КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные задачи направления работы психолога
Психолог, работающего с детьми дошкольного возраста, связаны с психологическим сопровождением естественного развития ребенка, которое включает развитие основ произвольности психических процессов у детей и тренировку психических процессов и функций. Желая как можно быстрее воспитать в ребенке эти особенности, взрослые дают ему инструкции, советы и ограждают его массой запретов. Тем самым они убивают активность и самостоятельность ребенка, вызывают у него агрессию и чувство неполноценности. Работа психолога включает в себя следующие направления: .психологическая диагностика,. коррекционно- развивающее направление, психологическое просвещение и профилактика. Коррекционно- развивающее направление включает в себя достаточно широкий спектр форм работы: - групповые коррекционно-развивающие занятия (работа в личностной и познавательной сферах); - индивидуальные коррекционно-развивающие занятия (работа в личностной и познавательной сферах); - тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ; — индивидуальные занятия с одаренными детьми; — занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению; - тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары) С точки зрения И. В. Дубровиной основной целью коррекционной работы с детьми, характеризующимися нормальным развитием, является содействие полноценному психическому и личностному развитию, основываясь на знании возрастных норм индивидуальных возможностей ребенка. Залог успеха коррекционно-развивающей деятельности - правильно выявленная причина той или иной проблемы. В психике человека все взаимосвязано, поэтому деформации или нарушения в одной сфере часто влекут за собой появление проблем в другой Видынарушений развития ребенка-дошкольника. 1. Нарушения, вызванные негативным воздействием на ребенка (единичные случаи). 2. Нарушения, вызванные систематическим негативным отношением к ребенку, следствием которого явилось отсутствие каких-либо важных структурных компонентов психики. 3. Нарушения, являющиеся следствием деформации психики. 4. Глобальное отставание всех сфер и процессов. В процессе подготовки детей к школе необходимо делать акцент на развитие учебных навыков. Ребенок должен научиться мыслить, анализировать, находить нестандартные творческие решения, грамотно и связно разговаривать, удерживать необходимое время свое внимание и т.д. Данное направление включает и работу со взрослыми (родителями и педагогами), предполагающую их активное обучение навыкам взаимодействия, саморегуляции.Психологическое просвещение и профилактика. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. В круг актуальных вопросов, предлагаемых психологом родителям и педагогам, должны входить: - возрастные особенности детей; - условия, необходимые для полноценного психологического развития; - готовность к школе и т. д. 4. Основные методы работы с дошкольниками: 1.арт терапевтические методы. 2. игровая терапия. 3. психогимнастика. 4. поведенческие методы. Один из путей содействия росту произвольности психической саморегуляции основан на гимнастике психики ребенка. Человеческий организм самой природой запрограммирован на поиск приспособительных реакций к изменяющимся условиям среды. Первый этап тренировки психической произвольности-развитие самоощущения, самопонимания, самосознания Второй этап тренировки психической произвольности — научиться изменять свою психическую жизнь в желаемом направлении. В детском возрасте способность подчинять свою жизнь ярким живым образам фантазии совершенно естественна, во-первых, потому что основной тип регуляции поведения у детей как раз непроизвольный, во-вторых, потому что слово у ребенка близко к образу. Понимание общих механизмов психофизической регуляции организма дает возможность воздействовать на развитие детской психики не извне, а изнутри. Психогимнастика — это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Одна из методик под таким.названием была создана Ганой Юновой в ЧССР в 1979 г. «Психогимнастика» Г. Юновой представляет собой модификацию для подростков групповой психотерапевтической методики, широко известной как «Психодрама» Дж. Морено (1892 — 1972). Дж. Морено в молодости работал в детских садах и придумывал для своих подопечных сценарии, которые становились канвой для детской импровизации, — это были уже зачатки психодрамы. Дж. Морено организовывал игровую психотерапию у детей так, что сами пациенты оказывались исполнителями тех или иных ролей. Психотерапевт являлся постановщиком психодрамы. Больные выполняли функции как актеров, так и зрителей. В таком виде метод представляется аутопсихотерапевтическим. В методике Г. Юновой каждое занятие включает ритмику, пантомиму, коллективные игры и танцы. Оно состоит из трех фаз: I фаза — снятие напряжения II фаза — пантомима. III фаза заключительная, закрепляющая чувство принадлежности к группе (используются различного рода коллективныеигры и танцы). Метод психогимнастики, разработанный Г. Бардиер, И.Ромазан и Т.Чередниковой, опирается на представления о механизмах психофизической саморегуляции, законах их формирования в онтогенезе, их взаимообусловленности и внутренних связях. Основные механизмы психической регуляции человека проявляются в функциональном психофизиологическом единстве деятельности организма как целостной системы (П. К.Анохин). Это единство означает, чтоизменение в деятельности какого-либо элемента системы вызывает изменения в работе других ее звеньев. По мере созревания мозговых структур и определенных нервных ребенка появляются возможности самому управлять своим поведением. Этому процессу можно способствовать, создавая условия для деятельности и тренировки растущих и созревающих функций ребенка. Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в этих сферах. В двигательной сфере: умение произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении; умение различать и сравнивать мышечные ощущения; умение определять характер ощущений (напряжение — расслабление, тяжесть —легкость и т.д.) и характер движений, сопровождаемый этими ощущениями (сила —слабость, резкость — плавность, темп, ритм) B эмоциональной сфере: умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения; умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т.п.); умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие. В сфере общения: умение улавливать, понимать и различать эмоциональные состояния других людей; умение сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать — прочувствовать его эмоциональное состояние); умение отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние другого проявить такие чувства, которые он ожидает). В поведении: умение определять конкретные цели своих поступков; умение искать и находить средства достижения этих целей; умение проверять эффективность выбранных путей, правильность выбора опытом чувств в аналогичных ситуациях; умение предвидеть конечный результат своих действий и поступков; умение брать на себя ответственность; Методика развития основ произвольности психической регуляции у детей включает приемы психогимнастики, эмоционально-коммуникативного, поведенческого тренингов, аутотренинга и элементов игровой коррекции поведения. Занятия проводятся в форме игр-драматизации на увлекательные для детей темы, например: Персонажами игры становятся сами дети и ведущий взрослый (психолог). Участие детей в игре является добровольным. Элементами игр являются специальные упражнения, объединенные в группы и направленные на развитие умений произвольной регуляции в различных сферах психики. Каждое упражнение включает фантазию (мысли и образы), чувства (эмоции и переживания) и движения ребенка. Чтобы ход общей игры не прерывался, необходимо все упражнения объединить содержанием сюжетпо-ролевой игры. Отсутствие каких-либо внешних атрибутов — еще одно условие игры. Занятие начинается с общей разминки. Ее задача — помочь детям сбросить инертность психического и физического самочувствия, поднять мышечный тонус, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для этого выполняются несколько упражнений-игр на внимание и проводятся подвижные игры Упражнения-игры на внимание должны быть разнообразны по форме и характеру. Объекты внимания также самые разные: звуки, голоса, предметы, люди, их эмоции и т.п. Например: «Что изменилось в этой комнате?», «Какие звуки слышны на улице?», «Кто из детей самый грустный?» Подвижные игры могут быть любыми, но они должны быть всегда интересны детям. Bce игры и упражнения включают элементы психогимнастики. Психогимнастика — это не механическое повторение физических упражнений. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ. Таким образом, психогимнастическое упражнение использует механизм психофизического функционального единства. Игровое (психогимнастическое) содержание упражнений должно способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сфер. Оно направлено на решение следующих задач: -дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения; -тренировать его в произвольном внимании к своим ощущениям, учить сравнивать их между собой; учить ребенка определять характер физических движений и соотносить их с мышечными ощущениями; В последовательности психогимнастических упражнений важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений: напряженных и расслабленных; резких и плавных; частых и медленных; дробных и цельных; едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний; вращений тела и прыжков; свободного продвижения в пространстве и столкновения с предметами. Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия. Кроме разминки, включающей упражнения на движение и психогимнастики в сюжет каждого занятия обязательно включаются упражнения на эмоции и эмоциональный контакт Далее следует коммуникативная часть занятия, когда происходит тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга. Это могут быть эмоциональные проявления и контакты-пантомимы. В упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению, оценка эмоций. В этих упражнениях ребенок овладевает главным инструментом общения — умением сопереживать, освобождается от эмоциональной напряженности, готовится к свободному проявлению эмоций, активному общению. Следующий этап занятия — тренировка умения регулировать свое поведение. Этот этап решает следующие задачи: показ-проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов; развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в разных ситуациях. Составляя тренинговые упражнения для поведенческих игр, психолог варьирует их в следующем диапазоне: проигрывание ситуации с типовыми инцидентами; отреагирование внутренних негативных переживаний, имевших место в детском саду или дома; загадки на разрешение конфликтных ситуаций; самостоятельные игры-фантазии с проекцией внутренних эмоциональных проблем и актуальных переживаний; домашние задания на активизацию положительно эмоциональных проявлений, закрепление новых форм эмоционального реагирования. Заключительная часть занятия направлена на закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую деятельность ребенка, приводит детей в состояние эмоционального равновесия. Специальные техники здесь не используются. Это может быть хоровое пение, скандирование любимых веселых стихов, сопровождаемое движением. Желательно, чтобы после занятий у детей была возможность проведения самостоятельной свободной игры, и которой может спонтанно продолжиться понравившийся сюжет или упражнение. Регулярное выполнение комплекса психогимнастических упражнений приводит и к вторичным психологическим эффектам: формированию положительного образа тела, что ведет к самопринятию, повышению уверенности в себе, эмоциональной устойчивости, гармонизации психики. Другим важным эффектом психогимнастики является развитие абстрактных и творческих способностей у детей, для этого используются игры с замещаемыми предметами. Психогимнастика Чистяковой М.И. ориентирована на детей младшего возраста., Основной акцент в ней сделан на обучение элементам техники выразительных движений (I фаза занятия), на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств (II и III фазы занятия) и на приобретение навыков в саморасслаблении (IV фаза ЗАНЯТИЯ). На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным движениям. В этом психогимнастика сближается с большой группой методик, использующих язык тела в психотерапии нарушений общения у детей и подростков. Основная цель — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. J |В психогимнастике большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Имеются десятки причин, вызывающих нарушения общения. Нарушения взаимоотношений могут быть, в частности, следствием двигательной расторможен-ности, а также неумения словесно общаться. Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал, хотя словесное выражение своих чувств детьми поощряется ведущим. Ведь назвать — значит более или менее понять. К концу разработанного нами курса психогимнастики, состоящему из 20 занятий, дети должны овладеть примерно 8 понятиями, связанными с переживанием основных эмоций, и 10 представлениями, оценивающими личностные качества человека. Схема занятия по психогимнастике I фаза. Мимические и пантомимические этюды. Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой. 2. фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта> честность и т. п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. 3. фаза. Психомышечная тренировка. Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера. Между II и III фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе. Мы называем его «минуткой шалости». Дети в пределах зала, где проходит психогимнастика, могут делать все, что хотят. Ведущий психогимнастику не вмешивается в общение детей между собой. Желательно договориться с детьми о сигнале, сообщающем о возобновлении занятия. Так, пока взрослые стоят и разговаривают, все дети балуются, а как только взрослые сели на стулья, они тоже должны занять свои места. Если во время перерыва музыка не звучала, можно сыграть на фортепиано арпеджио или какую-нибудь музыкальную фразу из популярной детской песни. Сигналом может стать и включение света, если «минутка шалости» сопровождалась его выключением. Сигнал может быть любым, но постоянным. Между III и IV фазами можно вставить какой-нибудь этюд на развитие внимания, памяти, сопротивления автоматизму или подвижную игру. Дошкольников в группе должно быть не более шести, а младших школьников — не более восьми. На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем смогли принять участие все дети, поэтому большее количество детей в группе нежелательно: из-за увеличения числа повторений занятие сделается скучным и некоторые дети могут оказаться на нем в положении зрителей. Надо следить и за тем, чтобы в группе не было более одного гиперактивного, аутичного или склонного к истерическим реакциям ребенка. Не имеет смысла составлять группу по какому-то одному признаку: только боязливые, только амимичные, только с неустойчивым вниманием и т. п. Игровая коррекция в работе с дошкольниками Игровая коррекция поведения является формой групповой психотерапии. Она основана на деятельностном подходе и использует детскую игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях (А.И.Захаров). Игровая коррекция используется при различных формах нарушения поведения, детской тревожности, страхах, нарушениях общения, неврозах, аутизме у детей. Основная цель игровой психокоррекции — создание условий для устранения искажений в психическом развитии ребенка, перестройки неблагоприятно сложившихся новообразований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции общего хода развития и воссоздания полноценных обновленных контактов ребенка с миром. Задачи: актуализация у ребенка новых форм переживаний; воспитание позитивных чувств по отношению к окружающим; формирование адекватного отношения к самому себе и другим; развитие самосознания, повышение уверенности в себе; обогащение приемов общения; отработка новых видов игровой и других видов деятельности. Основные принципы игровой психокоррекции: специфичность обстановки. Ребенок попадает в несколько необычную для него обстановку: все, что окружает ребенка, поступает в его полное распоряжение. специфичность контакта. Ребенок попадает в ситуацию, где не действуют старые нормы жизни. Он получает свободу вести себя так, как он хочет; безоговорочная симпатия и участие к ребенку. Только чувствуя себя в полной безопасности, ребенок способен раскрыться, «вы плеснуть» наружу свои внутренние, глубоко личные проблемы. минимальное количество ограничений активность самого ребенка. Опора на все сильное и позитивное в личности ребенка Процесс и этапы психокоррекции. (А. С. Спиваковская.)Для детской группы характерна своя внутренняя динамика. Групповой процесс возникающий в ходе занятий игровой психокоррекции, проходит три отчетливо выявляемых этапа: ориентировочный, реконструктивный и закрепляющий. На первом этапе детям предоставляется возможность для спонтанной игры. На этом этапе решаются следующие задачи:) диагностическая — выявляются особенности эмоционально-поведенческой сферы, требующие коррекции; создание у ребенка положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе. На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт На втором этапе принимает целенаправленный характер, используются специальные приемы. Здесь происходит эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения, неприятных переживаний, широко используются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание различных проблемных ситуаций На этом этапе дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Задача психолога — обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, развить навыки общения, обогатить игровую деятельность. Этапы психокоррекции: I этап. Тактика наименее директивна. Психолог наблюдает за игрой детей, старается создать теплую эмоциональную атмосферу. Используются следующие приемы: невербальные средства общения; поощрение спонтанной активности ребенка. П этап. На реконструктивном этапе тактика изменяется, позиция психолога становится более активной. Приемы: интерпретация; отражение; демонстрация более адекватных способов поведения; внушение; создание ситуаций выбора, требующих от ребенка определенного способа действия; использование специальных игр. III этап. Это этап опробования нового опыта. Ребенок уже научился справляться с возникающими у него проблемами. Структура психокоррекционного занятия. Каждое занятие состоит из ряда этюдов и игр. Основная цель занятий — сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. 1. Разминка. Занятие начинается с общей разминки. Ее задачи — сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, внимание и интерес ребенка к совместному занятию. II Мимические и пантомимические этюды. Задача — выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний (радость, удивление, интерес, гнев и др.), связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. П1. Игры и этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Задача — выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. 4 Игры и этюды, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу, V Окончание занятия, психомышечная тренировка. Задачи: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3162; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |