КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 12 Сбалансированность бюджетов
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов бюджет должен быть сбалансированным по доходам и расходам. Сбалансированность является основным принципом бюджетной системы РФ. Превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета, превышение доходов над расходами – профицитом бюджета. Бюджетный дефицит не относится к числу финансовых явлений, носящих чрезвычайный характер. В экономической теории отношение к нему разное, но его нельзя считать абсолютным злом или абсолютным благом, многое зависит от причин его возникновения и источников покрытия. Пределы бюджетного дефицита зависят от экономической ситуации. Известный английский экономист Дж. Кейнс и его последователи в целях экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовали проводить политику дефицитного финансирования, которая представляет собой способ государственного регулирования экономики. По их мнению, любое увеличение государственных расходов (в т.ч. военных) дает мультиплицирующий толчок экономическому росту в условиях присущей рыночной экономике недогрузке производственных мощностей и резервной армии труда. Бюджетный дефицит встречается в бюджетах многих стран. Причинами его образования могут выступать: - рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и увеличения инвестиций; - чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие рост непредвиденных расходов на их покрытие; - кризисные явления в экономике, развал и неэффективность финансовой системы. Минимизация дефицита бюджета достигается разными методами: одни используются при формировании бюджета, другие при его исполнении. К методам, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов, совершенствование механизма распределения бюджетных доходов, выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов, построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений, сокращение масштабов государственного сектора экономики, жесткая экономия расходов путем исключения из них лишних затрат, использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований. В ходе исполнения бюджета минимизация размера дефицита достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов, строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств[1], определения оптимальных сроков осуществления расходов, использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета, мобилизации резервов роста бюджетных доходов, последовательного проведения финансового контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, оказания финансовой помощи другим бюджетам. Наличие крупного бюджетного дефицита было основной проблемой российской бюджетной системы в 90-х годах XX века в период активных экономических преобразований. Наибольший дефицит консолидированного бюджета России имел место в 1994 году. Он составлял 10,7% от валового внутреннего продукта, более 28% от расходов бюджетной системы. Федеральный бюджет 1994 года был утвержден с дефицитом 70,0 трлн. руб., что составляло 36% от объема расходов. Дефицит федерального бюджета в разные годы в России составлял: в 1996 г. – 6,8% от ВВП; в 1997 г. – 5,4% от ВВП; 1998 г. – 4,6% от ВВП; в1999 г. – 2,54 % от ВВП; в 2000 г. – 1,08% от ВВП. В 2001 г. бюджет РФ впервые был принят без дефицита, а с 2002 г. бюджеты принимались с профицитом. В 2007 году превышение доходов над расходами федерального бюджета составило 1 501 837 300,0 тыс. рублей (чуть более 1,5 трлн. руб.). В 2008 г. прогнозируемый профицит федерального бюджета - 74 149 704,0 тыс. рублей (почти 74,2 млрд. руб.). Прогнозируемый профицит федерального бюджета на 2009 год в сумме 14 292 951,2 тыс. рублей и равенство прогнозируемого общего объема доходов и общего объема расходов федерального бюджета в 2010 году.
Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета[2]. Кредиты Центрального банка РФ, а также приобретение им государственных ценных бумаг РФ при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета. Дефицит бюджета субъекта Федерации не должен превышать 15 % утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Для субъекта Российской Федерации дефицит бюджета не должен превышать 10 % утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 % утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Для муниципального образования дефицит бюджета не должен превышать 5 % утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Обычно в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом (решением) об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Выделяют внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета. В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются: · разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение; · разница между средствами, полученными от возврата бюджетных кредитов и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов; · разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ; · разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций и международных финансовых организаций; · изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года; · поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации; · поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение; · курсовая разница по средствам федерального бюджета; · прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета. В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются: · разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение; · разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами; · объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу; · разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов; · прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета. Утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда, не может превышать 1 процент прогнозируемого ВВП, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Указанное ограничение может быть превышено на сумму бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, не использованных в отчетном финансовом году.
Источники финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации 1. В состав источников внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включаются: - разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение; - разница между полученными и погашенными субъектом РФ в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций, бюджетными кредитами, предоставленными другими бюджетами бюджетной системы РФ, кредитами международных финансовых организаций; - изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации в течение соответствующего финансового года;. - поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; - курсовая разница по средствам бюджета субъекта Российской Федерации и др. 2. В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включаются: - разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение; - разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации кредитами иностранных банков в иностранной валюте; - объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу; - объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств субъекта Российской Федерации в иностранной валюте. Остатки средств бюджета субъекта РФ на начало текущего финансового года в объеме, определяемом законом субъекта Федерации, могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |