Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Государственный и муниципальный кредит




 

1. Сущность и значение государственного и муниципального кредита.

2. Управление государственным и муниципальным долгом.

 

-1-

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы экономических субъектов и средства населения. Главным способом их получения является государственный и муниципальный кредит. При осуществлении кредитных операций государственные и местные органы власти обычно выступают как заемщики, а многочисленные юридические и физические лица — их кредиторами. Вместе с тем государство может предоставлять гарантии исполнения третьими лицами своих долговых обязательств. В этом случае органы власти выступают как гаранты. Наконец, органы власти могут выдавать кредиты, например, юридическим лицам и иностранным государствам. Тогда они выполняют роль кредиторов.

Государственный и муниципальный кредит — это специфические финансовые отношения по поводу перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и части стоимости национального богатства, связанные с формированием дополнительного к бюджету фонда финансовых ресурсов и использованием бюджетных средств на возвратной основе или для обеспечения гарантий, в которых государственные и местное органы власти выступают как заемщики, гаранты или кредиторы.

Особенность государственного и муниципального кредита как финансовой категории состоит в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом. Ссудный капитал используется для кредитования субъектов хозяйствования в целях обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности.

Когда речь идет о государственном и муниципальном кредите, то взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, являются источником погашения государственных и муниципальных заимствований, а выплата процентов по ним осуществляется за счет средств бюджета. Государственный и муниципальный кредит, связанный с функционированием властных структур и движением бюджетных средств, выражает часть финансовых отношений общества.

Государственный и муниципальный кредит выражает отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части стоимости национального богатства. В сферу государственных и муниципальных кредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения и организаций, не предназначенные для текущего потребления.

Государственный и муниципальный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных и муниципальных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный и муниципальный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам — все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита.

Государственные и муниципальные заимствования осуществляются в виде займов и кредитов. Государственные и муниципальные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных и муниципальных ценных бумаг. Основным видом ценных бумаг, символизирующим долговое обязательство государственных и местных органов власти, является облигация.

Для кредитов, привлекаемых органами государственной и местной власти, характерно то, что инвесторы непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов органов исполнительной власти различных уровней. Прямое заимствование средств может производиться, в частности, среди государственных и коммерческих банков, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств.

Государственные и муниципальные гарантии предоставляются по займам и кредитам, привлекаемым органами власти субъектов федерации, органами местного самоуправления, экономическими субъектами. Государственные и местные органы гарантируют не только безусловное погашение займов (кредитов), но и выплату процентов по ним. В этом случае речь идет о гарантированных заимствованиях.

В зависимости от категории заемщика различают бюджетные кредиты, бюджетные ссуды и собственно государственные кредиты. Средства, предоставляемые на возвратной основе российским юридическим лицам, получили название бюджетные кредиты. Если заемщиком на срок до 6 месяцев является российский орган власти, то это — бюджетная ссуда. Финансовую помощь иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям называют государственными кредитами.

Использование государственных и муниципальных заимствований и гарантий ведет к образованию государственного и муниципального долга. Предоставленные государственные и муниципальные кредиты формируют государственные (муниципальные) финансовые активы или долг перед соответствующим органом власти.

Государственный и муниципальный долг выражает собой финансовые обязательства, вытекающие из государственных и муниципальных заимствований и гарантий, предоставленных органами власти по обязательствам других лиц. Государственные и муниципальные финансовые активы — это финансовые обязательства экономических субъектов, иностранных государств, международных организаций и других дебиторов, вытекающие из получаемых ими государственных и муниципальных кредитов. Разница между государственным (муниципальным) долгом и соответствующими финансовыми активами представляет собой чистый долг.

Различают капитальный, основной и текущий государственный и муниципальный долг. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государственных и местных органов власти и гарантированных ими долговых обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам; основной долг — это номинальная стоимость всех долговых обязательств органов власти и гарантированных ими заимствований; текущий — предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государственными и муниципальными органами, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Как и сами долговые отношения государственный и муниципальный долг может быть внутренним и внешним.

- 2 -

Под управлением государственным и муниципальным долгом понимается совокупность мер по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, изменению условий уже выпущенных займов, погашению и обслуживанию долга, регулированию рынка государственных и муниципальных заимствований, определению условий и предоставлению государственных и муниципальных гарантий и кредитов и контролю за их целевым использованием.

Управляя своим долгом, государственные органы и органы местного самоуправления определяют соотношение между различными видами долговой деятельности (государственными и муниципальными заимствованиями, гарантиями и кредитами), структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных займов, гарантий и кредитов, порядок выпуска и обращения займов, порядок предоставления гарантий и кредитов и выполнения финансовых обязательств по ним. Соответствующие органы устанавливают и все другие необходимые аспекты функционирования государственного и муниципального долга.

Управление государственным и муниципальным долгом бывает стратегическим и оперативным. Перспективные вопросы развития долга находятся в компетенции Федерального собрания, президента и правительства РФ, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов федерациии местного самоуправления. Оперативное управление долгом является функцией исполнительной власти. Активное участие в нем принимают Министерство финансов РФ, финорганы субъектов РФ и местного самоуправления.

Первым и определяющим моментом в управлении государственным и муниципальным долгом является регулирование уровня внутренней и внешней задолженности и удержание ее на приемлемом уровне. Это достигается на основе установления законодательных ограничений по долговым обязательствам федеральных, региональных и муниципальных органов. Краткосрочность российских долгов и высокая стоимость заимствований в последние годы вынуждали властные структуры постоянно заботиться об удлинении сроков и сокращении доходности новых заимствований. Это достигается, в частности, на основе реструктуризации долга, под которой понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения.

В советский период увеличение сроков и удешевление государственного долга достигалось путем проведения конверсии и консолидации. В централизованной плановой экономике эти мероприятия проводились в принудительном порядке. Под конверсией понималось изменение доходности, а под консолидацией — увеличение сроков функционирования выпущенных займов. В рыночной экономике реструктуризация долга осуществляется на основе использования механизмов финансового рынка.

В сфере внешних заимствований реструктуризация долга проводится на договорной основе. Тогда под реструктуризацией понимается изменение графика погашения основного долга и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.