Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доходы предприятия




 

Подобно тому, как различают совокупные, средние и предельные издержки, необходимо различать совокупный, средний и предельный доход. Совокупный доход (валовой доход, выручка от реализации) (TR) - это произведение цены (Р) на количество проданной продукции (Q):

 

TR = P ´ Q (7)

Поведение фирмы, стремящейся к максимизации прибыли, вомногом зависит от структуры рынка, на котором она функционирует (рынок совершенной или несовершенной конкуренции). При этом в зависимости от характера рынка, на котором функционирует фирма, цена представляет собой либо постоянную величину, на которую фирма не может воздействовать (фирма - "ценополучатель"), либо величину переменную, на которую фирма может повлиять (фирма - "ценоделатель").

Следовательно, доход фирмы, функционирующей на рынке совершенной конкуренции, всецело зависит от выбранного ею объема производства и изменяется пропорционально изменению выпуска продукции, в то же время доход фирмы, реализующей свою продукцию на рынке несовершенной конкуренции, зависит как от выбранного объема производства, так и от цены. Фирма-монополист для того чтобы продать больше продукции, вынуждена снижать цену, поэтому совокупный доход фирмы по мере увеличения объема продаж сначала растет, затем начинает снижаться.

Графически совокупный доход фирмы совершенного конкурента представляет собой прямую, восходящую из начала координат, неконкурентной фирмы (монополиста) - параболу, вершина которой характеризует максимальный совокупный доход, получаемый фирмой (рисунок 20).

Так как для конкурентной фирмы цена - величина данная и средний доход представляет собой постоянную величину, то кривая среднего дохода - горизонтальная линия, а поскольку неконкурентная фирма для увеличения объема продаж вынуждена снижать цену, то кривая ее среднего доходапредставляет собой нисходящую линию с отрицательным наклоном.

 

 

 

 

Рисунок 20 - Совокупный доход фирмы совершенного конкурента (а) и

неконкурентной фирмы (монополиста) (б)

 

Кривые среднего дохода, описывая зависимость между ценой продукции и величиной продаж (покупок), представляют собой кривые спроса на продукцию отдельной фирмы. Спрос на продукцию конкурентной фирмы абсолютно эластичен, спрос на продукцию неконкурентной фирмы может обладать разной степенью эластичности.

Наконец, третьим показателем, характеризующим доход фирмы и широко используемым в экономическом анализе, является предельный доход.

Предельный доход (МR) характеризует прирост совокупного дохода при увеличении объема производства на единицу:

 

MR = DTR: DQ (8)

Если объем производства изменяется на единицу, то предельный доход равен разности между данным и предыдущим совокупным доходом:

 

MR = TRn – TR(n-1) (9)

Предельный доход конкурентной фирмы равен среднему доходу и цене, т.е.

MR = AR = P (10)

Для конкурентной фирмы кривая спроса, кривая предельного дохода и кривая среднего дохода совпадают. Они представляют собой одну и ту же горизонтальную линию, проведенную на уровне, соответствующемценепродаваемого товара (рисунок 21).

 

 

 

Рисунок 21 - Кривая спроса, кривая предельного дохода и кривая

среднего дохода совпадают для конкурентной фирмы

 

Предельный доход неконкурентной фирмы меньше среднего дохода (цены), т.е. MR<P. Подобное соотношение между предельным доходом и ценой объясняется следующим образом. Чтобы продать дополнительную единицу продукции, фирма вынуждена снизить на нее цену, но фирма не может продавать одинаковые экземпляры продукции по разным ценам, поэтому она вынуждена снизить цены и на все предыдущие экземпляры. В результате за счет дохода, полученного от продажи дополнительной единицы продукции, фирма должна покрыть убытки от снижения цен на предыдущие экземпляры. В условиях несовершенной конкуренции предельный доход фирмы равен цене дополнительной единицы продукции за вычетам убытков, возникающих в результате снижения цены предыдущих единиц.

Предположим, что фирма продает первую единицу продукции за 14 ден. ед., чтобы продать вторую единицу, она вынуждена снизить цену до 12 ден. ед., но тогда в этом случае она будет вынуждена снизить цену и на предыдущую, первую единицу. В результате, продав вторую единицу за 12 ден. ед., фирма получит предельный доход, равный 10 ден. ед. [12 - (14-12)], т.е. предельный доход меньше цены.

Таким образом, если для продажи большего количества товара фирме необходимо снизить цену, то кривая спроса на ее продукцию (кривая среднего дохода) будет наклонена вниз, а кривая предельного дохода окажется ниже кривой среднего дохода.

Если спрос эластичен, то предельный доход неконкурентной фирмы положителен, если спрос неэластичен, то предельный доход отрицателен. При объеме выпуска, для которого эластичность спроса равна единице, предельный доход равен нулю, а совокупный доход максимален.


Лекция 8. Рынок факторов производства, их виды и функционирование в процессе производства




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.