Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложение и закон предложения. Неценовые факторы изменения предложения

 

Предложение - это объем товаров, которые продавцы готовы продать потребителю по определенным ценам.

Нас здесь интересует вопрос, что определяет цену товара. Поэтому выясним зависимость между ценой и предложением товара. Рассмотрим следующий пример (таблица 5).

Перенесем эти данные на график. На оси абсцисса отложим количество предложенных товаров, а на оси ординат - цену за единицу товара. Полученная кривая (прямая) называется кривой предложения и обозначается буквой S (рисунок 10). Она отражает взаимосвязь между количеством предложенного товара и его ценой. Кривая предложения показывает, какую цену надо заплатить за единицу товара для каждого количества этого товара, чтобы оно было произведено и предложено на рынке.

 

Таблица 5 – Цена и предложение товара

Цена за 1 единицу товара, у.д.е. Величина предложения в штуках
   

 

На графике видно, что существует прямая зависимость между ценой и предложением товаров на рынке. С повышением цены возрастает и величина предложения. И наоборот. Эта специфическая связь между ценой и предложением товаров называется законом предложения. Он показывает, что производители хотят производить и предлагают к продаже больше товаров по высоким ценам, чем по низким.

Рисунок 10 – Кривая предложения

 

Подобное явление объясняется здравым смыслом. Для покупателя, как мы говорили, цена есть барьер, сдерживающий спрос. Чем выше барьер, тем меньше спрос.

Продавец (производитель) выступает в роли получателя денег. Для него цена есть выручка за единицу товара, проданного на рынке. Поэтому чем выше цена, тем больше выручка. Цена, таким образом, выступает в качестве стимула к производству данного товара. Если кривая спроса изменяется по нисходящей, то кривая предложения - по восходящей линии, Это объясняется тем, что цена прямо влияет на производство и предложение товаров.

Вогнутость кривой предложения объясняется тем, что по мере роста цены в производство вовлекается все большее количество фирм до тех пор, пока не произойдет «насыщение» рынка товарами.

Кроме цены, на предложение влияют следующие факторы неценового характера:

1. Ресурсные цены. Увеличение цен на экономические ресурсы повышает издержки производства и сокращает предложение того или иного товара. При этом кривая предложения смещается влево. И наоборот, снижение ресурсных цен уменьшает производственные затраты и увеличивает предложение, сдвигая кривую вправо.

2. Технологии. При внедрении новых, более совершенных техноло­гий продукция производится более эффективно, что в свою очередь сни­жает уровень издержек и увеличивает предложение.

3. Налоги и субсидии. Увеличение налогов сокращает величину при­были, остающейся в распоряжении предприятия, и следовательно, умень­шает возможности для увеличения предложения товара. Государственные дотации, наоборот, увеличивают предложение.

4. Цены на другие товары также способны влиять на изменение пред­ложения. Например, снижение цены на говядину может побудить фермера предлагать к продаже больше свинины, и наоборот, повышение цены на го­вядину вызовет стремление фермера сократить предложение свинины.

5. Ожидания производителей относительно изменения цен влияют на заинтересованность производителей в продаже товаров в настоящее вре­мя. Ожидая повышение цены на производимый товар, фирма будет задер­живать реализацию своей продукции. Это вызовет сокращение предложе­ния. Если же наблюдается тенденция снижения цен, объем предложения в данный момент будет увеличиваться.

6. Количество продавцов на рынке. По мере вхождения в рынок но­вых фирм число поставщиков будет увеличиваться и кривая предложения станет смещаться вправо. И наоборот, рыночное предложение будет уменьшаться в связи с выходом фирм из отрасли, сдвигая при этом кри­вую предложения влево.

Под воздействием одно­го или нескольких факторов из перечислен­ных выше кривая предложения может сме­щаться либо вправо, либо влево.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Спрос и закон спроса. Неценовые факторы изменения спроса | Рыночное равновесие и рыночная цена
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.