Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика работы психолога с дошкольниками




Воля

Речь

Мышление

-формирование и развитие навыков и умений, спо­собствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов, воздействия на них с целью изменения.

-наглядно-действенное мышление, является подготовительным

-предпосылки для фор­мирования более сложной формы мышления — наглядно-образ­ного мышления, которое характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле пред­ставлений, без применения практических действий.

- появление наглядно-схематического мышления. Наглядно-схематическое мышление создает большие возмож­ности для освоения внешней среды. Однако эта форма мышления остается образной, опирающейся на реальные действия с пред­метами и их заместителями. Данная форма мыш­ления является основой для образования логического мышле­ния, связанного с использованием и преобразованием понятий

-к 6—7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя нагляд­но-действенное мышление, наглядно-образное и логическое.

- окончательное формирование активной речи.

- формирование планирующей речи.

- развитие внутренней речи.

Ребе­нок 6—7 лет может стремиться к далекой (в том числе и вообра­жаемой) цели, выдерживая при этом значительное волевое на­пряжение в течение довольно длительного времени.

При выполнении волевых действий

-значительную роль про­должает играть подражание, хотя оно становится произвольно управляемым

- большее значение приобретает словесная инструкция взрослого, побуждающая ребенка к опре­деленным действиям. Игра стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения.

в мотивационной сфере ребенка:

-формируется система соподчиненных мотивов, прида­ющая общую направленность поведению ребенка -од­ним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых уси­лий мотивов является оценка действий взрослыми.

-развитие познавательной мотивации: не­посредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время ребенок становится более активным в поиске новой ин­формации.

-Изменения претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих.

-;выполнение норм становит­ся осознанным, а определяющий его мотив — «вписанным» в общую иерархию

-носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при оп­ределенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.

-усваивает моральные оцен­ки, начинает учитывать с этой точки зрения последовательность своих поступков,

-овладение уме­нием сравнивать себя с другими детьми. Для шестилетних детей - характерна в основном недифференцированная завышенная само­оценка. K семилетнему возрасту она дифференцируется и несколь­ко снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка себя в сравнении с другими сверстниками.

Обобщая наиболее важные достижения психического разви­тия ребенка 6—7 лет, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются достаточно высоким уровнем умственно­го развития, включающем расчлененное восприятие, обобщен­ные нормы мышления, смысловое запоминание. Интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображе­ния, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регу­лируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения. Его поведение характеризуется наличием сформиро­ванной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.

Базисные характеристики лич­ности дошкольника. (Т.И. Чиркова)

1. Произвольность. Рассматривается как одна из форм волевого поведения, возможность управ­ления своим поведением в соответствии с нормами и правилами.

2. Самостоятельность. Данная форма активно­сти ребенка отражает актуальный уровень его раз­вития, обеспечивает возможность постановки и решения жизненных проблем без помощи взрос­лого

3. Инициативность. Это один из показателей развития детского интеллекта, познавательной де­ятельности. Инициативность непосредственно свя­зана с любознательностью,

4. Креативность. Способность к созданию но­вого оригинального продукта детской деятельнос­ти.

5. Свобода поведения. Должна рассматривать­ся как показатель нормального развития ребенка, так как только нормально развивающийся ребе­нок, уверенный в своих силах, способен самостоя­тельно сделать выбор средств и способов достиже­ния определенной цели.

6. Безопасность поведения. Рассматривается, прежде всего, в отношении самого ребенка, связа­на с развитием способности предвосхищать послед­ствия своих и чужих действий и явлений.

7. Ответственность. Связана с развитием эмо­ционально-волевой сферы ребенка..

8. Самосознание. Развитие образа «Я» ребенка идет на основе оценок окружающих его взрослых, опыта переживания им успехов и неудач в обще­нии со сверстниками, отделения себя и своей дея­тельности от взрослого.

А. Н. Леонтьев отмечал, что «ведущей может называться только та деятельность, в связи с ко­торой происходят главнейшие изменения в психи­ке ребенка и внутри которой развиваются психи­ческие процессы, подготавливающие переход ре­бенка к новой высшей ступени его развития»- игровая деятельность

Следовательно, возрастные особенности детей-дошкольников, могут играть как позитивную, так и негативную роль в развитии ребенка в зависимости от условий его жизни и воспитания.

 

1 ребенок не может самостоятельно заявить о своих проблемах (проявляется в капризах, агрессивности и т.п.)

2. запрос на психологическую помощь от родителей и педагогов.

(возможна проекция своих проблем).

3. ребенок не может ставить осознанно цель.

4. несформированность рефлексии.

5. возможность работы только при наличии у ребенка интереса.

6. работа в двух направлениях: развития психических функций, предупреждение отклонений в развитии.

7. полное и разностороннее ознакомление ребенка с окружающим миром.

8. потребность в совместной деятельности со взрослым.

9. работа в как в зоне актуального, так и ближнего развития.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.