всемирная история, семья);

· абсолютный дух: искусство (в форме созерцания); религия (в форме представления); философия (в форме понятий).

 

В философии Абсолютная идея, выступающая в форме Абсолютного духа, познает свою собственную сущность и тем самым «возвращается к себе». И поэтому здесь процесс ее развития завершается, а система Гегеля оказывается законченной: «конец» смыкается с «началом», образуя замкнутый круг. С другой стороны, поскольку применяемый Гегелем метод является диалектическим, предполагающим бесконечное движение (как результат вечной борьбы противоположностей), то это движение является бесконечным движением по замкнутому кругу.

Вывод: Гегель создал гениальную целостную диалектическую и предельно рациональную систему философии, лозунгом которой можно назвать: «Все действительное разумно, все разумное действительно».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.